МОТОГОНКИ.РУ, 9 мая 2024 - Победа в 1000-й гонке MotoGP - в главном заезде Гран-При Франции 2023 года сделала Марко Беццекки особенным: заработанные в Ле-Мане очки позволили ему завершить сезон в ТОП-3 вместе с главными претендентами на титул - Пекко Баньяей и Хорхе Мартином.
У него уже была на руках дебютная победа с VR46 в MotoGP на дождевой гонке в Аргентине, где Марко доминировал с первого по последний круг, но именно Ле-Ман заставил всех обратить на него внимание: во Франции Марко прорвался на первое место из-за пределов ТОП-5, уверенно раскидав соперников - Беццекки тогда заявил о себе всерьез.
История Марко-мотоциклиста началась, как и у большинство его сверстников, с реализации простой детской мечты - обзавестись собственным мотоциклом. Уроженец Римини пополнил ряды десятков и сотен других юных жителей Ривьеры, сходивших с ума по скутерам и мотикам: в считанных километрах от дома - Мекка мотоспорта Misano World Circuit, а также Пезаро, родина бренда Benelli... и Тавулья, родина Великого и Ужасного Валентино Росси.
Свою историю Марко рассказывает без лишнего восторга, понимая, что его путь в MotoGP - это истинное чудо, сотворенное, может быть, волею судьбы
«Я начал ездить на мотике, когда мне было 6 лет. Если честно, я упрашивал папу, чтобы он купил мне мотик целый год. Я никогда не помышлял о том, чтобы стать гонщиком, просто хотел кататься на мотике - и всё» - начал Марко свой рассказ.

Марко Беццекки, VR46 Racing Team
«И вот, мы идем в магазин, чтобы купить мой первый мотошлем... потому что мы решили, что я поначалу буду ездить с отцом на скутере, а для этого мне все равно нужен шлем. Это был даже не скутер, а скорее, велосипед с моторчиком, на котором моя мама ездила еще когда сама была тинейджером. И вот, я ухватился за шлем, который мне больше всего понравился, а владелец магазина и говорит: пацан, это шлем для гонок! Тогда мы выбрали другой. Но как только вышли из магазина, я сказал отцу: хочу участвовать в гонках, потому что... потому что это круто!»
«Отец подарил мне на 6-й день рождения минибайк. В основном, я начал ездить на парковке: выставляли там шины и конусы, и нарезали круги. 20 лет назад всё было гораздо проще, чем сегодня. Иногда мы заезжали на картодром. Но пару лет для меня этот минибайк был сродни игрушке. Затем отец пристроил меня в группу, с которой я стал иногда участвовать в каких-то заездах с такими же 7-8-летними мальчишками. Для нас это была игра, ничего серьезного. Не хобби и не увлечение, а именно как игра - это важно: когда ты настолько юн, просто не понимаешь, как еще с этим всем обращаться!»
Марко Беццекки вошел в состав "национальной сборной" Италии, созданной FMI для воспитания подрастающего поколения гонщиков, выступал в CIV Moto3 и CEV Moto3 (Junior World Championship) до 2016 года, когда его пригласили в заводскую команду Mahindra Racing. Дебютировал Беццекки в Гран-При в 2015 году (опять же, с помощью Mahindra) - получил пару wildcard (в Катаре и Италии). Однако уже несколько лет до этого он тусовался в Тавулье с большой толпой сверстников, которых пригласил Валентино Росси в свою Академию VR46, тогда еще только появившуюся на свет в противовес провальному проекту "сборной" Team Italia, которая была закрыта всего через 3 года после громкого анонса.
Марко продолжает: «Честно, я тогда и не думал, что это станет моей работой. Но Академия VR46 полностью изменила мое мировоззрение. Академия - очень большая и серьезная организация, и она таковой была еще до того, как Вале ее оформил в компанию. Она стала серьезной организацией по спортивному менеджменту в 2014, когда Вале это на весь мир объявил. Но мы же там занимались уже несколько лет! Целая толпа ребятишек, вроде меня».
Поскольку сам Валентино в 2013-2015 годах был полностью погружен в MotoGP с заводской командой Yamaha, он проводил больше времени на гоночных треках, нежели в Тавулье. Росси, конечно, знал своих учеников, поскольку нередко встречался с ними на тренировках на Ранчо. Но команда Росси была в тот момент больше погружена в MotoGP, нежели в жизнь Академии. Академия как компания по спортивному менеджменту появилась официально в 2014, но первый серьезный шаг в мир Мото Гран-При сделала в 2016. И Марко Беццекки оказался в числе первых воспитанников проекта (но еще не команды VR46 Racing Team), пристроенных в Гран-При на хороших условиях.
Марко вспоминает: «В 2015 году мне устроили wildcard в Муджелло (на Гран-При Италии), где мы выступали с нашей итальянской командой [Mahindra]. Для меня это было как второе Рождество: тогда весь паддок успел обежать, взял автографы у всех гонщиков MotoGP, был просто в восторге. Я занимался гонками уже достаточное время, но своего мотоцикла у меня не было. По городу ездил на том мамином-папином "скутере". На этом же самом "скутере" поехал кататься по сервисным дорожкам Муджелло перед Гран-При, и там встретил тренера Валентино - Альби [Карло Тебальди]».
«Чудо, что именно он меня узнал! Я его не знал в лицо, и он не знал в лицо меня, но знал, благодаря этому "скутеру", потому что я приезжал в Академию на нем и уезжал домой - понимаю, что это совершенно дикая история! "Это ты - Беццекки?" - спросил он, мы познакомились лично, и он затем показал мне пару фишек по трассе, дал пару советов... мы стали поддерживать контакт после этой встречи».
Марко официально зачислили в Академию VR46 только в самом конце 2015 года, перед самым Рождеством. Росси взял Беццекки под свое крыло, не без рекомендации со стороны Альби, который, конечно, стал присматривать за новобранцем.

Тусовка на Ранчо VR46: Карло Тебальди (справа) неотъемлемая часть процесса подготовки Валентино... и некоторых его учеников
«Думаю, у нас в Валентино есть одна общая черта. Мотоциклы для нас обоих - предмет обожания. Я долго воспринимал их как любимые игрушки, холил и лелеял. Более-менее серьезно стал относиться к ним, только когда пересел на большой байк, я имею в виду GP125. Тогда уже стали появляться мысли о какой-то ответственности. Но уверен, что без Академии моя карьера не сложилась бы вовсе, и все эти мысли так навсегда и остались бы туманными. Я бы, наверное, попробовал как-то устроиться в Италии, но не было ни малейшего представления ни о менеджменте, ни о том, как искать партнеров и спонсоров. Всё это дала Академия VR46».
«Впервые я ощутил, что всё всерьез, и что у меня есть ответственность перед кем-то, именно когда вступил в Академию. С тех пор, не сворачивал с пути, прикладывая массу усилий, чтобы совершенствоваться. Это не только ради меня самого и моей семьи, но и ради Академии, в честь Валентино, если хотите. Тысячи часов усиленной работы прошли с тех первых дней. Вале меня вдохновил на это».

Марко Беццекки и Пекко Баньяя, лучшие из выпускников Академии VR46
Сезон 2024 года начался для Марко непросто, поскольку новый Ducati GP23 оказался... другим по сравнению с GP22, и Бецу пришлось перестраивать свой стиль пилотирования. Но Гран-При Испании, где он вернулся на подиум, стало точкой полноценной реинкарнации.
Гран-При Франции снова будет важным моментом для Марко, поскольку начиная с этого уикенда - и до Муджелло Ducati Corse очень внимательно следит за каждым пилотом группировки: кому-то предложат войти в Ducati Lenovo Team, а кому-то занять место в заводском саттелите, Pramac Racing, если Паоло Кампинотти решит сохранить свою связь с Борго-Панигале.

Марко Беццекки, VR46 Racing Team
Оптимальным сценарием для VR46 Racing Team было бы - сохранить в команде Марко Беццекки, но выбить для него в следующем году заводской Desmosedici GP25. Однако, у Беца есть пара очень серьезных конкурентов - претендентов на тот же байк, включая Марка Маркеса и Gresini Racing...