МОТОГОНКИ.РУ, 5 марта 2025 - Авторитет Спенсера по-прежнему непререкаем, однако, последние 3 года работы Коллегии Стюардов MotoGP напоминали больше дирекцию младших классов школы, нежели чемпионат мира в спорте высших достижений. Решения Коллегии под управлением Спенсера были одновременно и нестабильно суровыми, и нестабильно мягкими, и в близких по тяжести нарушениях могли оказаться диаметрально противоположными по внешне читаемому принципу - вот этого мы покараем, а этого только пожурим, что постоянно вызывало волну недовольства в паддоке.
Иногда принятие решений Стюардами напоминало буквально вызов первоклассника в кабинет директора школы для взбучки, но без детального объяснения ее причин. Именно отсутствие обратной связи с командами и прессой, а также отсутствие желания Спенсера объяснять в деталях свою позицию, в итоге, привели к его уходу.
Дирекция MotoGP стала считать, что присутствие "Быстрого" Фредди в Коллегии Стюардов наносит серьезный репутационный урон, как самой Коллегии, так и в целом решениям Дирекции - попросту, их решениям перестали доверять.
Место Спенсера предложили Саймону Крафару, главному «голосу и глазам MotoGP в паддоке» на протяжении 7 лет: бывший пилот Гран-При и Супербайка, Саймон известен своим феноменальным подходом к проработке технических деталей; он пропускал любую ситуацию в паддоке через свой гоночный опыт, а он у него огромен, прежде чем выдать комментарий в эфир. По сути, на протяжении нескольких лет именно Крафар занимался «переводом с гоночного» на понятный публике язык, разжевывая все ситуации и технические подробности. Никто до него и никто после (с начала 2025 года) не дает в эфир MotoGP такой аналитики и информации, точно попадающей в канву истории этапа.
Идея Dorna состояла именно в том, чтобы назначить главой Стюардов известную медийную личность с максимальным уровнем доверия, как в паддоке, так и аудитории. И таких персон в MotoGP просто не нашлось, кроме Саймона
Крафар согласился, приняв предложение «как новый вызов в своей карьере». Насколько он будет полезен гоночному обществу в этой роли, узнаем со временем. Но зрительское сообщество однозначно потеряло один из лучших источников информации в лице Саймона-комментатора и репортера на пит-лейне.
Впрочем, Крафар по привычке провел большую часть времени на официальных тестах IRTA MotoGP в Сепанге и Бурираме, а также в тренировочный день Гран-При Таиланда именно на пит-лейне, изучая все нюансы лично, а не полагаясь на фотоснимки и картинки с камер. Они ему потребовались позже.
Первым испытанием для Саймона и его новой команды стала пятничная преквалификация Гран-При Таиланда, где произошло три инцидента, один из-за ошибки в работе члена Дирекции, а затем сразу двух гонщиков MotoGP, которые стали причиной срыва быстрых кругов для своих коллег.
Возможно, инциденты так и не стали бы достоянием общественности, если бы пострадавшим не был Франческо Баньяя из Ducati Lenovo Team. В двух из трех случаев он стал основным фигурантом разбора.
Напомню, что первый инцидент с лишением Баньяи быстрого круга связан с появлением желтых флагов на трассе после падения Марко Беццекки. Однако, сотрудник Дирекции MotoGP, ответственный за обозначение зон опасности (буквально, нажимающий кнопки для включения желтых светофоров), перепутал что-то и включил «желтые флаги» во 2-м секторе Chang International Circuit, тогда как должен был включить их в секторе, предшествующем точке падения (Т3). Поскольку система автоматически аннулировала круги нескольких пилотов, включая Баньяю, и занесла это в протокол, вернуть обратно результат Дирекция уже не смогла, просто извинившись перед Пекко - но тут Стюарды вообще были не причем.
Пекко рванул устанавливать новый быстрый круг на последней минуте сессии, и когда достиг 4-го поворота, Дирекция выкинула клетчатый флаг. Для нескольких гонщиков, включая Сомкьята Шатру и Франко Морбиделли, это стало сигналом для завершения гоночного дня, и они незамедлительно расслабили булки. Но в тот момент еще, как минимум, шестеро их коллег вваливали изо всех сил, чтобы улучшить свои круги.

Желтые флаги
Баньяя влетел на полной скорости в Т4, где неожиданно обнаружил у себя на траектории вальяжно катившегося Морбиделли. Пекко объехал Франко по зоне безопасности, но все-таки запорол быстрый круг и не прошел в Q2 с первой попытки. Это Стюарды видели отчетливо!
По аналогии с запоротым кругом Баньяи, Стюарды рассмотрели и инцидент с Алексом Маркесом, который уперся в замедлившегося на траектории новобранца MotoGP Шантру. Здесь вопросов с наказанием для Шантры не было никаких: новичку нужен четкий сигнал, что он должен быть внимательным в будущем.
К тому же, на брифинге в четверг Крафар лично проводил инструктаж пилотов MotoGP, на котором вопросы внимательности и уважения к коллегам по паддоку был поднят основательно. И вопрос замедления на последних секундах сессий - тема, которую на брифинге поднимает буквально каждый Директор гонок. Кстати, и в России эта тема актуальная и болезненна, поэтому внимание к ней столь высокое.
В своем решении по штрафу для Морбиделли - +3 позиции на стартовой решетке, Крафар четко расписал причины. Франко, впрочем, осознал свою ошибку сразу, как только Пекко проехал мимо него с многозначительными жестами - он вообще не возражал.
В конце уикенда в Таиланде Франко Морбиделли спросили, что он чувствовал по поводу этого наказания, которое сказалось на его старте и в субботу, на Tissot Sprint Race, и в воскресенье, на ThaiGP, где он оказался 4-м на финише после тройки явных фаворитов - Марка Маркеса, Алекса Маркеса и Пекко Баньяи.
На вопрос, отличался ли подходя Стюардов в Таиланде от прошлогоднего, Морбиделли ответил The Race:
«На самом деле, да. У нас состоялось обстоятельное обсуждение, был диалог. Хотя я остаюсь большим поклонником [Саймона Крафара], мы должны сохранять профессиональный подход. Он, конечно, яркая персона в паддоке, но ему потребуется некоторое время, чтобы трансформировать свой опыт в иную профессиональную сферу. И эти штрафы помогают сделать это!» - сказал Морбиделли.
Прежде всего, Крафар действует как мотогонщик, и понимает ситуацию с обеих точек зрения, и Баньяи, и Морбиделли. Поэтому, первый решенный вопрос пошел в зачет Стюардам MotoGP.
Второй возник уже после завершения Гран-При Таиланда и был связан с довольно неоднозначным инцидентом на гонке Moto3, где Давид Муньос без всякого злого умысла вынес Луку Лунетта в гравий (к счастью, без последствий для итальянца, который затем вернулся и продолжил гонку). Муньосу тут же был вынесен легкий «приговор» - Long Lap Penalty, который он, впрочем, не успел исполнить, поскольку грохнулся и покинул заезд.
Но после гонки Стюарды переквалифицировали наказание, ужесточив его и перенеся на следующий этап - Гран-При Аргентины. Крафар принял решение (и это уже известно, что речь не о Дирекции) - отправить Муньоса стартовать в Termas de Rio Hondo с пит-лейна.
Объяснение такому ужесточению было следующим: во-первых, инцидент произошел в зоне действия желтых флагов, что привело к неоправданному риску для жизни и здоровья работавших в гравии маршалов; во-вторых, что Муньос проигнорировал желтые флага и провел атаку на Лунетту; наконец, что он не исполнил наказание.
Но главной причиной для ужесточения наказания является желание Саймона Крафара отправить четкий сигнал пилотам младших классов, систематически нарушающих требования Дирекции на квалификациях и в гонках. Крафар, который следил за гонками Гран-При вдвое внимательней большинства зрителей, давно подметил для себя ряд таких "плохишей", кого следовало бы призвать к ответственности. И Давид Муньос был в его «черном списке».
Жесткая политика Крафара, рано или поздно, навлечет на его голову новые шишки со стороны команд и отдельных пилотов, как уже было в прошлом с Фредди Спенсером. Именно после начавшейся критики после ряда жестких наказаний, Стюарды под предводительством Фредди ушли «в глухую оборону» в 2021 году. Весь вопрос, выдержат ли Стюарды и персонально Крафар это давление, и как долго он сможет держать свою линию.
Пока она четкая. Но статистики мало.