МОТОГОНКИ.РУ, 20 августа 2025 - После Гран-При Австрии, где состоялась встреча боссов Dorna и заводских проектов (MSMA), обсуждались идеи - каким будет новый класс Moto3 после 2027 года.
В целом, вырисовывается картина, не слишком понятная и приятная для производителей, ведущих активную работу в MotoGP сейчас: новая категория Moto3 обретет формат, похожий на Moto2 - единый поставщик (разработчик) шасси и, вероятно, единый поставщик 2-цилиндровых моторов объемом порядка 700-790 куб.см.

KTM RC8C
Dorna должна объявить о решениях по спецификации прототипов в Венгрии на этой неделе или в Барселоне, но не позднее, поскольку эти решения затрагивают всю инфраструктуру заводских гоночных проектов MotoGP, прежде всего, KTM. Маттигхофен с 2012 года был одним из ключевых игроков на рынке Moto3, что и сейчас составляет львиную долю его бизнеса в области производства гоночных мотоциклов с двигателями 250 куб.см. Но этому классу - конец. Теперь KTM пытается урвать себе место в новой структуре на следующие 5-10 лет.
У KTM даже есть готовое решение для двигателя такого уровня, которое они создавали, впрочем, для Moto2 - это KTM RC8C, полупрототипная реплика с двигателем 889 куб.см. мощностью 135 л.с. исключительно для трекового использования.

Шасси KTM RC8C
Мотоцикл де-факто не считается «серийным» по определению FIM, поэтому не может быть заявлен в классы World Supersport или новый World Sportbike. KTM произвел в 2024 году только 100 таких машин, все они были заранее раскуплены клиентами.
Этот мотоцикл стоит €35000 на официальном сайте (с уникальным двигателем в комплекте), его можно в теории купить по предзаказу. Цена у перекупщиков составляет уже €40-42000. Но неизвестно, успел ли завод произвести что-то в 2025 году из-за закрытия производства и процедуры реструктуризации компании.
Однако, KTM не единственный успешный разработчик.

Kalex успел практически монополизировать Moto2 после 2014 года, побив и выдавив с рынка всех конкурентов
Kalex Engineering обеспечивает 15 пилотов Moto2 мотоциклами, выиграв в тяжелой конкурентной борьбе у трех других конкурентов, включая доминатора первых двух сезонов, швейцарского Suter. В свое время, Kalex вытеснил с рынка Moto2 и самих KTM Factory Racing, поскольку бюджет заводской команды из двух пилотов стал приближаться к Королевскому классу, и Маттигхофен решил закрыть проект, перенаправив все средства в MotoGP.
Kalex одним из немногих имеет драгоценный опыт работы с шинами Pirelli, которые с 2027 года станут едиными для всех гоночных классов в рамках MotoGP, что существенно повышает их шансы на участие в программе Dorna
На Гран-При Каталонии 2025 года пилоты Kalex могут взять 200-ю победу в классе Moto2. Kalex участвовал партнером в ряде проектов MotoGP, был официальным техническим партнером Honda Racing всего пару лет назад - создавал для заводского Honda RC213V маятник. И так далее. Опыта для подобной разработки у них хватает.
Сейчас шасси для серийного двигателя Triumph Moto2 мощностью порядка 150 л.с. по словам Баумгертеля стоит 90000 евро. Будет непросто создать такое же надежное шасси, чтобы оно стоило вдвое дешевле (весь прототип должен будет стоить не более 50000 евро), поскольку мощность двигателя для нового Moto3 будет порядка 90 л.с. (сейчас - 53-55 л.с.)
«Участие в новой категории с новой концепцией всегда интересно, - сказал Алекс, - Но это будет непростой челледж: сегодня шасси Moto3 стоит почти столько же, как в Moto2, а оно нам обходится в 90000 евро. Эти шасси различаются лишь на сантиметры, так что в целом, нужно будет придумать что-то принципиально новое»
Ожидается, что в тендере примут участие Honda, Yamaha, KTM и CFMoto. Каждый может представить, как свой двигатель, так и шасси. Но Dorna еще не определилась с точным форматом - будет ли это 100% монокубок, либо двигатель и шасси обязательно должны разрабатывать разные производители.
Можно ли создать прототипное шасси для мотоцикла с двигателем 700 куб.см. за 50000 евро, Баумгертель здесь и сейчас сказать не может, поскольку R&D в этом направлении они еще даже не начинали. Но по опыту работы с Honda в MotoGP Баумгертель кое-что понимает:
«Если Honda или Yamaha получат этот контракт, то они, определенно, смогут построить такое шасси. Но думаю, что стоимость разработки и производства в Японии гораздо выше, чем в Европе, так что мы могли бы стать партнером для японцев, у которых есть моторные технологии».
Считается, что CFMoto может вытеснить KTM с рынка Moto3, если выиграет тендер на производство двигателей для нового класса с 2028 года. Завод CFMoto, где сейчас производятся все моторы KTM серий 790-890 куб.см., был построен как совместное предприятие и обладает на порядок более высоким уровнем организации производства: там 100% роботизированные линии, а процент брака уже в 2023-24 годах был вдвое ниже, чем на линиях сборки в самом Маттигхофене. Европейцы предпочитают покупать топовые модели KTM 1390 с двигателями, произведенными в Китае, нежели в Австрии.
В начале 2025 года KTM и CFMoto разорвали одно из ключевых партнерских соглашений, по которому европейская дистрибьюторская сеть KTM перестала продавать в своих салонах мотоциклы CFMoto, что было одним из важнейших путей продвижения китайского бренда в Германии, Франции, Италии и Испании.
Когда KTM стоял на пороге банкротства и предлагал своим партнерам поучаствовать в реструктуризации компании, CFMoto рассматривалась как одна из ключевых структур, способных выкупить весь бизнес Маттигхофена. Однако, в последний момент эта сделка сорвалась, и тогда KTM был по сути куплен индийской корпорацией Bajaj.
Индусы предоставили Австрии кредит в размере более 850 млн евро для завершения процедуры реструктуризации под залог контрольного пакета акций KTM AG. Через 9 месяцев KTM AG, либо вернет этот долг, либо перейдет в собственность Bajaj AUTO почти на 100%. Индусы с первого дня настаивали на сокращении гоночной деятельности KTM, в том числе, в MotoGP. Но в конце концов переговоры завершились победой "оранжевых", которым удалось отстоять свои спортивные программы как ключевой инструмент маркетинга на глобальном рынке. Если KTM придется сократить свое участие в младших классах Мото Гран-При, это серьезно подорвет бюджет всей компании.