МОТОГОНКИ.РУ, 20 июня 2017 - Объявленная 12 июня всеми соседями блокада эмирата Катар грозит самыми серьезными последствиями для богатой газом и нефтью маленькой, но гордой страны. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты - ближайшие соседи на суше заблокировали Катару его главный рынок сбыта полезных ископаемых, лишив эмират 80% доходов. Египет, Бахрейн, Йемен и Ливия заявили о закрытии воздушного пространства для Qatar Airways, лишив страну притока туристов и одной и серьезных статей дохода - многомиллионного транзита. Единственная свобода, как глоток воздуха - открытый выход в Персидский залив.
Экономические последствия блокады Катара уже видны: начался дефицит некоторых видов продовольствия. Ведь страна - пустыня, где сельского хозяйства нет, как класса. Импортируется все! Поскольку у эмирата никогда не было проблем с соседями, на государственном уровне вопрос производства собственной продуктовой базы не стоял - денег на закупки всегда было с избытком. К счастью, большую часть сельхозпродукции страна получает из Ирана, а продукты животноводства из Турции, с которыми дружественные отношения и есть прямая связь морем и по воздуху. С энергетикой в Катаре никогда не было никаких проблем, а литр бензина высшего качества стоил и продолжает стоить здесь впятеро дешевле литра питьевой воды. Вопрос, как долго все будет продолжаться, и на сколько хватит Катару собственных ресурсов.
До сих пор, все возникающие вокруг спортивных проектов в Катаре вопросы решались быстро и просто - их затыкали невероятными суммами финансовых вливаний. Вы хотите перенести мотогонки на темное время? А, пожалуйста! Вот вам освещение на 15 млн. долларов. У нас проблемы с канализацией и сливом? ОК, к следующему сезону обещаем полностью переделать Losail International Circuit! Когда есть много свободных денег, проблем с организацией чего-либо нет. Но эти деньги [пока] есть у Катара, а не у его гостей.
Перед Dorna, которая организует и проводит в Катаре два события мирового уровня - финал World Superbike (и последующее гала-шоу с награждением победителей) и стартовый этап MotoGP, Гран-При Катара - стоит непростая задача: как сохранить свое лицо, не делая резких преждевременных движений, но и не рискуя остаться без событий в последний момент.
Для Dorna есть две потенциальные проблемы. Первая и естественная - это безопасность проведения любых мероприятий. Если ситуация в Катаре вдруг перейдет в горячую фазу (военный конфликт с соседями весьма вероятен), решения очевидны. Вторая, не менее серьезная проблема - это логистика: катарский этап MotoGP один из самых дорогих - "золотых" - в календаре. Как говорил Эспелета прежде, он бы "легко провел два этапа в Австралии за те же деньги". Но власти Катара берут на себя все расходы на организацию Гран-При и WSBK, лишь бы чемпионаты продолжали приезжать в Лосаил - это вопрос политики страны, которая хочет развивать спортивную индустрию, демонстрируя всему миру приверженность современным тенденциям и инновациям: мы не просто сидим на "газовой игле", а используем ресурсы для созидания и развития, как бы говорят в Катаре.
Если блокада воздушных путей сообщения продлится до ноября, большинство команд, особенно, из стран Азии (Японии, Малайзии и т.д.) не смогут попасть в Катар нормальным путем. Часть грузов в Катар доставляется морем, но основная по-прежнему по воздуху. Стоимость доставки "бродячего цирка" возрастет вдвое, если придется менять маршруты, что сделает катарский этап "платиновым".
Но Кармело Эспелета, Президент Dorna Sports выражает определенное спокойствие насчет будущего двух событий мотоспорта: "На данный момент у меня нет никаких новостей. На самом деле, это и есть хорошая новость: нет плохих новостей. Но мы внимательно следим за развитием ситуации вокруг Катара. Западные страны пока активно не реагируют на происходящее. Только серьезное ухудшение ситуации может изменить наши планы, а пока они неизменны" - сказал он в интервью испанскому Marca.