МОТОГОНКИ.РУ, 29 октября 2022 - Сломав лодыжку, Дуэйн потерял часть подвижности сустава стопы, и уже не мог активно шевелить ногой, чтобы тормозить с помощью педали, а задним тормозом он пользовался регулярно. Тогда, инженер-подвесочник Мик Хамс предложил интересное решение - вынести рычаг на руль, заменив им педаль. Идея сработала. На левый клипон Honda NSR поставили рычаг привода дросселя от гидроцикла.
![Дублер педали заднего тормоза на Ducati Desmosedici Дублер педали заднего тормоза на Ducati Desmosedici](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202210291235462.jpg)
Дублер педали заднего тормоза на Ducati Desmosedici
Затем, конструкцию доработали в Brembo по просьбе HRC, и Дуэйн использовал устройство вплоть до самого завершения карьеры в 1999.
Сегодня изготовлением рычагов-дублеров занимаются тюнинговые компании, и этот продукт пользуется спросом среди профессиональных мотогонщиков и стантрайдеров, потому что позволяет решать сразу несколько задач.
![Франческо Баньяя, Ducati Lenovo Team Франческо Баньяя, Ducati Lenovo Team](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202210291236052.jpg)
Франческо Баньяя, Ducati Lenovo Team
В Ducati активнее всех «thumb brake» использовал Андреа Довициозо, а теперь - Франческо Баньяя.
Лидер чемпионата MotoGP Франческо Баньяя из Ducati Lenovo Team один из фанатов этой технологии, он пользуется «thumb brake» с тех пор, как вступил в Moto2. Но именно в MotoGP эта штука имеет такое большое значение. Почему?
![Использование thumb brake в правых поворотах чрезвычайно важный элемент управления прототипом Использование thumb brake в правых поворотах чрезвычайно важный элемент управления прототипом](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202210291240032.jpg)
Использование thumb brake в правых поворотах чрезвычайно важный элемент управления прототипом
Пекко: «Это тот элемент, который я использую постоянно из-за моего стиля пилотирования. В основном, по прямому назначению: в левых поворотах я торможу традиционно, правой ногой; но в правых поворотах, в сильнейшем наклоне нога плотно прижата к подножке, и использовать педаль просто невозможно - здесь и вступает в игру ручной дублер!»
![При торможении перед правыми поворотами невозможно использовать задний тормоз, хотя часто это необходимо для стабилизации мотоцикла При торможении перед правыми поворотами невозможно использовать задний тормоз, хотя часто это необходимо для стабилизации мотоцикла](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202210291234062.jpg)
При торможении перед правыми поворотами невозможно использовать задний тормоз, хотя часто это необходимо для стабилизации мотоцикла
Большое значение использование дублера в торможении стало играть, когда пилоты MotoGP стали использовать ногу, выставляя ее вперед для стабилизации прототипа на жестком торможении перед поворотами. Всегда выставляется нога, расположенная внутри поворота. То есть, в правых поворотах она уже не может быть использована для торможения - тут-то и нужен "ручник"!
Второе важное участие "ручника" - купирование избыточного крутящего момента, поступающего на заднее колесо без участия электроники:
«Иногда я использую его на ускорении, потому что легкое придерживание заднего колеса помогает избежать тяги мотоцикла к wheelie, а также снижает подвижность [пробуксовку] при резком открытии "газа". Это реально помогает! Также как и перед торможением, чтобы растянуть шасси, нужно использовать задний тормоз. В Муджелло во всех правых поворотах я использую "ручник". Это помогает проходить траектории идеально ровно и плавно» - добавил Баньяя.
Как известно, при резком выжиме переднего тормоза, шасси мотоцикла сжимается, улучшается поворачиваемость, но резко снижается стабильность. При выжиме заднего тормоза, шасси растягивается, повышая стабильность и плавность движения. Этого не происходит при использовании торможения двигателем. Поэтому, использование обоих тормозов дозировано помогает пилотам MotoGP лучше контролировать мотоцикл.