МОТОГОНКИ.РУ, 17 октября 2023 - Идея комбинированных силовых систем на базе водородных топливных ячеек существует давно, но до 2019 года крупнейшие мировые производители не вели их разработку целенаправленно в промышленных масштабах. Первой, идею гибрида, где традиционная электрическая схема (электродвигатель с АКБ) сочеталась бы с обособленной силовой установкой на водородных ячейках, в мае 2019 года представила немецкая компания Bosch. Но Bosch, как независимый производитель, не имела такого потенциала для разработки, как крупнейшие японские разработчики.
Honda Motor Co. совместно с Isuzu несколько лет неспешно и без лишнего шума разрабатывали совместный проект экологически чистого, перспективного магистрального тягача (грузовика), способного конкурировать по производительности и надежности с традиционными бензиновыми и дизельными ДВС.
У Honda в арсенале уже была готовая технология, разработка которой началась еще в 90-х, а первые прототипы были представлены с 1999 по 2007. Некоторые разработки велись совместно с Toyota, но технология топливных ячеек Honda FCX стала первой завершенной, своего рода стандартом, хотя и не находила реального применения... почти 20 лет.
И вот, проект, открытый в январе 2020 года, официально представлен публике - это GIGA FUEL CELL, действующий тяжелый грузовой автомобиль с электродвигателем на водородных ячейках Honda FC Stack, способный проезжать по 800 км на одной заправке.
Возможна одновременная заправка водородом и электричеством
В проекте учтена возможность подзарядки АКБ на стационарных электрозаправках типа CHAdeMO максимальной зарядной мощностью до 530кВт (2 порта синхронной зарядки), что выгодно дополняет и существенно расширяет потенциал гибрида.
Иными словами, концепция GIGA FUEL CELL объединяет в себе формат традиционного тяжелого грузового автомобиля, и электромобиля с обособленной силовой установкой на водородных топливных ячейках. То есть, грузовик оснащен двумя независимыми источниками питания, которые дополняют друг друга: электродвигатель питается от полноразмерной Li-Ion АКБ достаточной ёмкости, которая является буфером и источником бесперебойного питания; силовая установка на топливных ячейках вырабатывает электричество в достаточном объеме для одновременного питания двигателя и поддержания 100% уровня заряда АКБ. При исчерпании водорода в топливных ячейках, питание двигателя переключается на АКБ, чтобы доехать до следующей зарядной или заправочной станции.
В чем главное преимущество подобной схемы? В том, что ее можно масштабировать! Габариты силовой установки на водороде могут меняться вместе с объемом хранилища H2, при этом, уже не требуется иметь полноразмерную АКБ, которая сегодня является единственным источником питания большинства электромобилей и электромотоциклов и является самым массивным и тяжелым элементом конструкции. Достаточно будет иметь небольшой АКБ с запасом хода на 30-50 км, чтобы добраться до ближайшей заправочной станции. По своим габаритам, уже сегодня компактные водородные силовые установки не больше обычного мотоциклетного двигателя. То есть, компактной силовой установки с баком на 10 кг водорода хватило бы, чтобы обеспечить мотоциклу запас хода в 400 км, при этом, мотоцикл выглядел бы, имел компоновку и вес привычного нам сегодня, не превращаясь в 500-киллограммового монстра.
Проект был запущен в сотрудничестве с Isuzu Group в 2020 году и будет представлен на Токийском Моторшоу 2023. Специалисты Isuzu в проекте занимались разработкой шасси на базе уже существующей платформы CYJ77C-WX Lowdeck 8x4, в Honda взяли на себя разработку силовой установки и приводной системы. Официальные испытания на дорогах общего пользования стартуют весной 2024 года. Планируется, что до 2027 года концепт станет серийной моделью.
Технические характеристики:
Габариты: 11,98 м / 2,49 м / 3,77 м
Полная масса: 25 т
Система питания: Honda FC Stack (Fuel Cell)
Хранение топлива: водород под высоким давлением
Давление в системе: 70МПа
Объем топлива (H2): 56 кг
Производительность силовой установки: 4x 103кВт
Система хранения энергии: Li-Ion АКБ
Тип мотора: синхронный электромотор переменного тока
Полная мощность двигателя: 320кВт
Запас хода: 800 км