МОТОГОНКИ.РУ, 12 января 2025 - Можно сказать, что именно благодаря Yamaha и родился сам ралли-марафон «Дакар». С момента его появления, частные и заводские команды Yamaha не пропустили ни одного сезона. Но в субботу, 11 января 2025 года эта история прервалась.
История Дакара
История «Дакара» началась с курьеза: французский предприниматель и гонщик Тьери Сабин на мотоцикле Yamaha вышел на старт ралли "Абиджан-Ница" 1977 года, где, как известно, заблудился в Сахаре и несколько дней искал путь на бивуак. Блуждания по пустыне привели его к гениальной идее о создании пустынного ралли в Африке. Он нашел партнеров и проложил маршрут из Парижа в Дакар, став директором ралли.

Тьери Сабин помогает гонщику Yamaha, оставшемуся без топлива посреди пустыни (ралли Дакар 1983)
Француз Сирил Нуво на Yamaha 500 XT выиграл самый первый ралли-марафон «Париж-Дакар» в 1979.
С Yamaha связана одна из самых успешных историй на «Дакаре» - это история Стефана Петранселя, выигравшего 33 этапа и 6 гонок в категории BIKES на мотоциклах Yamaha с 1991 по 1998 годы, еще в двух гонках он был близок к победе (1989 и 1996).

Легенда ралли Дакар - Стефан Петрансель
Незабвенный Александр Нифонтов стал первым российским участником «Дакара» в категории мотоциклов в 1994 году и проехал три ралли, с 1995 года - на Yamaha.
Незадолго до принятия «Дакаром» нового "мирового" технического регламента, француз Давид Фретиьи боролся с 700-кубовыми KTM за победу в 2004 году на Yamaha WR450F. Фретиньи одержал в той гонке 3 победы на этапах и завершил гонку в ТОП-7, став первым среди гонщиков на мотоциклах с 1-цилиндровыми двигателями нового поколения.

Заводская команда Monster Energy Yamaha Rally Team 2020 года
В середине 2000-ных Yamaha Racing возобновила свою заводскую раллийную программу и вернулась на «Дакар» с несколькими командами. В 2010-х гонщики Yamaha регулярно боролись за победу на этапах «Дакара».
В 2020 году проект Monster Energy Yamaha Rally Team достиг пика, в составе команды выступали 3 заводских гонщика и еще двоих завод поддерживал технически и финансово.

Адриен Ван Беверен, заводская команда Monster Energy Yamaha Rally Team
Постоянные гонщики заводской команды Ксавье Де Султре (с 2014 по 2020) и Адриен Ван Беверен (с 2016 по 2022) взяли 3 победы, Ван Беверен дважды завершал гонку на 4 месте в абсолютном зачете.
В 2022 году Yamaha объявила о закрытии своего раллийного проекта. В 2023 году количество мотоциклов Yamaha сократилось до минимума за всю историю, до финиша смог добраться лишь один под управлением испанца Чави Веги.

Анитонио Майо, единственный Yamaha на ралли Дакар 2025 - сошел на СУ6
В 2025 году на «Дакар» заявился только один пилот на мотоцикле Yamaha WR450 Rally - Антонио Майо. На 6-м этапе он пополнил список выбывших из-за технических проблем.
На «Дакаре» не осталось ни одного мотоцикла Yamaha. Вполне вероятно, что в гонке 2026 года их не будет даже в заявочном листе.
Что происходит?
Отказ Yamaha от раллийной программы вызван, прежде всего, постоянным ужесточением техрегламента и правил ралли-марафона. С того момента, как гонка стала проводиться под эгидой FIM, она перестала быть «приключением» для одержимых мотогонками любителей и полупрофессионалов, став спортивным событием и жестокой битвой заводских команд с большими бюджетами.
Новый чемпионат мира по ралли-рейдам - FIM World Rally-Raid Championship (W2RC) не встретил поддержки у участников рынка
Yamaha проигнорировала его сразу, KTM вышел из него в 2023, забрав с собой и остальные проекты в 2024. Сейчас в зачете производителей только два бренда - Honda и HERO.

Yamaha Tenere 700 Rally - новая пушка для раллийных гонок
Второй причиной потери Yamaha интереса к раллийным гонкам является сворачивание японцами программ по разработке чисто спортивных мотоциклов, что связано с изменением ситуации на мировом рынке. А FIM просто не успевает за этими переменами, продолжая диктовать свою линию.
Место Yamaha WR450 Rally в модельном ряду плотно занял новый Yamaha Tenere 700 Rally, более подходящий для любительских гонок мотоцикл. С ним Yamaha успешно продолжает выступать в Africa Eco Race и национальных раллийных сериях во Франции, Испании и Италии. Но регламент «Дакара» не дает этому мотоциклу допуск на старт.