МОТОГОНКИ.РУ, 17 декабря 2022 - Почему всё это так важно, и откуда брались проблемы? Разберем, хотя тема обсуждалась и обсасывалась многократно.
TMPS-датчик на колесном диске прототипа MotoGP
С тех пор, как Michelin монопольно разрабатывает и поставляет покрышки в MotoGP, было введено много нововведений (в том числе, обязательных, закрепленных в Техническом регламенте). Одним из таких стала обязательная установка на все колесные диски TPMS-датчиков с Bluetooth передатчиками для контроля за давлением в колесах. Поначалу, это была просто удобная фишка. Затем, Dorna включила эти датчики в набор из 32-х разрешенных датчиков, подключаемых к единой CAN-шине прототипа с возможностью мониторинга, а также вывода информации об установленных покрышках и давлении в эфир.
До сих пор не было единой спецификации TPMS-датчиков, и каждый производитель прототипов ставил те, которые поставлял поставщик колесных дисков. Таких датчиков в чемпионате в 2021-22 годах было 3-4 разных модели от разных производителей. Проблема в том, что эти датчики имеют разную погрешность, иногда, до 10%, по-разному откалиброваны и имеют разные протоколы. Так что выводить в эфир данные с них до сих пор невозможно или сложно.
TMPS система контроля давления и температуры внутри колесного диска
Именно эта разница породила споры. В середине сезона-2022 в эфир утек протокол контроля давления в покрышках от одного из инженеров Michelin, в котором совершенно четко видно, что собранные на стартовой решетке данные о давлении различались и серьезно выходили за рамки регламентированной нижней границы в 1.9 бар - до 1.2-1.4 бар (у прототипов Ducati, которые используют колесные диски Marchesini из магниевого сплава с установленным на них TPMS-датчиками Dell′Orto). Ответ Ducati был простым: при контроле давления механическими методами оно всегда было в рамках от 1.8 и выше - всему виной «легкая погрешность» в работе сенсоров. Тем не менее, представителей японских брендов это всегда бесило, потому что они старались доводить давление по датчикам точно до нужных цифр...
Почему это так важно?
Давление в колесах на стартовой решетке на самом деле никого не интересует. Гораздо важнее, каким оно становится в ходе гонки, уже через 3-4 круга, когда покрышка хорошенько прогреется по всей площади. В некоторых случаях, особенно, в жарких погодных условиях давление растет и достигает критических значений более 2.5 бар. При этом, передня покрышка «дубеет», становится очень жесткой, пятно контакта уменьшается, держак снижается, уверенности у гонщика становится меньше, а шансов грохнуться - больше... и так далее.
И наоборот: есть множество косвенных признаков, что инженерам Ducati удалось найти золотую середину между манипуляцией с давлением перед стартом с производительностью передних покрышек Michelin типа Soft, благодаря чему некоторые заводские гонщики (включая Pramac) получили значимое превосходство в превой трети гонок, когда начинался стремительный рост давления из-за перегрева покрышек. Пилоты Yamaha и Honda в 2022 году особенно сильно страдали от этого эффекта, но поделать инженеры заводских команд с этим ничего не могли.
Прямых доказательств, что инженеры Ducati действительно занижали давление в передних колесах своих байков, ни у кого нет. Менеджер Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо констатировал, что факт разнящихся показаний TPMS-датчиков (погрешность) зафиксирован, но изменить до конца сезона ситуацию невозможно - нет такого закона.
Но теперь он есть! С 1 января 2023 года вступает в действие новый Технический Регламент MotoGP, где прописаны гораздо более жесткие рамки и указания в области "Шинного кодекса".
Прежде всего, теперь все прототипы будут оснащаться едиными TPMS-сенсорами, предоставленными организатором, и они будут входить в список обязательных для установки и подключения в CAN-шину телеметрии для постоянного мониторинга.
Теперь, Техническая Дирекция MotoGP действительно сможет отслеживать, как меняется давление, а читеров можно будет призвать к ответственности. Дирекция намерена действовать с нулевой толерантностью к нарушителям, просто потому, что... карать за нарушения будут автоматически, с помощью электроники - так же, как за нарушение границ трека, например!
Что и как это изменит?
Некоторые команды MotoGP имели возможность мухлевать с давлением на коротких выездах своих пилотов, например, на квалификациях, где для достижения идеального времени достаточно и 1-2 кругов. Потом пилот возвращается на пит-лейн, и никто не знает, какое давление у него было до выезда. Никто не знает, было это на самом деле или нет, но факт, что такая возможность существовала!
Коррадо Чеккинелли (справа) беседует со спортивным директором Ducati Паоло Чьабатти
Коррадо Чеккинелли, директор MotoGP по технологиям объяснил, что в 2023 году воспользоваться такими уловками не получится - быстрый круг, пройденный на покрышках с заниженным давлением будет отменен.
«В новых правилах рамки дозволенного давления четко прописаны, и поскольку у нас будет в распоряжении единая система контроля, избежать наказания на нарушение не удастся, - сказал Чеккинелли. - Мы по-прежнему обсуждаем с производителями и шинниками некоторые рамки, но ясно, что "чистым" кругом должен считаться круг, пройденных в установленных Регламентом границах давления. Это, что касается квалификаций и хронометрируемых сессий».
Техническая Дирекция MotoGP не спешит карать всех без разбора, поскольку есть мнение, что при слишком высоком проценте отмененных быстрых кругов командам придется идти ва-банк, что может создать опасные ситуации на треке. Сейчас предпосылок для отмены быстрых кругов хватает: желтые флаги, выезд за пределы трека, пенализация за опасную езду и так далее. Причем, большинство кругов отменяются уже после того, как пилоты возвращаются в боксы, так что у них не остается возможности для исправления ошибки.
«Что касается гонок, концепция подсчета пока сводится к подсчету среднего уровня давления в рамках одного круга и вывода среднего показателя за гонку. Ведь могут быть разные погодные условия, температура может падать и расти - и так далее».
«Пока, мы планируем принять за основу правило, что давление в колесах должно быть выше минимального порога на протяжении, как минимум, половины кругов заезда».
Чеккинелли также отметил, что в первых трех гонках MotoGP 2023 года пенализировать никого не будут, но будут выдавать предупреждения в качестве профилактики, а также для информации командам - что и как поправить в консерватории.
«Мы, как организатор, не намерены вводить систему тотального контроля и наказаний. Цель - общее стремление всех производителей обеспечить условия для честной игры. Команды установят на свои колесные диски официальную систему, которую мы обкатаем на предсезонных тестах, соберем статистику. Продолжим тестирование системы контроля на первых гонках. Вот, каков план».
Как уже говорил летом Тарамассо, и как подтвердил Чеккинелли, рамки разрешенного уровня давления в колесах могут измениться, если шинники и производители мотоциклов решат, что есть смысл их расширить. С точки зрения Michelin, при занижении рабочего давления может появляться риск разбортовки покрышек под нагрузкой; при избыточном перегреве есть шанс дезинтеграции несущего слоя.
«Нашей задачей является обеспечение безопасности - на первом месте; определенный уровень "безопасного" давления сейчас устанавливается нашими шинными партнерами, а они исходят из соображений стабильности, что может противоречить вопросу производительности. Есть и такой момент» - добавил Чеккинелли.
Введение автоматизированной системы мониторинга давления устраняет необходимость контроля давления на стартовой решетке: «Это, если честно, не имело смысла и раньше: как только гонка стартует, на первых кругах резина охлаждается, и давление может падать. Затем, резина прогревается, и давление начинает расти. Мы наблюдали ситуацию, когда давление на стартовой решетке было в рамках нормы, а затем падало на 10-15% и держалось на этом уровне продолжительное время. И наоборот, когда через пару кругов оно подпрыгивало до критических значений. С точки зрения гонок, это может и не быть нарушением регламента, правил. Понимаете? То есть, команда играла честно... в рамках правил, когда готовила байк для гонки. Новый протокол, по которому мы будем работать и выявлять реальные нарушения или уловки, очень сложный. Его еще только предстоит обкатать и утвердить. Это большой проект. Большой технологический проект, такой же сложный, как система сигнализации опасных ситуаций с моргающим "стоп-сигналом"».