МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Календарь Энциклопедия Контакты

Главное изменение MotoGP в 2023 - не спринтовые гонки, а контроль за давлением в шинах

MotoGP
Лента новостей
»
17 декабря 2022 | 51408
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Два года команды и производители MotoGP ломали копья в спорах о том, как должен соблюдаться новый Шинный Регламент и его требования - о рамках давления в колесах. Ведь эта особенность подготовки к гонке доводила до белого каления инженеров и гонщиков: Michelin и Техническая Дирекция пытались держать всё это под контролем, но поскольку никаких наказаний за нарушение не предусмотрено, некоторые участники гонок пользовались уловками. Но теперь вроде все равны. Как?

МОТОГОНКИ.РУ, 17 декабря 2022 - Почему всё это так важно, и откуда брались проблемы? Разберем, хотя тема обсуждалась и обсасывалась многократно.

TMPS-датчик на колесном диске прототипа MotoGP
TMPS-датчик на колесном диске прототипа MotoGP

С тех пор, как Michelin монопольно разрабатывает и поставляет покрышки в MotoGP, было введено много нововведений (в том числе, обязательных, закрепленных в Техническом регламенте). Одним из таких стала обязательная установка на все колесные диски TPMS-датчиков с Bluetooth передатчиками для контроля за давлением в колесах. Поначалу, это была просто удобная фишка. Затем, Dorna включила эти датчики в набор из 32-х разрешенных датчиков, подключаемых к единой CAN-шине прототипа с возможностью мониторинга, а также вывода информации об установленных покрышках и давлении в эфир.

До сих пор не было единой спецификации TPMS-датчиков, и каждый производитель прототипов ставил те, которые поставлял поставщик колесных дисков. Таких датчиков в чемпионате в 2021-22 годах было 3-4 разных модели от разных производителей. Проблема в том, что эти датчики имеют разную погрешность, иногда, до 10%, по-разному откалиброваны и имеют разные протоколы. Так что выводить в эфир данные с них до сих пор невозможно или сложно.

TMPS система контроля давления и температуры внутри колесного диска
TMPS система контроля давления и температуры внутри колесного диска

Именно эта разница породила споры. В середине сезона-2022 в эфир утек протокол контроля давления в покрышках от одного из инженеров Michelin, в котором совершенно четко видно, что собранные на стартовой решетке данные о давлении различались и серьезно выходили за рамки регламентированной нижней границы в 1.9 бар - до 1.2-1.4 бар (у прототипов Ducati, которые используют колесные диски Marchesini из магниевого сплава с установленным на них TPMS-датчиками Dell′Orto). Ответ Ducati был простым: при контроле давления механическими методами оно всегда было в рамках от 1.8 и выше - всему виной «легкая погрешность» в работе сенсоров. Тем не менее, представителей японских брендов это всегда бесило, потому что они старались доводить давление по датчикам точно до нужных цифр...

MotoGP-2022 - QatarGP - Гран-При Катара
MotoGP-2022 - QatarGP - Гран-При Катара
перейти в фотогалерею

Почему это так важно?


Давление в колесах на стартовой решетке на самом деле никого не интересует. Гораздо важнее, каким оно становится в ходе гонки, уже через 3-4 круга, когда покрышка хорошенько прогреется по всей площади. В некоторых случаях, особенно, в жарких погодных условиях давление растет и достигает критических значений более 2.5 бар. При этом, передня покрышка «дубеет», становится очень жесткой, пятно контакта уменьшается, держак снижается, уверенности у гонщика становится меньше, а шансов грохнуться - больше... и так далее.

И наоборот: есть множество косвенных признаков, что инженерам Ducati удалось найти золотую середину между манипуляцией с давлением перед стартом с производительностью передних покрышек Michelin типа Soft, благодаря чему некоторые заводские гонщики (включая Pramac) получили значимое превосходство в превой трети гонок, когда начинался стремительный рост давления из-за перегрева покрышек. Пилоты Yamaha и Honda в 2022 году особенно сильно страдали от этого эффекта, но поделать инженеры заводских команд с этим ничего не могли.

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

Прямых доказательств, что инженеры Ducati действительно занижали давление в передних колесах своих байков, ни у кого нет. Менеджер Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо констатировал, что факт разнящихся показаний TPMS-датчиков (погрешность) зафиксирован, но изменить до конца сезона ситуацию невозможно - нет такого закона.

Но теперь он есть! С 1 января 2023 года вступает в действие новый Технический Регламент MotoGP, где прописаны гораздо более жесткие рамки и указания в области "Шинного кодекса".

Прежде всего, теперь все прототипы будут оснащаться едиными TPMS-сенсорами, предоставленными организатором, и они будут входить в список обязательных для установки и подключения в CAN-шину телеметрии для постоянного мониторинга.

MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
перейти в фотогалерею

Теперь, Техническая Дирекция MotoGP действительно сможет отслеживать, как меняется давление, а читеров можно будет призвать к ответственности. Дирекция намерена действовать с нулевой толерантностью к нарушителям, просто потому, что... карать за нарушения будут автоматически, с помощью электроники - так же, как за нарушение границ трека, например!

Важные новости
 
MotoGP - документальный фильм: Марк Маркес - Стать сильнее
MotoGP - документальный фильм: Марк Маркес - Стать сильнее

Как 6-кратный чемпион MotoGP Марк Маркес готовится к реваншу после трех сезонов сплошного кошмара, травм, операций и полной утраты Honda позиций в Королевском классе? Откровенный инсайд и интересная информация из первых уст - от самого пилота Repsol Honda! С русскими субтитрами в правильном переводе.
Джеффри Херлингс продлил контракт с Red Bull KTM в чемпионате мира по мотокроссу MXGP
Джеффри Херлингс продлил контракт с Red Bull KTM в чемпионате мира по мотокроссу MXGP

Джеффри Херлингс стал самым долгоиграющим гонщиком заводской команды KTM в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, продлив сегодня свой контракт с KTM Factory Racing еще на 2 года.
Все даты презентаций команд MotoGP 2023
Все даты презентаций команд MotoGP 2023

С Новым Годом! Сезон MotoGP 2023 официально объявляется открытым, и команды Королевского класса уже забронировали даты для своих презентаций, поскольку теперь организацией и координацией этих шоу также занимается Dorna Sports. Регулярно обновляется. Готовьте закладки!
AMA Supercross 2023 - 3 этап 450SX: первая Тройная Корона сезона - Видео всех трех гонок Anaheim-2
AMA Supercross 2023 - 3 этап 450SX: первая Тройная Корона сезона - Видео всех трех гонок Anaheim-2

В Анахайме была разыграна первая в 2023 году «Тройная Корона» AMA Supercross: смотрите полностью все три заезда 450SX, полных ошибок у лидеров Американского Суперкросса - трансляция гонок из Angel Stadium Anaheim-2.
AMA Supercross: Обзор и результаты Anaheim-2 450SX - Провал Томака и первая победа Секстона
AMA Supercross: Обзор и результаты Anaheim-2 450SX - Провал Томака и первая победа Секстона

Элаю Томаку не удалось продолжить успешную линию после доминирующей победы в Анахайме и Сан-Диего в начале сезона AMA Supercross 2023 года: победа на этапе досталась новому лидеру Team HRC Чейзу Секстону, Кен Рокцен вернулся на подиум, а Томак и Уэбб допустили ряд ошибок. Смотрите видео обзор и результаты 3-го этапа 450SX - Anaheim-2.
MotoGP: Джино Борсои - Большая команда - это проблема; достигнуть целей проще в маленькой
MotoGP: Джино Борсои - Большая команда - это проблема; достигнуть целей проще в маленькой

Ключевая персона в крупнейшей испанской команде Мото Гран-При - в Aspar Racing на протяжении 15 лет - Джино Борсои неожиданно для многих решил сменить гараж: сезон 2023 года он встречает с командой MotoGP Pramac Racing. Итальянский специалист мотогонок объяснил главную причину, по которой он пошел на радикальную смену обстановки.
Купер Уэбб рассчитывает вернуть титул AMA Supercross в 2023 году, начав с Тройной Короны
Купер Уэбб рассчитывает вернуть титул AMA Supercross в 2023 году, начав с Тройной Короны

На пресс-конференции перед 3-м этапом AMA Supercross в Анахайме (Anaheim-II) Купер Уэбб из заводской команды Red Bull KTM Factory Racing заявил о своих планах - побороться с Элаем Томаком за титул в 2023 году. Но не потому, что это еще один нечетный сезон!
Мотогонки на льду: Никлас Свенссон выиграл квалификацию FIM Ice Speedway Gladiators 2023
Мотогонки на льду: Никлас Свенссон выиграл квалификацию FIM Ice Speedway Gladiators 2023

28 января в Швеции, на трассе в Ёрнскёльдсвике состоялся один из двух раундов, оставшихся в календаре личного чемпионата мира по мотогонкам на льду FIM Ice Speedway Gladiators - квалификационный. Результаты и отчет.
AMA Supercross: в Анахайме-2 разыграют первую Тройную Корону 2023 года - обзор и анимация
AMA Supercross: в Анахайме-2 разыграют первую Тройную Корону 2023 года - обзор и анимация

Сегодня Американский Суперкросс вернулся в Анахайм (Калифорния), чтобы разыграть первую в сезоне 2023 года «Тройную Корону» - особый формат гонок, где в зачет идет не одна (Main Event), а три равноценных заезда. Элай Томак и Купер Уэбб выйдут на старт Angel Stadium абсолютными лидерами после первых трех раундов.
Inside MotoGP: Сокровенное - 10 самых дорогих вещей для Марка Маркеса
Inside MotoGP: Сокровенное - 10 самых дорогих вещей для Марка Маркеса

В недавнем интервью для испанского «GQ» 6-кратный чемпион MotoGP и лидер заводской команды Repsol Honda Марк Маркес рассказал о десяти самых важных вещей, без которых он не мыслит свою жизнь.
 


Что и как это изменит?


Некоторые команды MotoGP имели возможность мухлевать с давлением на коротких выездах своих пилотов, например, на квалификациях, где для достижения идеального времени достаточно и 1-2 кругов. Потом пилот возвращается на пит-лейн, и никто не знает, какое давление у него было до выезда. Никто не знает, было это на самом деле или нет, но факт, что такая возможность существовала!

Коррадо Чеккинелли (справа) беседует со спортивным директором Ducati Паоло Чьабатти
Коррадо Чеккинелли (справа) беседует со спортивным директором Ducati Паоло Чьабатти

Коррадо Чеккинелли, директор MotoGP по технологиям объяснил, что в 2023 году воспользоваться такими уловками не получится - быстрый круг, пройденный на покрышках с заниженным давлением будет отменен.

«В новых правилах рамки дозволенного давления четко прописаны, и поскольку у нас будет в распоряжении единая система контроля, избежать наказания на нарушение не удастся, - сказал Чеккинелли. - Мы по-прежнему обсуждаем с производителями и шинниками некоторые рамки, но ясно, что "чистым" кругом должен считаться круг, пройденных в установленных Регламентом границах давления. Это, что касается квалификаций и хронометрируемых сессий».

Техническая Дирекция MotoGP не спешит карать всех без разбора, поскольку есть мнение, что при слишком высоком проценте отмененных быстрых кругов командам придется идти ва-банк, что может создать опасные ситуации на треке. Сейчас предпосылок для отмены быстрых кругов хватает: желтые флаги, выезд за пределы трека, пенализация за опасную езду и так далее. Причем, большинство кругов отменяются уже после того, как пилоты возвращаются в боксы, так что у них не остается возможности для исправления ошибки.

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

«Что касается гонок, концепция подсчета пока сводится к подсчету среднего уровня давления в рамках одного круга и вывода среднего показателя за гонку. Ведь могут быть разные погодные условия, температура может падать и расти - и так далее».

«Пока, мы планируем принять за основу правило, что давление в колесах должно быть выше минимального порога на протяжении, как минимум, половины кругов заезда».

Чеккинелли также отметил, что в первых трех гонках MotoGP 2023 года пенализировать никого не будут, но будут выдавать предупреждения в качестве профилактики, а также для информации командам - что и как поправить в консерватории.

«Мы, как организатор, не намерены вводить систему тотального контроля и наказаний. Цель - общее стремление всех производителей обеспечить условия для честной игры. Команды установят на свои колесные диски официальную систему, которую мы обкатаем на предсезонных тестах, соберем статистику. Продолжим тестирование системы контроля на первых гонках. Вот, каков план».

 MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
MotoGP-2022 - MalaysianGP - Гран-При Малайзии
перейти в фотогалерею

Как уже говорил летом Тарамассо, и как подтвердил Чеккинелли, рамки разрешенного уровня давления в колесах могут измениться, если шинники и производители мотоциклов решат, что есть смысл их расширить. С точки зрения Michelin, при занижении рабочего давления может появляться риск разбортовки покрышек под нагрузкой; при избыточном перегреве есть шанс дезинтеграции несущего слоя.

«Нашей задачей является обеспечение безопасности - на первом месте; определенный уровень "безопасного" давления сейчас устанавливается нашими шинными партнерами, а они исходят из соображений стабильности, что может противоречить вопросу производительности. Есть и такой момент» - добавил Чеккинелли.

 MotoGP-2022 - IndonesianGP - Гран-При Индонезии
MotoGP-2022 - IndonesianGP - Гран-При Индонезии
перейти в фотогалерею

Введение автоматизированной системы мониторинга давления устраняет необходимость контроля давления на стартовой решетке: «Это, если честно, не имело смысла и раньше: как только гонка стартует, на первых кругах резина охлаждается, и давление может падать. Затем, резина прогревается, и давление начинает расти. Мы наблюдали ситуацию, когда давление на стартовой решетке было в рамках нормы, а затем падало на 10-15% и держалось на этом уровне продолжительное время. И наоборот, когда через пару кругов оно подпрыгивало до критических значений. С точки зрения гонок, это может и не быть нарушением регламента, правил. Понимаете? То есть, команда играла честно... в рамках правил, когда готовила байк для гонки. Новый протокол, по которому мы будем работать и выявлять реальные нарушения или уловки, очень сложный. Его еще только предстоит обкатать и утвердить. Это большой проект. Большой технологический проект, такой же сложный, как система сигнализации опасных ситуаций с моргающим "стоп-сигналом"».

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 17 декабря 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2023 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2023 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1225818
годовая
аудитория
119711
читателей
за месяц
8712
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2023

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message