МОТОГОНКИ.РУ, 22 февраля 2022 - Хорхе Лоренцо должен благодарить судьбу за то, что он оказался в нужное время и в нужном месте. Заработав миллионы с Yamaha, он затем сорвал один из самых солидных кушей в Ducati. Но летом 2021 года Хорхе вряд ли чувствовал бы себя комфортно в паддоке. Если бы Хорхе остался в чемпионате, он уже не смог бы рассчитывать на суммы, к которым привык с тех пор, как стал чемпионом MotoGP. Не потому, что утратил свою привлекательность, а просто потому, что денег стало меньше.
По оценкам, рынок пилотов MotoGP после сезона-2020 обвалился на 20-25% по сравнению с 2018-19
Но в некоторых компания снижение произошло не на проценты, а в разы. И самый желанный работодатель MotoGP - Ducati Corse - сегодня является одновременно и самым жадным из всех. Но всё относительно.
После катастрофы в отношениях с Лоренцо, холдинг Ducati изменил свой подход к формированию бюджетов в мотоспорте, переключив внимание с личностей (пилотов) на инженерию (мотоциклы). Идея последних 2-3 лет переродилась из желания посадить на полусырой байк заведомого чемпиона в цель - найти или даже вырастить такого внутри компании.
Лоренцо подписал контракт на 2017-18, по которому, став чемпионом Ducati, он мог бы заработать фантастическую сумму в 34 млн евро (по 17 млн в год со всеми бонусами). И хотя он не стал, это его не расстроило: гарантированный гонорар за вычетом бонусов составил 25 млн евро (по 12.5 в год) - он получил их сполна!.. Расстроились только Джиджи Даль′Инья и Клаудио Доменикали, которе поняли, что их ставка прогорела на 150%. И после, они изменили свое отношение к пилотам.
Довициозо не успел привыкнуть к новой реальности и предпочел раскланяться с Ducati
Первым, кто столкнулся с новым подходом, стал Андреа Довициозо: в апреле 2020 года ему и его менеджеру предложили новую схему расчетов, в которой гарантированный гонорар составлял лишь 20% зарплаты вице-чемпиона MotoGP, а остальные 80% он должен зарабатывать в виде призовых и бонусов. Понимая, что стать чемпионом с Ducati ему не удастся, Довициозо прослезился... Он, конечно, не мог знать, что рынок так круто упадет, но в тот момент он также не смог принять новую реальность, поэтому предпочел раскляняться с Ducati.
Он был в ТОП-4 самых высокооплачиваемых гонщиков MotoGP, но он был таким последним в армии Ducati!
И как же будет в 2022 году?
Вся восьмерка пилотов Ducati стоит меньше, чем Андреа Довициозо
А в 2022 году вся восьмерка пилотов Ducati заработает меньше, чем получил один Довициозо в 2020: последняя зарплата Дови в Ducati составила 5.1 млн евро с учетом бонуса за победу.
Возьмите калькулятор и проверьте...
Перейдя в заводской гараж Ducati на место Дови, Франческо Баньяя стал получать 662 тыс евро базового гонорара плюс 215 тыс евро спонсорских отчислений и бонусов. Таким образом, за 2 сезона как главный претендент на титул Ducati Пекко заработает от 1.6 до 1.7 млн.
Роль «телохранителя» Баньяи в заводской команде снизила рейтинг Джека Миллера, который хотел бы рассчитывать на повышение зарплаты к 2022 году, но не получил его. Его зарплата теперь составляет около 920 тыс евро, и Джеку следует бережно расходовать эти средства, поскольку его положение в команде крайне шаткое.
Жоан Зарко заключил с Ducati сделку, по которой он не претендует на место в factory team и готов выполнять «волю партии», взамен получил высокий для саттелита базовый гонорар - 1.5 млн евро + 250 евро бонусов за подиумы. Француза всё это устраивает, поскольку его положение немногим стабильнее, чем у Миллера.
Наконец, Энеа Бастианини, Хорхе Мартин и Лука Марини, подписав контракты с Ducati, получили от завода в качестве поддержки базовую зарплату в размере менее 300 тыс евро в год. Стоимость двух новобранцев MotoGP, Фабио Ди Джианантонио (Gresini Racing) и Марко Беццекки (VR46) пока неизвестна, но она не может превышать 220 тыс евро. На самом деле, это самый низкий уровень заработка для прорайдера в MotoGP. Большой спонсорский пакет от Ducati и AUDI, в который входит предоставление всем гонщикам бесплатных тренировочных мотоциклов, личных авто, а также оплата логистических расходов (этот груз вообще несет на себе команда) - вот, что несколько скрашивает скромный статус «человека Ducati» в 2022 году.
Единственное, что может повысить стоимость пилота - это победа в чемпионате мира
Никто пока не знает, сколько предложили Баньяе на 2023-24 год, что он так быстро согласился. Явно больше, чем у него есть сейчас, но пока - недостаточно много: это зарплата «на вырост», с которой Баньяя пока согласен и не требует большего, понимая, что пока... просто не заслужил.
Фабио Куартараро хотел бы превзойти Росси, но пока думает только о деньгах
Прямо противоположного мнения придерживается Фабио Куартараро, ныне выступающий за Monster Energy Yamaha MotoGP. У меня нет точных данных, насколько выросла зарплата француза после победы в 2021 году. Есть данные, что он заработал 2.6 млн евро с учетом призовых и бонуса за титул. Но теперь он требует от Yamaha многократное увеличение базовой ставки - до 10 млн евро в год, если завод хочет его на 2023-24. Фабио понимает, что если Yamaha M1 существенно не улучшится (по его личному мнению), у него не будет возможности бороться за титул с Маркесом, Баньяей и еще парой соперников. Придется рисковать, а риски в MotoGP зачастую граничат с серьезным травматизмом. Эти риски менеджер Куартараро намерен включить в стоимость пилота.
KTM - первый заводской проект MotoGP, который принял за основу принцип «никаких мегазвезд: мы выращиваем своих». Штефан Пире, босс KTM GROUP заявил об этом еще в 2018. Теперь в его распоряжении четыре пилота общей стоимостью всего в 1.5 млн евро в год! Принцип найма прост: пилот - это инвестиция; ему дают всё, чтобы он мог развиваться и расти, а о зарплате речь пойдет, когда на горизонте замаячит заветный Гран-При по итогам сезона. Новобранцы из Moto2 - Реми Гарднер и Рауль Фернандес получили от KTM базовую ставку по 250 тыс евро на год.
Пример Team Suzuki Ecstar подсказывает, что это правильная стратегия для завода! Алекс Ринс и Жоан Мир очень выросли вместе с японской командой, и как пилоты, и как персоны, зарабатывающие ежегодно круглые суммы: став чемпионом MotoGP в 2020 году, Жоан Мир получил повышение базового гонорара до 5.2 млн евро, что с призовыми могло бы составить почти 6 млн евро. Алекс Ринс (по разным оценкам) зарабатывает от 2.3 до 5 млн евро в год.
Пол Эспаргаро, перейдя в Repsol Honda, знал, что подписывает, возможно, свой последний заводской контракт в MotoGP. Для него работа в Repsol - это all-in, то есть «всё на черное». Эспаргаро либо взлетит до небес, либо провалит миссию и навсегда станет аутсайдером. Пока ему удается держаться достаточно высоко, так что его годовая зарплата составляет 3.1 млн евро.
Такааки Накагами, LCR Honda
Коллеги Пола по Honda - Такааки Накагами и Алекс Маркес по-прежнему в статусе «новичков», хотя их карьера в Королевском классе началась несколько лет назад. Их роли имеют особенное значение, но не для HRC, а скорее для Dorna и MotoGP в целом: Накагами в чемпионате представляет японский мотоспорт, а его основной гонорар обеспечивает производитель моторных масел Idemitsu; Алекс - второй человек Repsol в чемпионате после Марка Маркеса, и его спонсорские выше, чем базовый гонорар. Такая работа... Но мультимиллионерами оба не являются: Така получает порядка 450 млн евро в год, суммарный доход Алекса не превышает 800 тыс.
Также очень важно понимать, что когда идет речь о гонорарах, говорят о суммах до уплаты налогов. А в Испании они могут составлять до 38%
Вот многие насмехаются над Алешем Эспаргаро, называя его самым странным пилотом MotoGP за всю историю: мол, подиумов у него 1-2 и обчелся, побед нет вовсе - и это почти за 10 лет!
Но Алеш слушает, да есть. Его гонорар в Aprilia Racing прямо говорит о том, насколько ценный это сотрудник: в 2021 году Эспаргаро-старший получил со всеми бонусами 1.1 млн евро, и его зарплата в 2022 году выросла еще на 250 тысяч. Базовую зарплату Алешу существенно повысили после 2019 года, когда решилась судьба Андреа Янноне.
Маверик Виньялес в Monster Energy Yamaha получал 8 млн евро (в 2021), но он отказался от этой ставки ради гораздо более скромного гонорара в Aprilia Racing. Сумма контракта точно не известна, но по некоторым сведениям, в 2022 счет Мака пополнится, как минимум, на 4.5 млн евро. У Виньялеса с Aprilia договор, построенный на примерно таком же базисе, как у Ducati: базовый гонорар составляет не более 20% общей стоимости, но пилот мотивирован показывать результат, за который Ноале будет доплачивать. Таким образом, Виньялес может заработать на каждой гонке до 300 тыс евро. В этом случае, со всеми бонусами, он мог бы заработать больше базовой ставки - до 6.3 млн, хотя прямо сейчас это и выглядит фантастическим сценарием...
И только одному парню в паддоке MotoGP не на что жаловаться - это Марк Маркес. Несмотря на проблемы в 2020 году, он вовремя подписал с Honda Racing 4-летний контракт со ставкой 15 млн евро в год, по которому к концу 2024 года он должен обойти в рейтинге самых высокооплачиваемых мотогонщиков Валентино Росси (124 млн евро). Маркес и сейчас самый богатый в паддоке, но уже в следующем году по мнению испанских журналистов его счет в банке превысит отметку в 100 млн евро. Это без учета призовых, а также бонусов от HRC за возможные победы в чемпионате.
У Маркеса грандиозный потенциал и мотивация, чтобы достичь всех высот вместе с Repsol Honda и все-таки стать 10-кратным чемпионом мира, опередив Росси не только в финансах.