МОТОГОНКИ.РУ, 26 мая 2021 - Есть несколько предпосылок для того, чтобы успешная линия продолжилась в Италии. А это может значительно укрепить позиции Ducati в чемпионате. Но кто им сможет противостоять в воскресенье?
Джек Миллер и Пекко Баньяя на подиуме Гран-При Испании MotoGP 2021
Лидеры и тренды
Итак, чемпионат приехал в Тоскану в следующей конфигурации: Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP возглавляет серию с 1 очком преимущества над Франческо Баньяей из Ducati Lenovo Team, а следом за ними с минимальным отрывом идут Жоан Зарко из Pramac и напарник Пекко по заводской команде Джек Миллер.
Очевидно, что битва в этом году будет идти между Миллером и Куартараро, как основными фаворитами, новыми лидерами заводских команд Ducati и Yamaha
Куартараро оформил две победы подряд в Дохе и Портимао, но Миллер забрал себе оба Гран-При Испании и Франции. Если бы не проблемы с правой рукой, с которыми столкнулся австралиец, сегодня он бы наверняка возглавлял чемпионат. Но Джек упустил возможность взойти на подиум в катарских гонках: у него не было шанса успеть сделать операцию на предплечье между двумя стартовыми раундами, следовавшими один за другим через неделю, так что Миллер пошел на операцию сразу, как только вернулся - и это принесло ему успех.
Фабио Куартараро показал свой шрам: новое тату
Куартараро последовал за австралийцем, повторив его путь точь-в-точь: француз столкнулся с карпальным синдромом на гонке в Хересе, из-за чего ретировался с позиции фаворита и потерял кучу очков; затем, сразу же сделал операцию в надежде успеть восстановиться к домашнему раунду в Ле-Мане. Теперь Миллер и Куартараро абсолютно в равных условиях, как физически, так и морально.
Возвращаясь в Муджелло...
Возвращаясь в Муджелло, следует вспомнить историю этого выдающегося автодрома. В его конфигурации есть самая быстрая прямая, на которой на протяжении прошлого десятилетия пилоты Ducati один за другим ставили новые рекорды скорости. Но в 2021 году местом установки рекордов стал Катар. При этом, Losail International не принес Ducati ни одной победы. Почему? Хотя на главной прямой Лосаила Desmosedici дважды били рекорды скорости, это можно списать лишь на благоприятные обстоятельства, такие как попутный ветер и идеальные условия в нужный момент. В гонках преимущество легко перешло из рук Ducati в руки пилотов Yamaha, но также и Suzuki. Секрет? Особенности дизайна автодрома: катарское кольцо очень техничное, но реальных мест, где можно реализовать всю мощь и всю скорость Desmosedici, кроме главной прямой, ни одного! Напротив, Yamaha и Suzuki, очень юркие и быстрые именно на поворотах легко атаковали Ducati на протяжении всего круга. «Легкий» встречный ветер на главной прямой в дни гонок полностью нарушил доминирование итальянских моторов. И так, круг за кругом, Куартараро и Виньялес, а вместе с ними Ринс и Мир пробивали себе дорогу к подиуму. Остальное - это чистая стратегия. Чья оказалась сильнее, мы видели: Виньялес и Куартараро принесли две победы Yamaha, финишировав с огромным отрывом от Ducati и Ко.
Но в Муджелло так не будет. Муджелло фантастический ездовой трек, который предлагает массу вариантов и сценариев развития событий. Он не затычный, как Ле-Ман, а плавный и скоростной. Атаковать можно во множестве поворотов: хочешь, можно ходом, а хочешь, то и на торможении, если хватит смелости.
Ducati реализовывали здесь все свои мечты с первого же года вступления в MotoGP. И на протяжении всей истории участия Desmo в ItalianGP это была абсолютно равная схватка с Yamaha или Honda. Теперь же, когда ни у Yamaha, ни у Honda нет столь явных преимуществ, Ducati может раскрыться во всей красе. Какая там цель? Тройной подиум!
История успеха
Завод из Борго-Панигале вступил в MotoGP в 2003 году, и именно в Муджелло Лорис Капиросси взошел на подиум, став вторым после действующего чемпиона Honda Валентино Росси. Капиросси легко разделался с Максом Бьяджи и Макото Тамадой, двумя другими представителем Honda.
Лорис Капиросси на Ducati противостоит Валентино Росси и Никки Хейдену
В 2004 Трой Бейлиис и Рубен Чаус, представители двух разных команд Ducati до последнего бились с Бьяджи и Жибернау за право взойти на подиум Гран-При Италии: Бейлиссу не хватило 0.2 секунды на выходе из последнего поворота, Чаус финишировал прямо за ним. Капиросси снова оказался на подиуме вместе с Росси и Бьяджи в 2005, а Карлос Чека на заводском Ducati замкнул ТОП-5. И в 2006 Капиросси повторил результат дебютной домашней гонки, став 2-м за Росси.
Кейси Стоунер и Ducati отобрали титулы у Yamaha в 2007 году, но для победы в Муджелло потребовалось еще несколько лет
В 2007 году на удивление всех Кейси Стоунер не пополнил свою коллекцию Больших Призов в Муджелло, проиграв победителю Гран-При Италии Валентино Росси более 6 секунд. Кейси финишировал 4-м, а отобрал у него призовую позицию Алекс Баррош, пилот частной команды d′Antin Ducati: бразильеро выиграл дуэль со Стоунером под самым клетчатым флагом, опередив австралийца на всего 0.05 секунды. И снова, без Ducati на подиуме не обошлось. Стоунер исправил положение, став 2-м на финише Гран-При Италии 2008 года, а Росси и на этот раз вышел победителем. И в 2009 Кейси принес Ducati первую победу в Муджелло, опередив напарников по заводской Yamaha - Лоренцо и Росси.
После 2009 для Ducati наступил конец эйфории. Стоунер не смог взойти на подиум в 2010. Место австралийца в заводской команде затем занял Росси, но это был тотальный провал: в Муджелло самый успешный пилот MotoGP в истории проиграл своему бывшему напарнику по Yamaha 26 секунд, став 6-м на финише. Росси улучшил позицию до 5-й, а отставание от Лоренцо сократил до 11 секунд на следующий год. Но это был максимум, который смогли показать пилоты Ducati на своей любимой трассе.
Никки Хейден и Андреа Довицоизо, напарники по заводской команде Ducati в 2013 году
2013 год изменил многое. Вступление Марка Маркеса в Repsol Honda тогда еще никто не рассматривал в перспективе триумфального шествия к титулу. В Муджелло битву снова возглавлял Лоренцо на Yamaha, а три Honda финишировали следом за ним - Педроса и Кратчлоу поднялись на подиум, Брадль стал 4-м. 5-6 финишировали новые партнеры по Ducati Team - Андреа Довициозо и Никки Хейден, а Миккеле Пирро, вышедший на старт по wildcard, замкнул ТОП-7. В целом, ситуация не изменилась в 2014, разве что Марк Маркес уже полностью вступил в права нового Короля MotoGP, подвинув напарников по заводской команде Yamaha.
Итак, мы возвращаемся к моменту нового ренессанса Ducati - Гран-При Италии 2015 года. Андреа Янноне привез в тот уикенд первый из абсолютных рекордов скорости, а затем взошел на подиум, став 2-м за Лоренцо, но опередив Росси и Педросу.
Андреа Янноне с новым рекордом круга на поул-позиции Гран-При Италии 2015
2015 год - это уже год правления нового босса Ducati Corse Луиджи Даль′Иньи. Первое, что изменил Старый Лис, была тотальная реструктуризация взаимодействия между отделами Race Operations и R&D. Даль′Инья воссоздал прямую связь внутри двух ключевых департаментах, после чего разработка и улучшение Desmosedici пошли вперед семимильными шагами, без 2-3 месячных задержек, как было в последние годы Стоунера и годы работы Росси. Именно на эту волокиту и полный игнор пожеланий пилотов жаловались и Кейси, и Валентино, но их в Ducati никто не слушал, что и привело к разрыву отношений. Но в 2015 произошла настоящая революция. И подиум в Муджелло вдохновил Даль′Инью и боссов Ducati на новые подвиги: в 2016 Янноне снова поднялся на подиум, а Довициозо стал 5-м в итальянской схватке.
Гран-При Италии 2017 года принесло Ducati первый двойной подиум: Довициозо выиграл гонку, став только вторым пилотом Ducati после Стоунера, кто выиграл заезда в Муджелло; Данило Петруччи стал 3-м. Схватка за призы вновь велась против пилотов заводской команды Yamaha.
Хорхе Лоренцо выиграл Гран-При Италии для Ducati... в качестве пощечины
Хорхе Лоренцо вступил в Ducati Team в 2017, чтобы стать чемпионом, но операция провалилась с большим треском. Нетерпение со стороны руководства завода привело к раннему разыву отношений, и пик конфронтации пришелся точно на конец мая: в Ле-Мане стало известно, что Борго-Панигале не планирует продлевать контракт с Лоренцо, чем Хорхе был обижен до глубины души. В Муджелло уроженец Майорки прибыл с явным намерением - наказать Ducati за преждевременное решение, но особым образом. Лоренцо... выиграл Гран-При Италии на глазах всего директората Ducati, а Андреа Довициозо финишировал 2-м, таким образом, они принесли заводу первый в истории золотой подиум. Но и Валентино Росси на Yamaha был тут как тут, 3-м.
Триумфатор Гран-При Италии Данило Петруччи и Андреа Довициозо: сложные связи
Данило Петруччи получил место Лоренцо в заводской команде Ducati, и Гран-При Италии 2019 года стало его звездным часом: Данило выиграл гонку на последнем круге, использовав свой шанс в равной дуэли с Маркесом и Довициозо. Это была фееричная схватка, все решалось в самый последний момент. На входе в 1-й поворот последнего круга три претендента на победу и подиум оказались одновременно - в прямом смысле этого слова: 3 мотоцикла встретились бортами перед выходом на дугу. Маркес выпихнул Довициозо на внешнюю, но Петруччи использовал их заминку, чтобы просочиться вперед по поребрику. Маркесу не удалось переиграть ситуацию на последнем круге. Но два заводских Ducati снова встретились на подиуме.
Маркес, Петруччи и Довициозо перед входом в 1-й поворот Гран-При Италии MotoGP 2019 года
Та гонка определила судьбу Данило Петруччи: несмотря на триумф, на деле, Данило... потерял доверие боссов Ducati. Парадоксальная ситуация!!! Петруччи взяли вместо Лоренцо, чтобы отвесить майорканцу своеобразную пощечину. Но также и для того, чтобы создать «телохранителя» для №1 в заводской команде, Андреа Довициозо. Задача, которую поставили перед Петруччи в начале года, была простая: держаться позади Дови, прикрывая тылы от атак соперников. Но ситуация в Муджелло поставила Данило перед тяжелым выбором: как профессиональный пилот он не мог не воспользоваться шансом всей жизни - взять победу, которую он заслужил, благодаря хорошему пилотажу; но как напарник Довициозо, он в некотором смысле нарушил планы Ducati Corse. Петруччи не должен был становиться конкурентом для Довициозо, но... каким бы пилотом MotoGP он был в противном случае?! К сожалению для Петруччи, на этом его отношения с Ducati прекратились. Да, ему нехотя продлили контракт на 2020 год, но уже в мае он знал, что как бы хорошо он не выступил в новом сезоне, его больше не хотят видеть в заводском боксе. Аналогичная ситуация была и Довициозо.
Кому на Муджелло жить хорошо?
Гран-При Италии в ковидный сезон 2020 года не состоялось, таким образом, мы возвращаемся в Тоскану с воспоминаниями из 2019-го. Зрителей на трибунах снова не будет, так что красивой картинки с 10-тысячной толпой фанатов перед подиумом после финиша гонки мы не увидим.
Зато армия штурмовиков Ducati прибыла в паддок с явным намерением впервые в истории завода оккупировать подиум Муджелло. Для этого сегодня есть все предпосылки:
1. Абсолютно подходящий для Муджелло мотоцикл, практически без недочетов;
2. Сразу три пилота, которые знают, как реализовать потенциал Desmo;
3. Сразу три пилота, имеющиех достаточную мотивацию для движения вперед;
4. Рекордная скорость и возможность ее реализовать в нескольких секторах, а не толко на главной прямой.
Фабио Куартараро, Monster Energy Yamaha MotoGP
Что есть у Yamaha? На самом деле, достаточно. Валентино Росси был безоговорочным фаворитом события на протяжении 20 лет. Сначала, он выигрывал Гран-При Италии на Honda, затем, стал побеждать на Yamaha. И хотя мотоциклы круто изменились с 2003 года, природа Autodromo Internazionale del Mugello осталась прежней: множественные повороты, как и 15 лет назад, нуждаются в том, чтобы прототипы их "облизывали". Техника Хорхе Лоренцо на Yamaha M1 была доведена до совершенства к 2015 году. Сегодня его последователем в MotoGP можно назвать Фабио Куартараро, который никогда не скрывал, что Лоренцо является его кумиром. Но техника Куартараро идет дальше в своем развитии: если Лоренцо буквально сливался с мотоциклом, Куартараро, напротив, постоянно перемещается по байку. Цель у обоих пилотов Yamaha была одна и та же: поиск оптимального распределения масс и равномерная закрузка колес в каждый момент времени.
Противопоставить абсолютной скорости Ducati можно только идеальную скорость в поворотах, и она есть у Куартараро
Единственным из всех Honda, кто может бороться и с тем, и с другим, является Марк Маркес. Он намерен продолжать процесс восстановления сил после возвращения в Португалии, но Муджелло не является тем местом, где Марк станет геройствовать.
Возвращение Марка Маркеса на 100% произойдет в Sachsenring
В Муджелло слишком много сильно загруженных правых поворотов, где Маркес пока еще чувствует себя «не более чем на 80%». В левосторонних поворотах ему уже комфортно на 100%, но именно это ощущение привело его к трем большим падениям в Хересе и Ле-Мане. В Муджелло Марк рисковать не станет. Воспоминания прошлых лет слишком сильны. Вылет с трассы на скорости 240 км/ч в 2013, жесткие битвы с Ducati и Yamaha, риски 1-го поворота - нет, в эти выходные Маркес проявит свои магические способности только в одном случае: если сложатся некие превосходные условия. Они почти сложились в Ле-Мане, но... к чему все привело, мы помним - новое падение, даже два за гонку. Не тот исход заезда, на который делала ставку команда.
Такааки Накагами снова может принести ценные очки Honda
Здорово удивить публику может Такааки Накагами. Японец давно подтягивается к лидерам чемпионата, и он уже показал в нескольких гонках, что в отсутствие Марка может подхватить падающее знамя HRC.
У Suzuki есть шансы показать результат в Муджелло
Suzuki?.. Да, у Алекса Ринса с 2018 года было много возможностей, чтобы продемонстрировать публике преимущества GSX-RR. В 2020 году мотоцикл достиг пика своего развития, но эволюция на этом не остановилась. Тем не менее, Ринсу и Миру нужно срочно консолидировать все наработки и свою мотивацию, чтобы вернуться в группу лидеров чемпионата, из которых их выбили Ducati и Yamaha. Очевидно, что в этом году у Suzuki нет ни малейших шансов на титул и Кубок производителей, но кое-какие позиции Жоан и Алекс могут восстановить. Если Гран-При Италии будет 100% сухим и более стабильным, у Suzuki есть возможность оказаться на подиуме. Сила пилотов Suzuki - в прогнозируемом ходе заезда, известной динамике деградации покрышек и основанной на этом стратегии. Если погодные условия меняются, реализовать план не представляется возможным, и GSX-RR превращается в «просто хороший мотоцикл».
Алеш Эспаргаро преисполнен оптимизма перед Гран-При Италии
Aprilia едет в Муджелло с большим мешком оптимизма за плечами. Алеш Эспаргаро знает, как реализовать все преимущества RS-GP. К тому же, Aprilia Racing провела ряд тестов в Тоскане незадолго до Гран-При Италии: несмотря на плохую погоду, Андреа Довициозо все же дал инженерам Ноале пищу для размышлений, и за эти пару недель они кое-что успели сделать. Эспаргаро еще в Португалии был уверен, что способен побороться за первый подиум. Пока, с прогнозами он ошибся: ни в Хересе, ни в Ле-Мане ему не удалось приблизиться к лидерам совсем вплотную, чтобы дотянуться до призом. Может, в Муджелло? Кто знает...
KTM. Данило Петруччи. KTM и Данило Петруччи... они возвращаются на «место преступления», но теперь играют в одной команде. Петруччи знает все нюансы Муджелло. Не потому, что выиграл гонку в 2019, а потому что это один из самых хорошо изученных треков в мире. Петруччи стал лучшим KTM - 5-м на Гран-При Франции в сложных дождевых условиях. Годом ранее он выиграл там на Ducati, и условия тоже были сложными (слишком холодно). Сейчас предстоит Муджелло, где он выиграл в 2019 при идеальной погоде и в очень плотной борьбе.
С другой стороны, и KTM Factory Racing возвращается в Тоскану с желанием реабилитироваться. Пилоты KTM тоже уверены, что в эти выходные они покажут результат получше ТОП-8 (на сухом асфальте).
Let′s go!