МОТОГОНКИ.РУ, 9 октября 2025 - Большой Дональд действовал хитро и разумно, поскольку в этом и заключается агрессивная бизнес-стратегия, которая всегда приносит успех: огорошить самых близких и лояльных партнеров новостью о том, что они больше не смогут иметь с тобой никаких дел, а затем обнять их и дать второй шанс... на абсолютно невыгодных условиях.
И поскольку США всегда были привлекательным рынком, большинство "партнеров", особенно, из Японии и Европы поначалу даже повелись на речи Президента. Но затем задумались, всё ли в них ровно.
Итак, основной целью Трампа было - вернуть реальное производство автомобилей в США. То есть, заставить японских и европейских производителей отказаться от политики экспорта готовой продукции (автомобилей) и заставить их строить новые и расширять уже имеющиеся локальные предприятия в США. Таким образом, Трамп намеревался привлечь до $1.5 триллиона инвестиций, чтобы пустить их на расширение существующих и восстановления устаревших или заброшенных предприятий. В основном, за счет иностранных "партнеров".
Инвестировать в США придется самим американцам
Но первыми под удар попали исконно американские компании, например, Apple и Ford, потому что оказалось, что более 60% их компонентов не имеют американского происхождения и менять нужно все цепочки поставок.

Инвестировать в США придется американским компаниям: первым пошла Apple!
В итоге, в августе Apple была вынуждена объявить о самых больших инвестициях в своей истории для переноса производства в США в объеме $500 миллионов. Босс Apple Тим Кук пообещал Трампу вернуть в экономику США до $100 миллиардов в течение следующих лет. Ford ничего не обещал, а просто объявил о повышении розничных цен.
Чего не произошло на самом деле, но о чем администрация Трамп уже отчиталась?
Reuters сообщает, что прогнозируемого промышленного бума в США в связи с новыми предложениям Президента не происходит. То есть, ожидания, что японские и европейские автомобильные гиганты начнут стремительно перебрасывать свои предприятия в США, не оправдались. Заводы не стали появляться один из другим, просто мировые гиганты изменили свои стратегии и уже придумали способы, как обойти тарифные барьеры, как снизить эту нагрузку.
Идея Трампа была в том, что заводы вокруг США, понастроенные за последние 20 лет европейскими и японскими корпорациями в Канаде, Бразилии и Мексике, просто переедут в Штаты.
«У нас сейчас строится или проектируется так много заводов автомобильных компаний. И они приходят из Китая. Они приходят из Мексики», - заявил Трамп на очередном мероприятии, организованном для прессы в Белом Доме в конце сентября. Одновременно с этим, Трамп неожиданно выразил сожаление, что производство автомобилей в США сократилось, как минимум, на 15% за год. Но затем добавил, что это такой «переходный период», что «заводы возвращаются» в Америку, и скоро всё будет OK.
Азиаты поулыбались и... передумали
Reuters, однако, отмечает, что никакого массового строительства новых автомобильных заводов в США нет. Автомобильные компании производят плановую модернизацию имеющихся предприятий, одновременно, сокращая модельный ряд или закрывая целые линии, чтобы перенести на них сборку с других предприятий. Идет обычная адаптация бизнеса к новым жестким условиям.

Nissan Rogue (американская версия X-Trail) на заводе в Теннесси
В Америке они решили действовать иначе. Прежде всего, европейские и японские компании начали массово закрывать или сокращать ранее одобренные программы производства электромобилей. Высвободятся гигантские производственные площади!!! Строить новые совсем не обязательно. А ведь именно Трамп объявил войну электромобилям в Америке, не так ли?
Nissan поменял производственную программу в США, нарастив локальное производство кроссоверов Rogue (X-Trail) в Теннесси и Миссисипи и сократив их импорт из Фукуоки в Японии. Для этого не требовалось создавать новое производство и нанимать новых людей, просто произошла ротация на уже имеющихся площадях. И это приведет к тому, что импорт автомобилей в США сократится, и таможня не получит планируемые 15% пошлин от ввоза этих машин. Решение очень простое и достаточно дешевое, хотя и потребовало трех месяцев на обдумывание.
Тем же путем идет и Honda.

Презентация в Онтарио: 11 миллиардов инвестиций, которые так и не состоялись
Японские компании, которые в апреле обещали Трампу, что выделят сотни миллионов для инвестирования в локальное производство США, передумали - просто стали замораживать ранее одобренные программы.
В апреле 2024 в Онтарио (Канада) состоялась презентация, на которой Президент Honda Motor Co. объявил о закладке четырех новых заводов по производству электромобилей на $11 миллиардов. С учетом изменений в международной ситуации, эти инвестиции были отозваны, строительство заморожено. Но в США эти миллиарды не попали, а вернулись в Японию до принятия окончательного решения.
Какие новости мы получили на днях от Honda? Японская компания инвестирует $300 миллионов в расширение своего завода по производству мотоциклов в Бразилии, а не в Marysville Motorcycle Plant в штате Огайо!
Европейцев, в частности, Stellantis из-за этого продолжает лихорадить.
Stellantis, являющийся глобальным игроком и имеющий в своем портфолио, как европейские, так и исконно американские бренды и заводы, нуждается в срочной реформе из-за смены правил игры. Так, в сентябре компанию покинули два топ-менеджера: Jeep попрощался с руководителем отдела глобальных продаж Майком Ковалем, а затем совет директоров самого Stellantis отправил в отставку финдиректора Дага Остермана - оба были не согласны с некоторыми планами в области реформирования производственных программ. Учитывая, что на их места назначили европейских управленцев, идея укрупнения локализации производства в США не нашла поддержки.
Паника на рынке привела... к росту продаж
Американский автомобильный рынок замирал на 3-4 месяца, с мая по сентябрь в ожидании, во-первых, как договорится Администрация с национальными правительствами; во-вторых, как именно поступят со спорными тарифами. Импортеры тоже не спешили.

Внезапный рост спроса на электромобили в США
На фоне этого, местные аналитики еще в апреле предсказывали падение рынка автомобилей в США. Некоторые прогнозы были совсем катастрофическими. Но они не оправдались, в основном, из-за того, что Трамп продолжал свою игру с бесконечными отсрочками с введением полных пакетов тарифов. Пока всё это происходило, продажи поддерживались паническими настроениями у частников и оптовых покупателей, которые бросились скупать оставшиеся в салонах автомобили в ожидании резкого роста розничных цен. Но... и этого не произошло, автомобили закончились раньше.
Портал Automotive News сообщил, что за лето американцы потратили на покупку автомобилей больше денег, чем в 2024 году. Но затем рынок встал из-за отсутствия новых поставок. К остановке продаж привел не рост цен, а отсутствие товара. Спрос никуда не делся. Те, кто не смог купить нужный автомобиль, отложили покупку в ожидании изменений на рынке или изменили свое решение.
Например, в 3-м квартале даже наблюдался ажиотажный спрос на покупку в США электромобилей из-за того, что 30 сентября истекал срок федеральной программы по предоставлению налогового вычета в размере $7500 за покупку EV. Возможно, это приведет к неожиданному всплеску отчетности и рекордным продажам по сравнением с пиком, достигнутым в 2019 году. Но следующий за этим 4-й квартал должен стать провальным не только для "электричек".