МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjcuFLgr
28 февраля 2018 в 15:16 | 14138
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP: Карбон в мотоспорте - высшая инженерия против несовершенства человека

Спеченная под высоким давлением в смоле карбоновая ткань используется в моторном спорте давно: Формула-1, LMS, GT, MotoGP - везде, где есть бюджеты и нужно экономить вес. За три десятилетия «варить» детали заданной прочности и гибкости из карбона научились даже частные гаражи. Но ни один из них не использует карбоновых элементов в шасси своих прототипов MotoGP сегодня. Почему?
[970250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnjbowCJF

МОТОГОНКИ.РУ, 28 февраля 2018 - Появление на тестах в Таиланде (а до того, в Сепанге) Honda RC213V с полностью карбоновым маятником вызвало неподдельный интерес у журналистов. Чего добивается самый богатый завод MotoGP? Неужели он не помнит истории Ducati Desmosedici с полностью карбоновым шасси, которое выкинули на свалку истории после всего трех лет эксплуатации?

Нобуацу Аоки, официальный разработчик и тест-пилот Suzuki MotoGP
Нобуацу Аоки, официальный разработчик и тест-пилот Suzuki MotoGP


Нобуацу Аоки, один из команды разработчиков Suzuki GSX-RR для MotoGP после тестов в Бурираме дал большой и подробный ответ на этот вопрос, общаясь с Го Такахаси: «Со стороны, вполне логичным выглядит желание сделать прототип жестче, чтобы он слушался четче, лучше откликался на все возрастающие мощности. Мол, это "играет роль и делает разницу" в результате. И это будет неверный ответ», - говорит Го. «Идея в том, что сегодня в MotoGP верного ответа на этот вопрос не существует», - дополняет собеседника Нобу.

В чем же сильные и слабые стороны карбона?


Для примера стоит рассмотреть колесные диски из карбона, коих достаточно на открытом рынке. Но они почему-то не используются в профессиональном мотоспорте. Почему же?

Карбоновые колесные диски - выглядят потрясающе, ничего не весят, но...
Карбоновые колесные диски - выглядят потрясающе, ничего не весят, но...


Потому что у каждой палки есть два конца - слабые и сильные стороны.

Сильными сторонами целых карбоновых дисков являются их низкая масса и высокая жесткость, что позволяет держать форму даже при самых сильных нагрузках. Вес элемента является главенствующим, но все же единственным преимуществом - снижая неподрессоренные массы мотоцикла, мы улучшаем его управляемость.

...но вот что с ними бывает даже при небольшом падении
...но вот что с ними бывает даже при небольшом падении


Минусы - в высокой стоимости и хрупкости, неремонтопригодности и... все той же жесткости. Алюминиевые и магниевые диски имеют определенную гибкость, которая позволяет шасси «играть» при нагрузках, создает дополнительный элемент амортизации. При столкновении с жесткими элементами (поребриком, отбойником) карбоновый диск разлетелся бы на куски там, где алюминиевый просто погнулся, а магниевый получил небольшой скол. При торможении карбоновый диск дает лучшую обратную связь с покрышкой, однако имеется и обратная сторона: грань, разделяющая полный контроль и момент срыва переднего колеса на карбоновом диске гораздо тоньше, чем с металлическими дисками - и ее трудно прочувствовать. Оптимальным в MotoGP считают использование именно магниевых дисков: они легче алюминиевых, но гибче карбоновых. И они более чем втрое дешевле!

Эти правила касаются всех элементов шасси в той или иной мере.

Дорого, но бесполезно?


В случае с Repsol Honda, Марк Маркес приступил к испытаниям карбонового маятника еще в Валенсии. Но он не почувствовал никакой разницы по сравнению с алюминиевым. А новый директор команды Альберто Пуч позже отметил, что «нет необходимости экспериментировать, если есть хорошо работающее решение».

Карбоновый маятник Honda RC213V на тестах IRTA в Таиланде
Карбоновый маятник Honda RC213V на тестах IRTA в Таиланде


Карбоновые маятники, элементы рам, а то и все рамы применялись с 80-х годов XX века, испытаны многократно. И все же, не стали трендом. Десятилетия выявили оптимальный материал, обеспечивающий достаточную гибкость и отзывчивость, с которым можно работать - термически и механический, - это алюминий.

«Краеугольный камень - соотношение веса, жесткости и гибкости элемента, - говорит Аоки, - Но мы сталкиваемся и с таким фактором, как износ детали. Выработка на стальных и алюминиевых деталях [шасси] появляется через годы эксплуатации. Можно использовать шасси прототипа 2-3 сезона, прежде чем оно утратит свою прецизионную четкость отклика и начнет "гулять"».

Ducati Desmosedici GP09 с карбоновым монококом и маятником
Ducati Desmosedici GP09 с карбоновым монококом и маятником


Но карбоновые элементы, как это не странно, изнашиваются быстрее. Даже при самом деликатном обращении, при отсутствии падений, их хватает на 3-4 месяца эксплуатации. Ducati приходилось «варить» по 3-4 запасных монокока и маятника для Desmosedici Стоунера и возить их с собой на случай любых происшествий. Они же были вынуждены (именно - вынуждены) «варить» маятники с заданными характеристиками по каждый тип трасс. Это же круто!? - спросит наблюдатель. Не очень! - ответит член заводской команды, который вынужден собирать совершенно новый мотоцикл на каждом новом этапе и подбирать настройки заново.

«Эта технология хорошо подходит для Формулы-1. Карбоновые монококи болидов не подвергаются ударным нагрузкам, ну, кроме как если не врезаются в бетонную стену. Они не влияют на аккуратность управления машиной, тогда как в MotoGP ощущения гонщика в заезде куда важнее показателей телеметрии», - добавляет Аоки.

С точки зрения веса прототипов MotoGP, у нас имеются четкие указания от FIM - не менее 157 кг. И это достаточно много, если вспомнить, сколько еще в 2000 году весили 2-тактные GP500 - лишь 115 кг при мощности в 200 л.с. Соотношение мощности к массе осталась примерно тем же, но контролировать современные мотоциклы стало куда сложнее чисто физически: момент инерции, создаваемый 157-килограммовой ракетой с полным баком на скорости 300 км/ч, гораздо больше!

Технологии по-прежнему трудно спорить с природой


Поэтому только ощущения и всесторонняя помощь электроники - вот, что помогает современным пилотам оставаться в вертикальном положении. И алюминий справляется с этим отлично. Легче 157 кг сделать байк все равно не позволят.

Cagiva C594 (1994-1995) прототип со сложносоставной карбоново-алюминиевой рамой и маятником
Cagiva C594 (1994-1995) прототип со сложносоставной карбоново-алюминиевой рамой и маятником


Нобуацу вспоминает свою молодость в GP500 и связанных с этим событиях из 90-х: «Я участвовал в Big Road Race, отдельном кубковом событии, устроенном в Суго уже по завершении сезона Гран-При в октябре 1995 года. Выступал на Cagiva C594 - гибриде, состоявшем из алюминиево-карбоновой рамы и карбонового маятника. И это было не круто, причем совершенно! Это был уникальный, но в целом никчемный 185-сильный монстр, настоящая пластиковая ракета, которая не обеспечивала никакой обратной связи. Результат? 9 падений за два дня!»

«И я отлично понимаю, почему Валентино Росси настоял на том, чтобы Ducati сделали для него "обычную раму" в 2012 году!» - добавляет Нобуацу.

Карбон по своей натуре не прощает ошибок. Он жесткий, как сам алмаз, а не гибкий. Если у пилота есть варианты, то карбон не дает ими пользоваться.

BMW HP4 Race - все же, компромисс, а не ультимативный карбоновый байк!
BMW HP4 Race - все же, компромисс, а не ультимативный карбоновый байк!


...И это, кстати, причина, по которой BMW Motorrad отказалась комплектовать свои гипербайки HP4 Race полностью карбоновыми маятниками, заменив их на алюминиевые, но оставив композитные рамы.

Какие области для применения карбона оптимальны?


И это та причина, по которой Honda хочет попробовать карбоновый маятник в конструкции RC213V. Раньше такого никогда не было. Задняя часть мотоцикла должна быть стабильной, и это повод сделать read-end жестче за счет карбона. И то, что Маркес и Педроса не ощутили разницы с алюминием, уже позитивный feedback! Значит, есть шанс развивать тему и пробовать... в будущем.

Совершенно корректное использование карбона в шасси прототипов - это установка жестких, негнущихся стаканов вилки. Это элемент шасси, который вообще не должен давать какой-либо люфт или «гулять», меняя геометрию мотоцикла и его характеристики. В данном случае, оптимальное соотношение облегчения и повышения жесткости.

Карбоновая вилка Ohlins на Honda RC213V Марка Маркеса (2018 год)
Карбоновая вилка Ohlins на Honda RC213V Марка Маркеса (2018 год)


По этой же причине карбон был, есть и будет основным материалом для производства облицовок, аэродинамики и защитных элементов рам и двигателя. Мало весит, прочный, хотя и одноразовый, но идеально подходящий для MotoGP!

Новым майнстримом аэродинамики MotoGP станут рамочные варианты винглетов - жесткая и объемная, но безопасная конструкция на переднем обтекателе. Такие теперь у Ducati, Honda и Aprilia. И аэродинамика сегодня помогает больше, чем электроника, поэтому ее проще развивать, считает Аоки, который уже знает, как будет совершенствоваться Suzuki GSX-RR заводской команды MotoGP.

Карбоновые тормозные диски Brembo для MotoGP - вот это идеальное применение карбона!
Карбоновые тормозные диски Brembo для MotoGP - вот это идеальное применение карбона!


Карбоновое волокно, пусть и в другом форм-факторе очень хорошо подошло для разработки самых мощных и точных тормозов в истории. Итальянская компания Brembo явный лидер в этом, и показатели ее карбоновых тормозов в MotoGP зашкаливают: диски способны выдержать нагрев до +1100°С, разогреваются на некоторых треках до +1000°С и только после этого теряют лишь часть своих свойств.

Итого


Зарко и Лоренцо попробовали в Бурираме прошлогодние шасси и сказали, что они лучше новых, например. Мы же считаем, что самые последние разработки инженеров - это и есть идеал технологии. «И это неверный ответ», смеется Аоки.

В MotoGP по-прежнему, как и 20 лет назад, все зависит от пилота и его ощущений. Если байк не позволяет себя контролировать так, как привык пилот, он падает или едет медленней остальных. Инженерия MotoGP в каком-то смысле уперлась в прослойку между сиденьем и рулем - в человека, в его природу и особенности. Наверное, скоро удастся создать робота - из алюминия и карбона, легкого и жесткого, который сможет управляться с таким же карбоновым мотоциклом без погрешностей и ошибок. Yamaha очень старается над этим! Но пока в MotoGP участвуют люди, лучшие технологии могут уступать победы лучшим навыкам и чувствам.

Поэтому пока алюминий - главный материал MotoGP.

Финальные тесты IRTA перед сезоном 2018 года стартуют уже завтра, 1 марта на Losail International Circuit в Катаре!

Важные новости
 
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы

По просьбам читателей, расскажем все подробности о новинке мотосезона 2025 года – серии мотошлемов NOLAN X-903 Ultra Carbon. Чем же он отличается от своих топовых предшественников – X-803 Ultra Carbon RS и флагмана линейки NOLAN X-804 Ultra Carbon RS. И вообще, братья ли они?
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP

В Австрии состоялось первое заседание комитета по реструктуризации долговых обязательств производителя мотоциклов KTM AG, а также его дочерних предприятий. К сожалению, никаких поблажек не будет: кризисный менеджер уже объявил о ряде жестких мер по снижению затрат, среди которых обязательство закрыть программу в Мото Гран-При - во всех классах от Moto3 до MotoGP.
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9

Король умер. Да здравствует король! - это про Yamaha R-серии. Официальные списки FIM команд и участников чемпионата мира World Supersport 2025 года красноречиво говорят о едином тренде: Yamaha YZF-R6 - всё. Его больше нет с нами... Добро пожаловать в новый дивный мир Yamaha R9!
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1

Финальный список команд и пилотов чемпионата мира по Супербайку - World Superbike, World Supersport и World Supersport 300 образца 2025 года анонсирован: 87 пилотов в трех классах будут представлять 19 стран мира. Все стартовые номера и мотоциклы.
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!

В Зальцбурге, в знаменитом павильоне Hangar 7, принадлежащем Red Bull, Марк Маркес провел свой последний эфир в качестве пилота компании, с которой он шел рука об руку с 2008 года: подписание контракта с Ducati Lenovo Team на выступление в MotoGP с 2025 по 2026 годы означает необходимость разрыва с производителем энергетиков... Обычно, это происходит раз - и навсегда. Но Марк умный мальчик, и он уже знает хитрый ход, который может дать ему второй шанс - вернуться. Как? Читайте внимательно!
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию

Плохие новости для американцев пришли из Брюсселя: Liberty Media не разрешили безусловную покупку Dorna Sports и всех ее активов с первой попытки! Речь идет о приобретении владельцем прав на Формулу-1 ключевых гоночных серий по кольцевым мотогонкам - MotoGP, World Superbike, MotoE и WorldWCR. ЕК усмотрела в этом риск создания монополии в руках американской группы и объявила расследование, что вынудило стороны сдвинуть дедлайн по сделке на 6 месяцев.
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года

Ежегодная шоу-презентация заводских гоночных проектов Ducati Corse - Campioni in Pista пройдет традиционно с шиком на горнолыжном курорте Мадонна-ди-Кампильо в Трентино: на этот раз, там будут представлены три проекта - в MotoGP, World Superbike и чемпионате мира по мотокроссу, дебютный сезон в MXGP.
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP

По мнению менеджера и советника некоторых проектов из Мото Гран-При родом из Италии Дарио де Вета, коллапс KTM не был чем-то неожиданным для узкого круга вовлеченных в этот проект лиц, а значит, налицо явная махинация, что может оказать серьезное влияние на сделку по продаже чемпионата MotoGP американской Liberty Media. Де Вет высказал мнение, которое вовлеченные в MotoGP журналисты просто боялись озвучивать лично. Вот его доводы.
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta

Следом за рядом противоречивых новостей из Ширанны, что в Варези (Италия), MV Agusta поспешила опубликовать открытое письмо-обращение к неопределенному кругу лиц с заявлением о своей фактической независимости от KTM, несмотря на то, что австрийская компания по-прежнему владеет 50.1% акций итальянской компании.
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке

9 февраля 2025 года, сразу после завершения тестов в Сепанге все команды и пилоты MotoGP переместятся в столицу Таиланда Бангкок, где Dorna Sports устроит пышный праздник в формате MotoGP Awards с уличным шоу и красной дорожкой. Можно ли это будет увидеть на экране или придется лететь в Тай лично?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 28 февраля 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1904618
годовая
аудитория
244472
читателей
за месяц
6552
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии