МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
55541
17 декабря 2022 в 20:18
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Главное изменение MotoGP в 2023 - не спринтовые гонки, а контроль за давлением в шинах

Два года команды и производители MotoGP ломали копья в спорах о том, как должен соблюдаться новый Шинный Регламент и его требования - о рамках давления в колесах. Ведь эта особенность подготовки к гонке доводила до белого каления инженеров и гонщиков: Michelin и Техническая Дирекция пытались держать всё это под контролем, но поскольку никаких наказаний за нарушение не предусмотрено, некоторые участники гонок пользовались уловками. Но теперь вроде все равны. Как?
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 17 декабря 2022 - Почему всё это так важно, и откуда брались проблемы? Разберем, хотя тема обсуждалась и обсасывалась многократно.

TMPS-датчик на колесном диске прототипа MotoGP
TMPS-датчик на колесном диске прототипа MotoGP

С тех пор, как Michelin монопольно разрабатывает и поставляет покрышки в MotoGP, было введено много нововведений (в том числе, обязательных, закрепленных в Техническом регламенте). Одним из таких стала обязательная установка на все колесные диски TPMS-датчиков с Bluetooth передатчиками для контроля за давлением в колесах. Поначалу, это была просто удобная фишка. Затем, Dorna включила эти датчики в набор из 32-х разрешенных датчиков, подключаемых к единой CAN-шине прототипа с возможностью мониторинга, а также вывода информации об установленных покрышках и давлении в эфир.

До сих пор не было единой спецификации TPMS-датчиков, и каждый производитель прототипов ставил те, которые поставлял поставщик колесных дисков. Таких датчиков в чемпионате в 2021-22 годах было 3-4 разных модели от разных производителей. Проблема в том, что эти датчики имеют разную погрешность, иногда, до 10%, по-разному откалиброваны и имеют разные протоколы. Так что выводить в эфир данные с них до сих пор невозможно или сложно.

TMPS система контроля давления и температуры внутри колесного диска
TMPS система контроля давления и температуры внутри колесного диска

Именно эта разница породила споры. В середине сезона-2022 в эфир утек протокол контроля давления в покрышках от одного из инженеров Michelin, в котором совершенно четко видно, что собранные на стартовой решетке данные о давлении различались и серьезно выходили за рамки регламентированной нижней границы в 1.9 бар - до 1.2-1.4 бар (у прототипов Ducati, которые используют колесные диски Marchesini из магниевого сплава с установленным на них TPMS-датчиками Dell′Orto). Ответ Ducati был простым: при контроле давления механическими методами оно всегда было в рамках от 1.8 и выше - всему виной «легкая погрешность» в работе сенсоров. Тем не менее, представителей японских брендов это всегда бесило, потому что они старались доводить давление по датчикам точно до нужных цифр...

MotoGP-2022 - QatarGP - Гран-При Катара
MotoGP-2022 - QatarGP - Гран-При Катара
перейти в фотогалерею

Почему это так важно?


Давление в колесах на стартовой решетке на самом деле никого не интересует. Гораздо важнее, каким оно становится в ходе гонки, уже через 3-4 круга, когда покрышка хорошенько прогреется по всей площади. В некоторых случаях, особенно, в жарких погодных условиях давление растет и достигает критических значений более 2.5 бар. При этом, передня покрышка «дубеет», становится очень жесткой, пятно контакта уменьшается, держак снижается, уверенности у гонщика становится меньше, а шансов грохнуться - больше... и так далее.

И наоборот: есть множество косвенных признаков, что инженерам Ducati удалось найти золотую середину между манипуляцией с давлением перед стартом с производительностью передних покрышек Michelin типа Soft, благодаря чему некоторые заводские гонщики (включая Pramac) получили значимое превосходство в превой трети гонок, когда начинался стремительный рост давления из-за перегрева покрышек. Пилоты Yamaha и Honda в 2022 году особенно сильно страдали от этого эффекта, но поделать инженеры заводских команд с этим ничего не могли.

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

Прямых доказательств, что инженеры Ducati действительно занижали давление в передних колесах своих байков, ни у кого нет. Менеджер Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо констатировал, что факт разнящихся показаний TPMS-датчиков (погрешность) зафиксирован, но изменить до конца сезона ситуацию невозможно - нет такого закона.

Но теперь он есть! С 1 января 2023 года вступает в действие новый Технический Регламент MotoGP, где прописаны гораздо более жесткие рамки и указания в области "Шинного кодекса".

Прежде всего, теперь все прототипы будут оснащаться едиными TPMS-сенсорами, предоставленными организатором, и они будут входить в список обязательных для установки и подключения в CAN-шину телеметрии для постоянного мониторинга.

MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
перейти в фотогалерею

Теперь, Техническая Дирекция MotoGP действительно сможет отслеживать, как меняется давление, а читеров можно будет призвать к ответственности. Дирекция намерена действовать с нулевой толерантностью к нарушителям, просто потому, что... карать за нарушения будут автоматически, с помощью электроники - так же, как за нарушение границ трека, например!

Что и как это изменит?


Некоторые команды MotoGP имели возможность мухлевать с давлением на коротких выездах своих пилотов, например, на квалификациях, где для достижения идеального времени достаточно и 1-2 кругов. Потом пилот возвращается на пит-лейн, и никто не знает, какое давление у него было до выезда. Никто не знает, было это на самом деле или нет, но факт, что такая возможность существовала!

Коррадо Чеккинелли (справа) беседует со спортивным директором Ducati Паоло Чьабатти
Коррадо Чеккинелли (справа) беседует со спортивным директором Ducati Паоло Чьабатти

Коррадо Чеккинелли, директор MotoGP по технологиям объяснил, что в 2023 году воспользоваться такими уловками не получится - быстрый круг, пройденный на покрышках с заниженным давлением будет отменен.

«В новых правилах рамки дозволенного давления четко прописаны, и поскольку у нас будет в распоряжении единая система контроля, избежать наказания на нарушение не удастся, - сказал Чеккинелли. - Мы по-прежнему обсуждаем с производителями и шинниками некоторые рамки, но ясно, что "чистым" кругом должен считаться круг, пройденных в установленных Регламентом границах давления. Это, что касается квалификаций и хронометрируемых сессий».

Техническая Дирекция MotoGP не спешит карать всех без разбора, поскольку есть мнение, что при слишком высоком проценте отмененных быстрых кругов командам придется идти ва-банк, что может создать опасные ситуации на треке. Сейчас предпосылок для отмены быстрых кругов хватает: желтые флаги, выезд за пределы трека, пенализация за опасную езду и так далее. Причем, большинство кругов отменяются уже после того, как пилоты возвращаются в боксы, так что у них не остается возможности для исправления ошибки.

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

«Что касается гонок, концепция подсчета пока сводится к подсчету среднего уровня давления в рамках одного круга и вывода среднего показателя за гонку. Ведь могут быть разные погодные условия, температура может падать и расти - и так далее».

«Пока, мы планируем принять за основу правило, что давление в колесах должно быть выше минимального порога на протяжении, как минимум, половины кругов заезда».

Чеккинелли также отметил, что в первых трех гонках MotoGP 2023 года пенализировать никого не будут, но будут выдавать предупреждения в качестве профилактики, а также для информации командам - что и как поправить в консерватории.

«Мы, как организатор, не намерены вводить систему тотального контроля и наказаний. Цель - общее стремление всех производителей обеспечить условия для честной игры. Команды установят на свои колесные диски официальную систему, которую мы обкатаем на предсезонных тестах, соберем статистику. Продолжим тестирование системы контроля на первых гонках. Вот, каков план».

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

Как уже говорил летом Тарамассо, и как подтвердил Чеккинелли, рамки разрешенного уровня давления в колесах могут измениться, если шинники и производители мотоциклов решат, что есть смысл их расширить. С точки зрения Michelin, при занижении рабочего давления может появляться риск разбортовки покрышек под нагрузкой; при избыточном перегреве есть шанс дезинтеграции несущего слоя.

«Нашей задачей является обеспечение безопасности - на первом месте; определенный уровень "безопасного" давления сейчас устанавливается нашими шинными партнерами, а они исходят из соображений стабильности, что может противоречить вопросу производительности. Есть и такой момент» - добавил Чеккинелли.

 MotoGP-2022 - IndonesianGP - Гран-При Индонезии
MotoGP-2022 - IndonesianGP - Гран-При Индонезии
перейти в фотогалерею

Введение автоматизированной системы мониторинга давления устраняет необходимость контроля давления на стартовой решетке: «Это, если честно, не имело смысла и раньше: как только гонка стартует, на первых кругах резина охлаждается, и давление может падать. Затем, резина прогревается, и давление начинает расти. Мы наблюдали ситуацию, когда давление на стартовой решетке было в рамках нормы, а затем падало на 10-15% и держалось на этом уровне продолжительное время. И наоборот, когда через пару кругов оно подпрыгивало до критических значений. С точки зрения гонок, это может и не быть нарушением регламента, правил. Понимаете? То есть, команда играла честно... в рамках правил, когда готовила байк для гонки. Новый протокол, по которому мы будем работать и выявлять реальные нарушения или уловки, очень сложный. Его еще только предстоит обкатать и утвердить. Это большой проект. Большой технологический проект, такой же сложный, как система сигнализации опасных ситуаций с моргающим "стоп-сигналом"».

Важные новости
 
Эпичное воскресенье на Лидере: рождение новых звезд российского мотоспорта - 1 этап Супермото
Эпичное воскресенье на Лидере: рождение новых звезд российского мотоспорта - 1 этап Супермото

Дождь изменил ход минувшего воскресенья не только в Ле-Мане, где состоялся 6-й этап чемпионата мира по MotoGP, но и на подмосковном картодроме «Лидер», где стартовал в полную силу российский сезон шоссейно-кольцевых гонок, супермото и минимотарда. И именно в эту погоду сложились условия для максимально эпичного события, где новые звезды российского мотоспорта проявили себя во всей красе.
Bajaj празднует 10-летний юбилей в России и дарит скидку на самый востребованный мотоцикл
Bajaj празднует 10-летний юбилей в России и дарит скидку на самый востребованный мотоцикл

В честь празднования 10-летнего юбилея BAJAJ в России компания «Ист Вест Моторс» запускает акцию: Dominar, один из самых популярных 400-кубовых мотоциклов в мире, до конца мая - на 10% дешевле.
Гранд тест-драйв: открываем новый мир с Zontes ZT703F TOUR - Первое знакомство и обкатка
Гранд тест-драйв: открываем новый мир с Zontes ZT703F TOUR - Первое знакомство и обкатка

Начинать тест-драйвы с нуля, когда не знаешь о мотоцикле ничего, особое удовольствие, особенно, если на одометре «1 км» – это попытка раскрыть суть, не оглядываясь на чужое мнение. Да его и не существует: МОТОГОНКИ.РУ обкатывает один из первых Zontes ZT703F TOUR в России – будет длительный тест. Пробег... мы не оговаривали, потому что дистрибьютор Zontes в России – «Роллинг Мото» хочет знать свою флагманскую новинку по реальным делам, а не маркетинговым брошюрам.
MotoGP: Даль′Инья переживает за психологическое состояние Баньяи и отдает должное Зарко в Ле-Мане
MotoGP: Даль′Инья переживает за психологическое состояние Баньяи и отдает должное Зарко в Ле-Мане

Босс Ducati Lenovo Team Луиджи Даль′Инья выпустил очередной «обзор от босса», в котором поздравил победителя Гран-При Франции Жоана Зарко, выразил респект Маркесу и призвал команду подбодрить Пекко Баньяю. Каким увидел FrenchGP MotoGP 2025 года босс?
Harley-Davidson запускает гоночную серию в рамках чемпионата мира по MotoGP
Harley-Davidson запускает гоночную серию в рамках чемпионата мира по MotoGP

Этого анонса ждали... и боялись. Но теперь, это - факт: с 2026 года в рамках чемпионата мира по Мото Гран-При (MotoGP) стартует новая гоночная серия, аналог King of Baggers в MotoAmerica для заряженных спорт-кастомов Harley-Davidson.
MotoGP: Пекко Баньяя объяснил причины финиша последним, хотя мог выиграть Гран-При Франции
MotoGP: Пекко Баньяя объяснил причины финиша последним, хотя мог выиграть Гран-При Франции

На Гран-При Франции бывший флагман Ducati Lenovo Team Франческо "Пекко" Баньяя не заработал ни одного очка из-за двух никак не связанных между собой аварий в спринте и на длинной воскресной гонке MotoGP: ему не повезло дважды, но он пытается понять причины такого невезения - «может быть, что-то не так во мне?»
Срочно: Хорхе Мартин стал самой большой ошибкой Риволы - и намерен покинуть Aprilia Racing MotoGP
Срочно: Хорхе Мартин стал самой большой ошибкой Риволы - и намерен покинуть Aprilia Racing MotoGP

Неожиданная новость из Мадрида: Хорхе Мартин и его менеджер заявили о намерении покинуть Aprilia Racing по завершении сезона MotoGP 2025 года. Они воспользуются пунктом в контракте, по которому можно прервать его действие досрочно по обоюдному согласию сторон.
Триумф Жоана Зарко на FrenchGP открывает дверь в заводскую команду Honda MotoGP
Триумф Жоана Зарко на FrenchGP открывает дверь в заводскую команду Honda MotoGP

Комментарии LCR Honda MotoGP и самого Жоана Зарко после лучшей гонки в карьере и грандиозной победы на Гран-При Франции в сложнейших переходных погодных условиях неоднозначны, но совершенно точно - Honda Racing уже сделала предложение французу на 2026 год. Весь вопрос в деталях.
MotoGP FrenchGP: Хаос дождя - как раннее крушение привело Жоана Зарко к победе в Ле-Мане
MotoGP FrenchGP: Хаос дождя - как раннее крушение привело Жоана Зарко к победе в Ле-Мане

Сегодня по всем параметрам был необычный день. Мы не транслировали MotoGP, поскольку в этот день на картодроме «Лидер» (Global Racing) стартовал гоночный кольцевой сезон в России - традиционный чемпионат по Минимотарду и Супермото, ставший просто выдающимся событием - об этом подробнее чуть позже. Но в Ле-Мане разыгралась одна из самых драматичных и непредсказуемых битв за Францию, сценария которой не смогли бы придумать даже самые изощренные умы.
Мотокросс MXGP/MX2: результаты Гран-При Испании - 8 этапов ЧМ позади
Мотокросс MXGP/MX2: результаты Гран-При Испании - 8 этапов ЧМ позади

Лидеры чемпионата мира по мотокроссу MXGP/MX2 Роман Фебвре и Кай де Вульф стали победителями Гран-При Испании в Луго, укрепив позиции в протоколе. Результаты 8 этапа.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 17 декабря 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


4.29 МЛН
годовая
аудитория
703702
посетителей
в месяц
53355
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island