МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
45355
21 апреля 2015 в 14:14
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP: Валентино Росси - как работает seamless

Одной из технологий, которые помогли Валентино Росси ускориться вместе с Yamaha YZR-M1 в прошлом году, а затем поддать жару в этом, стала технология непрерывной передачи энергии мотора на заднее колесо, воплощенная в новой КПП с seamless transmission.

МОТОГОНКИ.РУ, 21 апреля 2015 - Само понятие "seamless" не имеет прямого и четкого перевода на русский, оно обозначает "безрывковый" или "бесшовный", что лишь частично передает смысл: передача мощности с КПП на приводной вал мотоцикла, а через него - на заднее колесо без рывков, то есть, с плавно меняющимся значением крутящего момента. Рывки при смене передачи происходят, когда пилот производит переключение вверх или вниз. В этот момент происходит разрыв прямого контакта между приводом и КПП, на какое мгновение стресс на заднем колесе пропадает, но затем происходит подключение сцепления, сильный импульс рвет колесо вперед. С учетом инерции массивных частей привода, инерции самого колеса рывок ощущается меньше пилотом, чем байком. Но такие части, как цепь, покрышка - они страдают. Пилот начинает чувствовать проблемы в поворотах, если ему нужно переключить передачу вверх, а особенно, если вниз, находясь в большом наклоне, в нестабильном положении - рывок может усугубить его! Seamless transmission полностью устраняет эти перерывы.

Первая проба seamless Yamaha M1 в Мотеги: переключение вниз на жестком торможении в конце обратной прямой
Первая проба seamless Yamaha M1 в Мотеги: переключение вниз на жестком торможении в конце обратной прямой


Но это лишь часть работы, которую выполняет новая КПП Yamaha. Главная особенность технологии, внедренной в полном объеме инженерами из Иваты в мотоциклы Росси и Лоренцо, состоит в гораздо более четком управлении мотоциклом на торможении и разгоне, повышение КПД торможения двигателем перед поворотами - в дополнение к отличной работе тормозов Brembo!

В чем идея?

В ходе катарского уикенда Валентино Росси рассказал МОТОГОНКИ.РУ и нескольким другим журналистам об этом во всех подробностях: "Глядя на это с логической точки зрения, концепция очень простая: две передачи включены одновременно, а система передачи мощности просто переключает прием мощности с одной на другу, автоматически. Теперь это работает, как при повышении (с пятой на шестую, например), так и при понижении (с шестой на пятую). Под автоматикой я имею в виду, что там есть специальный механический девайс, который сам разрывает поток мощности при переходе с шестерни на шестерню, это происходит настолько быстро [сотые доли секунды, прим. МОТОГОНКИ.РУ], что разрыв физически не ощущается".

Как это работает

Углубляемся в детали. Допустим, байк едет на третьей передаче, пилот жмет лапку переключения, чтобы перевести КПП на четвертую. Но на деле, он лишь дает сигнал автоматике начинать прием мощности с уже включенной передачи: она в этот момент уже подключена и задействована вместе с третьей. Система производит расчет, в какой момент, в каком положении валов нужно произвести перевод селектора, чтобы сэкономить максимум энергии, а затем - чик! Переключение не происходит в то же мгновение, но задержка минимальна и совершенно неощутима, в любом случае, это разы быстрее, чем переключение механической передачи!

И вот тут главная особенность seamless transmission, что делает ее по-настоящему плавной: обе передачи остаются подключенными и продолжают передавать мощность на привод до тех пор, пока селектор полностью не переведет привод на следующую ступень КПП. Только после этого отключается предыдущая передача, а автоматика задействует следующую за ней в преселективном режиме.

Переключение вверх (вниз на спортивной КПП) или вниз (наоборот) теперь, как мышку кликнуть - еле заметное движение носком
Переключение вверх (вниз на спортивной КПП) или вниз (наоборот) теперь, как мышку кликнуть - еле заметное движение носком


"Мы обсуждаем очень точный механизм, это высшая наука, - добавляет Росси. - Когда ее разрабатывали, участие в проектировании принимали многие инженерные бюро, каждое разрабатывало какую-то часть системы или принцип. И их секреты очень хорошо охраняются. В итоге, даже мне сложно вдаваться в подробности и детали, как происходит тот или иной процесс. Я знаком лишь с парой из них. Тем не менее, вот так это работает!"

Валентино Росси выиграл уже два Гран-При с начала сезона MotoGP 2015 года: Гран-При Катара и Гран-При Аргентины, ставшее его 110-й победой в карьере.

Валентино, а так ли велико преимущество?

С точки зрения абсолютных величин, мы говорим о долях секунды, которые теряются при механическом переключении вверх или вниз в традиционной КПП. Преимущество, на самом деле, только в одном: мы значительно снижаем "дельту крутящего момента" [разницу, тот самый скачок, рывок, который передается на цепь и покрышку заднего колеса, - прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Переключение осуществляется предельно плавно, мотоцикл не теряет стабильности. Здесь ведь задействованы многие элементы шасси, не только привод.

"Попробую объяснить это на примере, - конкретизирует Росси. - Задний амортизатор имеет определенный свободный ход, он постоянно в движении, на это влияют многие факторы. Прежде всего, это инерционные импульсы от заднего колеса, но также момент натяжения или успокоения цепи. Когда я переключаю передачу, из-за наличия "дельты" в крутящем моменте натяжение цепи ослабевает - речь идет о значительной энергетической разнице! - эта энергия на долю секунды перестает поступать на колесо. Что происходит с традиционными КПП, предположим, я на третьей передаче, двигатель раскручен до предела. Вот, переключаемся на 4-ю. За секунду до этого на цепь поступало более 230 л.с. мощности, и вдруг - почти ноль! Это невероятная дельта даже на словах. В следующий момент - рывок, и снова на цепь поступает нагрузка около 200 л.с., растущая до 230 в считанные доли секунды. Что делает цепь, как ведет себя колесо и как реагирует подвеска?"

Лоренцо переключается на 3-ю передачу на ускорении в полный газ (выход из второго поворота Ricardo Tormo Circuit), тесты 2014 г.
Лоренцо переключается на 3-ю передачу на ускорении в полный газ (выход из второго поворота Ricardo Tormo Circuit), тесты 2014 года


"Сначала цепь напряжена до предела, она притягивает заднее колесо, а амортизатор сжимается, сдерживая движение маятника [амортизатор препятствует чрезмерному растягиваю шасси, когда колесо бешено вращается - шасси напряжено]. Но в момент переключения - цепь ослабевает, тяги нет, амортизатор тоже расслабляется [шасси стремится прийти в исходное состояние - сжатое]. Представьте, что это происходит, когда вы идете в максимальном наклоне по скоростной дуге?! Этот рывок может существенно ухудшить стабильность мотоцикла".

"С безрывковой КПП, с другой стороны, при переключении с 3-й на 4-ю не будет никакой встряски. Очевидно, это вопрос чистой механики, помимо всего мы используем электронные стратегии, которые помогают минимизировать потери стабильности при провалах мощности, выравнивают скачки момента между высокими и низкими оборотами, сглаживая все это на прототипах MotoGP".

Как затем добавил Росси, на дистанции гонки в 25 кругов каждая экономия в 0.03 секунды на переключении в 10 поворотах - это уже 0.3 с круга или 7.5 секунд чистого преимущества в гонке!

Еще одна особенность новой seamless от Yamaha: рывок мощности, не сглаженный электроникой, приводит к wheelie, главному врагу качественного и ровного движения вперед; новая версия практически полностью гасит этот эффект.

Когда встречаются два прототипа MotoGP с seamless, начинает играть роль мощность и пиковая скорость, кто быстрее наберет темп
Когда встречаются два прототипа MotoGP с seamless, начинает играть роль мощность и пиковая скорость, кто быстрее наберет темп


На километровой прямой Losail International Circuit, где происходит 3 переключения вверх, а затем 4 переключения вниз за 16 секунд, КПП с seamless transmission экономит гонщику 0.2 секунды. За это время прототип MotoGP достигает максимальной скорости быстрее и преодолевает (в теории) до 17 метров больше: один из любимых видов в трансляции Гран-При Катара - вид с вертолета, где наглядно показано, как некоторые мотоциклы уходят вперед или догоняют других, ведь 17 метров - это 8 корпусов! Все просто. Преимущество, несомненно, есть. Для того пилота, который проводит заезд близко к идеалу, как Росси, как Маркес, как Лоренцо или Педроса.

Seamless transmission пока нет в боевых прототипах Aprilia RS-GP Марко Меландри и Альваро Баутисты, а также в Suzuki GSX-RR Алеша Эспаргаро и Маверика Виньялеса. Но они уже разработаны, протестированы и ждут часа своего внедрения. Ожидается, что оба прототипа получат апгрейд после Гран-При Каталонии.

Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж

Важные новости
 
MotoGP: Ducati намерены взять десятую победу на Red Bull Ring
MotoGP: Ducati намерены взять десятую победу на Red Bull Ring

Red Bull Ring стал настоящей кузницей побед для пилотов Ducati в MotoGP: счет в 2016 году открыл Андреа Янноне, а последние три сезона в Шпильберге доминировал Пекко Баньяя. Андреа Довициозо и Хорхе Лоренцо наделали шума в конце 2010-х, даже Хорхе Мартин успел внести свою лепту. Один только Марк Маркес пока без Большого Приза Австрии. И если он сделает это в воскресенье, то добьет счет до десяти побед Ducati.
MotoGP Tech: Королевский класс получит систему стабилизации курсовой устойчивости
MotoGP Tech: Королевский класс получит систему стабилизации курсовой устойчивости

Техническая Дирекция MotoGP объявила, что начиная с Гран-При Австрии на Red Bull Ring в эти выходные, начинается обкатка новой электронной системы, созданной и внедренной в единые блоки управления ECU Magneti Marelli - системы стабилизации курсовой устойчивости прототипов.
За кулисами MotoGP: заводские команды MSMA хотят получать долю от трансляций чемпионата
За кулисами MotoGP: заводские команды MSMA хотят получать долю от трансляций чемпионата

Технический регламент чемпионата мира по MotoGP 2027 года уже готов и будет представлен в течение 2-3 недель, вероятно, на Гран-При Венгрии, если не в этот четверг на Red Bull Ring. Но контракт между промоутером (Dorna Sports) и членами Ассоциации производителей (MSMA) еще не подписан. На кону один из ключевых моментов: кто кому должен платить в будущем - участники за свое участие или промоутер за саму возможность организации шоу?
DC Motosport откроет VIP Lounge на финальном этапе чемпионата России в Санкт-Петербурге
DC Motosport откроет VIP Lounge на финальном этапе чемпионата России в Санкт-Петербурге

Финал Чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (ШКМГ) 2025 станет для профессиональной команды DC Motosport особенным событием: впервые в истории коллектива на трассе будет создана закрытая VIP Lounge-зона, где гонки превратятся в яркий, атмосферный и комфортный формат уикенда для избранных гостей при поддержке агентства международного консалтинга Lika Levitan.
Расписание 6 этапа чемпионата России A5Motors Motoring на Игора Драйв 16-17 августа 2025
Расписание 6 этапа чемпионата России A5Motors Motoring на Игора Драйв 16-17 августа 2025

Финальный этап чемпионата России по кольцевым мотогонкам 2025 года - A5Motors Motoring на Игора Драйв пройдет в ближайшие выходные, 16 и 17 августа. Расписание 6 этапа.
Чемпионат России: спор Касаткина и Колпаковой в Суперспорт 300 разрешится только в Игоре
Чемпионат России: спор Касаткина и Колпаковой в Суперспорт 300 разрешится только в Игоре

После двух очень напряженных этапов противостояния в классе Суперспорт 300, на четвертой подряд встрече Вячеслава Касаткина и Екатерины Колпаковой в Подмосковье произошло нечто, перечеркнувшее все наработки петербуржца из команды B2Race. Но было это следствием случайности?
Расписание и трансляции 13 этапа MotoGP 2025 AustrianGP - Гран-При Австрии на Red Bull Ring
Расписание и трансляции 13 этапа MotoGP 2025 AustrianGP - Гран-При Австрии на Red Bull Ring

Летние каникулы MotoGP 2025 года пролетели незаметно, и мы врываемся во вторую половину сезона сразу с двойным этапом - Гран-При Австрии на Red Bull Ring в эти выходные, 15-17 августа, и дебютом на Balaton Ring в следующие. Расписание гонок и трансляций #AustrianGP.
MotoGP и Формула-1: Вся история Red Bull Ring - от Osterreichring до Дитриха Матешица
MotoGP и Формула-1: Вся история Red Bull Ring - от Osterreichring до Дитриха Матешица

Германия всегда была неравнодушна к авто- и мотоспорту. Да и вообще, к разным видам техники. Именно немецкий инженер Готлиб Даймлер изобрел и запатентовал то, что мы сегодня называем «мотоциклом». А соседняя Австрия до конца 1950-х вела исключительно размеренный альпийский образ жизни. Но в 1962 году всё изменилось, благодаря одному неприметному австрияку Йохену Риндту из Штирии.
Buell хочет уделать Harley-Davidson во всем: анонсирован план экстремальных тестов
Buell хочет уделать Harley-Davidson во всем: анонсирован план экстремальных тестов

Buell Motorcycles развивает клиентскую базу на фоне падения интереса к Harley-Davidson в Америке и по всему миру. Новая инициатива компании заключается в том, чтобы дать клиентам действительно надежный и честный мотоцикл, способный превзойти H-D по всем характеристикам: новый флагман Buell Super Cruiser начали испытывать самым изощренным способом, чтобы сделать его лучше.
Места силы Мото Гран-При, без которых мы не представляем себе календарь MotoGP
Места силы Мото Гран-При, без которых мы не представляем себе календарь MotoGP

В Брно пилотам MotoGP и членам их команд задали вопрос, без каких трасс они не могут представить календарь чемпионата мира по Мото Гран-При. Почти все сошлись на шести местах силы, которые сделали Большие Мотоциклетные Призы великими и исключение которых из календаря немыслимо.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 21 апреля 2015
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


6.11 МЛН
годовая
аудитория
824900
посетителей
в месяц
30521
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island