МОТОГОНКИ.РУ, 9 октября 2023 - По завершении Гран-При Катара Президент FIA Моххамед Бен Сулайем дал большое интервью Reuters относительно планов расширения Формулы-1. Говорил о вступлении Andretti F1, идее о вступлении в серию китайской команды и пути развития новых рынков. Но не за счет постоянного расширения календаря и количества гонок!
Президент FIA Моххамед Бен Сулайем на Гран-При Катара в сопровождении шейхов, Lusail International Circuit
61-летний босс FIA заявил, что акции Liberty Media подскочили на фоне новостей о возможном вступлении в Формулу-1 команды Марио Андретти, одной из топовых в Indycar и Formula E, которая намерена представлять в F1 американскую корпорацию General Motors.
«Нет сомнений, что это мы [в FIA] должны просить производителей автомобилей вступать [в чемпионат], так что мы просто не имеем права отказывать командам, которые готовы на такой шаг. Если вы спросите, о чем сегодня я мечтаю, отвечу, что о заполнении 12-ти [командных] позиций; об одной команде из США, причем, от имени производителя и разработчика силовых установок, об американском гонщике, выступающем за эту команду. А также о приходе в Китай с аналогичной идеей».
Интересно, прислушаются ли к словам Президента FIA в Formula One Management? Ведь Стефано Доменикали, напротив, не планировал расширения стартовой решетки. В данный момент, максимум команд, который может позволить себе Формула-1 - это 12. Каждая команда приносит в Формулу-1 не только живые деньги, но и новую аудиторию, тем более, если она представляет какую-то конкретную страну, сообщество - миллионы возможных последователей.
Бен Сулайем и Стефано Доменикали
Доменикали думает прежде всего о расширении календаря, то есть большем охвате различных стран и регионов, и таким образом он думает развивать аудиторию. В 2022-23 годах это сработало, и потому в 2024 году будет 24 этапа - самый большой календарь в истории Формулы-1. Самая большая нагрузка... на всех!
Бен Сулайем с ним не согласен: «Мне кажется, что гонок сегодня и так уже слишком много по сравнению с количеством команд. Нам нужно больше команд и меньше гонок»
У команд Формулы-1 и FIA разные поводы для беспокойства по поводу географического расширения чемпионата. Прежде всего, за последние 3 года значительно возросли риски, связанные с нарушением логистических цепочек и привычных маршрутов. FOM заваливала дыры в своих планах деньгами, идя на 10-кратные расходы, чтобы не провалить контрактные обязательства. Но непосредственно команды при этом всегда несли убытки. А у FIA, кроме беспокойства насчет возможных нарушений контрактных обязательств, есть головная боль за то, что в Формуле-1 постепенно нарушается баланс между чистым шоу и спортом.
«Мы [FIA] - не сервис-провайдер, а владельцы чемпионата и сдаем его в аренду организатору. Liberty или FOM - не имеет значения, - им нужно уважать нашу точку зрения. Я здесь для того, чтобы соблюдать и беречь дух спорта» - заявил Бен Сулайем.
Учитывая, что организаторы чемпионата мира по Мото Гран-При - Dorna Sports - очень внимательно следят за всем происходящим в чемпионате Формулы-1, как главном конкуренте, подобные заявления боссов Федерации или промоутера не могут пройти мимо ушей команды Эспелеты.
MotoGP идет точно по стопам Формулы-1 в плане географического расширения чемпионата, и в точности, как FOM и Liberty, жестко ограничивает количество команд и мотоциклов на старте
В 2023 году Dorna Sports уже дважды отказала просителям, готовым войти в MotoGP новыми проектами. Еще пара таких проектов стоит в очереди с 2020 года, но не имеет возможности их реализовать, поскольку лимит мотоциклов на старте - 22 - уже достигнут. Войти в MotoGP сегодня можно только одним способом, выкупив квоту у существующей команды, на что последние идут только в самом крайнем случае (например, при риске банкротства).
Кармело Эспелета и новый финансовый директор MotoGP Дан Россомондо
Самым странным в поведении Dorna является отказ на прирост в семействе KTM. Маттигхофен был готов войти в MotoGP еще одной командой, созданной специально для Педро Акосты, новобранца-вундеркинда, которого называют «новым Марком Маркесом». Но после повторного отказа, Pierer Mobility AG была вынуждена пойти на нарушение контрактных обязательств перед пилотом: Пола Эспаргаро переведут в тест-пилоты против его воли и против соглашений, зафиксированных в существуем контракте, который должен действовать до конца 2024 года. Переговоры Pierer Mobility AG и пилотом и его командой, разумеется, проведены и, скорее всего, работодатель согласится выплатить Эспаргаро полную сумму по контракту в 2024 году, хотя выступать в гонках Пол будет только по нескольким wildcard (сейчас это не более 3-х гонок, но KTM настаивает на 6-8 событиях).
Заводские проекты MotoGP уже поставили Dorna и IRTA перед фактом, что промоутеру и FIM придется согласиться, либо на расширение стартовой решетки, либо на радикальный пересмотр принципа выдачи суперлицензий на сезон в Королевском классе. Речь идет о создании института «групп быстрого реагирования» - запасных пилотов в командах MotoGP аналогичного уровня, способных вступить в игру в любой момент времени, поскольку в новом формате травматизм в Королевском классе вырос пятикратно по сравнению с 2022 годом. Введение этого института будет означать, что официальный состав команды из 2-х гонщиков будет дополнен 3-м с аналогичным уровнем доступа на все события - от тестов до конкретных Гран-При, как это сделано в FIM EWC.
Запасной пилот сможет вступать в игру каждый раз, когда основной выбывает по состоянию здоровья (из-за травмы). Для поддержания формы таких пилотов, им необходимо будет регулярное участие в гонках по wildcard, и это не 2-3 события за сезон, а от 5 до 10-ти. Потому что прямо сейчас в правилах MotoGP четко написано: гонщик, вышедший на старт по wildcard 5 и более раз, автоматически получает суперлицензию на весь сезон.
По сути, идеи MSMA и IRTA сводятся к организации дублирующих команд, и это в полной мере кореллирует с происходящим в Формуле-1, где бригады механиков сменяют друг друга в ходе путешествий по миру, чтобы просто держать форму, бороться со стрессом и выгаранием и банальной накопленной усталостью... но не призовые пилоты!
Однако, пока Dorna Sports и Комиссия FIM по Большим Призам не спешат ратифицировать идеи, высказанные им MSMA и IRTA. А Кармело Эспелета продолжает настаивать на расширении календаря чемпионата.
В 2023 году он должен был вырасти до 22 гонок. Два новых этапа - Гран-При Индии и Казахстана были включены в список, но дебютировать смогла только Индия. В 2024 году ожидается перезапуск проекта Sokol International Racetrack под Алматой, и если деньги на доработку трассы найдут, к весне Гран-При Казахстана имеет шансы обрести новый смысл, чтобы календарь MotoGP 2024 года догнал планы Dorna до 22 событий.
В отличие от Президента FIA Бен Сулайема, Президент FIM Жорж Виегас мыслит иными категориями. Поскольку он пришел на свой пост с позиции вице-президента Федерации по маркетингу, его первой идеей является максимальная монетизация всех спортивных проектов, и лишь затем, спортивная составляющая. В данный момент, Жорж Виегас ведет политику полного соглашательства с идеями Dorna Sports, какими бы они ни были. Более того, он и сам внес ряд предложений, как можно сделать MotoGP попривлекательней с точки зрения шоу (и продаж).
Проблема баланса между шоу и спортом стоит очень остро уже прямо сейчас, когда на Гран-При Индонезии на стартовой решетке будут присутствовать, как минимум, 8 травмированных гонщиков. Часть из них летит на остров Ломбок с совершенно свежими травмами, часть получила их в последние 3-4 недели, часть - за последние пару месяцев, двое выступают после серьезных травм, из-за которых потеряли до 30% своей формы в начале сезона. А все потому, что их просто некем заменить!
Стоит ли говорить, насколько опасными становятся гонки на скоростях под 300 км/ч, в которых участвуют пилоты под обезболивающими препаратами или ослабленные физически? Бессмысленно спорить, что это "нормально".
Вот и интересно, сможет ли Бен Салайем добиться своего в Формуле-1 и, если это произойдет, как это повлияет на тренды в MotoGP в будущем? Очевидно, что программа Dorna Sports до 2026 года уже расписана, и сворачивать с нее никто не будет. Но после...