МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
14314
8 мая 2024 в 09:10
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

MotoGP Tech: Почему отказ от RHD гораздо важнее ограничений на аэродинамику

Аэродинамическое помешательство в MotoGP завершится уже в следующем году, поскольку Технический Регламент чемпионата 2027 года существенно ограничит применение и развитие винглетов, так что заводы будут вынуждены заняться плавным демонтажем "этажерок". Но что важнее, правила запретят RHD (ride height device), устройства динамического занижения подвески и «стартовые устройства». Почему последнее гораздо важнее, чем полный запрет на аэродинамику?

МОТОГОНКИ.РУ, 8 мая 2024 - Во-первых, потому что эффективность аэродинамики прототипов MotoGP напрямую зависит от применения RHD.

Подробнее: Технический регламент MotoGP 2027 года

Во славу гения Джиджи Даль'Иньи


Большинство наблюдателей верят, что системы занижения шасси призваны понизить центр тяжести прототипа MotoGP, чтобы пилоту было проще контролировать его поведение при активном ускорении или торможении. Но это лишь внешняя форма того, что происходит в реальности.

Истина в том, что главная функция RHD - помочь аэродинамике мотоцикла снизить лобовое сопротивление, улучшив эффективность всего пакета. Уменьшение эффекта wheelie, с которого всё началось, теперь просто приятный побочный эффект от остального действия аэродинамического пакета.

Даль'Инья и его инженеры, призванные в Борго-Панигале со всей Италии, несколько лет морочили голову конкурентам и Технической Дирекции MotoGP.

И все-таки, правда всплыла. Она не могла долго укрываться за обтекаемыми ответами и формулировками представителей Ducati. В итоге, остальные последовали за ними в том же направлении, раскусив секрет успеха Джиджи.

Чем ниже, тем лучше


Сегодняшняя аэродинамика устроена таким образом, что пытается угнаться за Формулой-1 и другими быстрым автомобильными сериями в достижении так называемого «ground effect» - эффекта "прилипания" днища (или каких-то специально созданных для этих целей горизонтальных поверхностей) к асфальту. Суть этого эффекта - в создании зоны низкого давления между асфальтом и днищем автомобиля. Но причем тут мотоциклы, у которых вообще нет днища?

У прототипов уже давно есть "ложки" под брюшком - это горизонтальные спойлеры, которые буквально зачерпывают воздушный поток и отвечают за создание дополнительного прижимного усилия на заднем колесе, одновременно обдувая и охлаждая его. Чем ниже к асфальту расположена "ложка", тем лучше она выполняет свою функцию.

Новый обтекатель Yamaha YZR-M1 на тестах в Хересе: две зоны разного давления
Новый обтекатель Yamaha YZR-M1 на тестах в Хересе: две зоны разного давления

«Ground effect» в MotoGP реализован иначе, чем в автоспорте: специалисты по аэродинамике создают две зоны разрежения воздуха с помощью разнонаправленных панелей впереди прототипа и по бокам. Одна группа панелей направляет воздух сверху-вниз, создавая зону высокого давления; другая, напротив, "разрезает" поток снизу-вверх, создавая зону низкого. Наглядно мы увидели реализацию этого (слишком уж прямо, почти напролом) в последней версии обвеса Yamaha YZR-M1 на тестах в Хересе. У Aprilia и Ducati это было реализовано еще пару лет назад...

Винглеты сами по себе не так и эффективны, но с RHD...


Передние винглеты прототипов MotoGP неподвижны. Коэффициент их производительности одинаков на любой скорости, линеен: чем быстрее едет мотоцикл, тем больший эффект дают массивные закрылки. Сегодня это работает, как на прямых, так и в поворотах, поэтому прототипы стали так хорошо "прилипать" на дуге в поворотах, где едут на самой кромке покрышки.

Эффективность аэродинамического пакета в целом зависит от угла атаки профиля (УАП) винглетов. Инженерам по аэродинамике приходится балансировать в выборе УАП: ведь чем он агрессивней, тем большую помеху он создает для движения, поскольку вектор приложения усилий уже не совсем направлен вперед, а скорее, вниз и под большим углом. Идеально сбалансированный и аэродинамичный прототип MotoGP вообще не должен иметь никаких лишних элементов на обтекателе, он должен чисто рассекать воздух, как было последние 25-30 лет до начала экспериментов Ducati в 2018 году.

Поэтому винглеты на сегодняшних байках имеют небольшой угол атаки - УАП статичен. Но с помощью RHD его можно менять и делать более агрессивным, существенно (в разы) повышая эффективность работы закрылков. Вот схемы, демонстрирующие разницу в реальной эффективности работы аэродинамики крыла в стандартном положении (сверху) и с условно активированным девайсом занижения шасси (нижнее изображение):

Зависимость эффективности закрылков от угла атаки профиля (УАП)
Зависимость эффективности закрылков от угла атаки профиля (УАП)

Более наглядная схема работы аэродинамики (крыла):

Разница в производительности закрылков в зависимости от разного угла атаки
Разница в производительности закрылков в зависимости от разного угла атаки

Золотая середина или серпом по...?


Реакция на слухи о запрете развития аэродинамики всегда была неоднозначной: аудитория, как внутри паддока MotoGP, так и за пределами разделилась на два лагеря. Первая половина считает, что аэродинамику давно следует забанить. Вторая, что запрет на развитие аэродинамики - это своего рода усреднение "температуры по палате": у кого-то всё с этим хорошо, а у других не хватает идей и специалистов, поэтому они сильно отстают и просят Dorna запретить более прогрессивным коллегам возглавлять процессию. С точки зрения идей чистого спорта прототипов, второе мнение ближе к истине. Но с точки зрения гонщиков и производителей мотоциклов для массового рынка, абсолютная бессмыслица.

С точки зрения гонщиков, которым все труднее управлять своими мотоциклами, развитие гаджетов - абсолютное зло: труднее производить обгоны, труднее преследовать лидера, слишком много побочных эффектов, проблемы с перегревом переднего колеса и так далее... Но гонщиков на самом деле мало кто спрашивает. Другое дело, что считают члены MSMA.

То, что будет в 2027, близко к реальности в применении на дорогах общего пользования

Если вы внимательно следите за трендами в серийном производстве 2020-24 годов, то увидите, что японские и европейские заводы стали устанавливать закрылки даже на 400- и 500-кубовых спортбайках и спорт-туристах. Зачем?

Новый Honda CBR400R (2023) оснащен небольшими закрылками в нижней части обтекателя
Новый Honda CBR400R (2023) оснащен небольшими закрылками в нижней части обтекателя

Потому что небольшие жесткие (и статичные) винглеты, кроме налета спортивной эстетики, имеют реальное практическое значение: они действительно повышают стабильность мотоциклов на высоких скоростях и - да, это правда! - улучшают торможение. Это очень незначительные показатели улучшения, если быть честным до конца. Однако, они доказаны тестами. Габариты винглетов, устанавливаемых на мотоциклах Honda, например, символичны: их ширина не превышает 50-60 мм, хотя в длину "плавники" могут быть и по 200-250 мм.

Чем мощнее и быстрее мотоцикл, тем более развиты на нем закрылки. Но ни один производитель не будет рисковать потерей дорожной омологации из-за опасности, которую представляют винглеты в реальной жизни, как для других участников движения, так и потенциальных жертв ДТП с участием мотоциклистов.

Развитие аэродинамических гаджетов по мнению крупнейших производителей - путь в никуда, поскольку это нельзя применить в серийных мотоциклах. Скорости движения на дорогах общего пользования становятся с каждым годом всё ниже (с заботой о безопасности, конечно же). И хотя мотоциклы по-прежнему могут разгоняться до 299 км/ч по спидометру, это в основном незаконно. Потому, зачем всё это развивать? И RHD как гаджет, способствующий аэродинамике, является исключительно прототипной фишкой, никоим образом не связанный с реальным производством уличных мотоциклов.

Вот почему в Регламенте MotoGP 2027 года внешние габариты прототипов урезаны сразу на 100 мм, с 600 до 550 мм. Винглеты здесь также не будут выпирать более чем на 50-60 мм. Без RHD развесистые винглеты будут иметь ограниченный эффект.

Важные новости
 
MotoGP: Ducati намерены взять десятую победу на Red Bull Ring
MotoGP: Ducati намерены взять десятую победу на Red Bull Ring

Red Bull Ring стал настоящей кузницей побед для пилотов Ducati в MotoGP: счет в 2016 году открыл Андреа Янноне, а последние три сезона в Шпильберге доминировал Пекко Баньяя. Андреа Довициозо и Хорхе Лоренцо наделали шума в конце 2010-х, даже Хорхе Мартин успел внести свою лепту. Один только Марк Маркес пока без Большого Приза Австрии. И если он сделает это в воскресенье, то добьет счет до десяти побед Ducati.
MotoGP Tech: Королевский класс получит систему стабилизации курсовой устойчивости
MotoGP Tech: Королевский класс получит систему стабилизации курсовой устойчивости

Техническая Дирекция MotoGP объявила, что начиная с Гран-При Австрии на Red Bull Ring в эти выходные, начинается обкатка новой электронной системы, созданной и внедренной в единые блоки управления ECU Magneti Marelli - системы стабилизации курсовой устойчивости прототипов.
За кулисами MotoGP: заводские команды MSMA хотят получать долю от трансляций чемпионата
За кулисами MotoGP: заводские команды MSMA хотят получать долю от трансляций чемпионата

Технический регламент чемпионата мира по MotoGP 2027 года уже готов и будет представлен в течение 2-3 недель, вероятно, на Гран-При Венгрии, если не в этот четверг на Red Bull Ring. Но контракт между промоутером (Dorna Sports) и членами Ассоциации производителей (MSMA) еще не подписан. На кону один из ключевых моментов: кто кому должен платить в будущем - участники за свое участие или промоутер за саму возможность организации шоу?
DC Motosport откроет VIP Lounge на финальном этапе чемпионата России в Санкт-Петербурге
DC Motosport откроет VIP Lounge на финальном этапе чемпионата России в Санкт-Петербурге

Финал Чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (ШКМГ) 2025 станет для профессиональной команды DC Motosport особенным событием: впервые в истории коллектива на трассе будет создана закрытая VIP Lounge-зона, где гонки превратятся в яркий, атмосферный и комфортный формат уикенда для избранных гостей при поддержке агентства международного консалтинга Lika Levitan.
Расписание 6 этапа чемпионата России A5Motors Motoring на Игора Драйв 16-17 августа 2025
Расписание 6 этапа чемпионата России A5Motors Motoring на Игора Драйв 16-17 августа 2025

Финальный этап чемпионата России по кольцевым мотогонкам 2025 года - A5Motors Motoring на Игора Драйв пройдет в ближайшие выходные, 16 и 17 августа. Расписание 6 этапа.
Чемпионат России: спор Касаткина и Колпаковой в Суперспорт 300 разрешится только в Игоре
Чемпионат России: спор Касаткина и Колпаковой в Суперспорт 300 разрешится только в Игоре

После двух очень напряженных этапов противостояния в классе Суперспорт 300, на четвертой подряд встрече Вячеслава Касаткина и Екатерины Колпаковой в Подмосковье произошло нечто, перечеркнувшее все наработки петербуржца из команды B2Race. Но было это следствием случайности?
Расписание и трансляции 13 этапа MotoGP 2025 AustrianGP - Гран-При Австрии на Red Bull Ring
Расписание и трансляции 13 этапа MotoGP 2025 AustrianGP - Гран-При Австрии на Red Bull Ring

Летние каникулы MotoGP 2025 года пролетели незаметно, и мы врываемся во вторую половину сезона сразу с двойным этапом - Гран-При Австрии на Red Bull Ring в эти выходные, 15-17 августа, и дебютом на Balaton Ring в следующие. Расписание гонок и трансляций #AustrianGP.
MotoGP и Формула-1: Вся история Red Bull Ring - от Osterreichring до Дитриха Матешица
MotoGP и Формула-1: Вся история Red Bull Ring - от Osterreichring до Дитриха Матешица

Германия всегда была неравнодушна к авто- и мотоспорту. Да и вообще, к разным видам техники. Именно немецкий инженер Готлиб Даймлер изобрел и запатентовал то, что мы сегодня называем «мотоциклом». А соседняя Австрия до конца 1950-х вела исключительно размеренный альпийский образ жизни. Но в 1962 году всё изменилось, благодаря одному неприметному австрияку Йохену Риндту из Штирии.
Buell хочет уделать Harley-Davidson во всем: анонсирован план экстремальных тестов
Buell хочет уделать Harley-Davidson во всем: анонсирован план экстремальных тестов

Buell Motorcycles развивает клиентскую базу на фоне падения интереса к Harley-Davidson в Америке и по всему миру. Новая инициатива компании заключается в том, чтобы дать клиентам действительно надежный и честный мотоцикл, способный превзойти H-D по всем характеристикам: новый флагман Buell Super Cruiser начали испытывать самым изощренным способом, чтобы сделать его лучше.
Места силы Мото Гран-При, без которых мы не представляем себе календарь MotoGP
Места силы Мото Гран-При, без которых мы не представляем себе календарь MotoGP

В Брно пилотам MotoGP и членам их команд задали вопрос, без каких трасс они не могут представить календарь чемпионата мира по Мото Гран-При. Почти все сошлись на шести местах силы, которые сделали Большие Мотоциклетные Призы великими и исключение которых из календаря немыслимо.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 8 мая 2024
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


6.11 МЛН
годовая
аудитория
824900
посетителей
в месяц
30521
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island