МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
51448
17 февраля 2016 в 18:16
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

MotoGP Inside: Marchesini - кованые диски, рожденные в Гран-При

Бренд Marchesini, входящий в группу компаний Brembo, ближе других производителей стоит к топовым соревнованиям мирового уровня - MotoGP. Кованые колесные диски, сочетающие легкость и прочность, появились на стыке нескольких сложнейших технологий производства: рожденные в Гран-При, эти колеса широко доступны и для дорожного использования.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 17 февраля 2016 - В течение десятилетий спортивные мотоциклы неизменно оснащались цельно-литыми колесными дисками из различных сплавов, в основном, алюминия.

Rothmans Honda NSR500R Мика Дуэйна - на одном из первых вариантов фрезерованных алюминиевых дисков от Marchesini
Rothmans Honda NSR500R Мика Дуэйна - на одном из первых вариантов фрезерованных алюминиевых дисков от Marchesini


Колеса мотоцикла являются неподрессоренными компонентами и, следовательно, снижение их массы всегда выгодно, поскольку улучшает управляемость, значительно повышает эффективность работы шасси в целом и тормозов в частности. Техническая эволюция, шедшая по пути облегчения колес, привела к появлению цельных колес с полой осью.

Один из часто задаваемых вопросов: как повлияло на мотоциклы MotoGP изменение диаметра колесных дисков и шин с прототипных 16.5 на "серийные" 17 дюймов?

MotoGP - Repsol Honda & Honda RC213V Presentation
Repsol Honda RC213V (2016) - благодаря этой команде цветовая схема Orange Racing стала суперпопулярной во всем мире, и не только в мотоспорте: Marchesini ежегодно продает сотни пар реплик дисков спорт-прототипов HRC!
Кликните на изображение, чтобы перейти в фотогалерею


Немного популярной физики

В двух словах на этот вопрос не ответить. Физика работы колеса не так проста, как кажется на первый взгляд. Сдвинуть статичный объект, придав ему ускорение, это одно дело, его можно описать одной формулой. Но приводя в движение мотоцикл, мы запускаем в действие сразу несколько систем.

На каждую - раму, двигатель, подвески, колеса - действуют разные силы. Колеса в движении имеют сложную физическую модель, в системе вращающихся колес появляется дополнительная инерция: шина и сам диск имеют значительную массу. Момент инерции зависит не только от массы, но и от квадрата радиуса вращения: чем меньше радиус, тем выше скорость вращения. Чем тяжелее колесо и чем быстрее оно вращается, тем выше гироскопический эффект, который удерживает мотоцикл в вертикальном положении на прямой и тянет мотоцикл распрямиться в повороте.

То есть, переход на 17-дюймовые колесные диски и шины чуть снизит поворачиваемость, но заводы уже готовы компенсировать потери за счет шасси и изменений в двигателях.

Иными словами, чем легче колесо, тем проще управлять мотоциклом, наклонять его в поворот, преодолевая центробежную силу и гироскопический эффект. И вот почему практически все производители спортпрототипов для MotoGP перешли на использование в двигателях counter-rotating crankshaft - коленчатых валов, вращающихся в противоположном колесам направлении. Поскольку двигатель расположен в центре масс мотоцикла, эта технология помогает компенсировать (снизить) влияние гироскопического эффекта, создаваемого вращением колес - управляемость улучшается.

Впрочем, у перехода на 17 дюймов есть и плюс: при увеличении диаметра, длина окружности тоже становится больше, а значит, за один оборот колеса мотоцикл проходит большее расстояние. Переход на 17-й размер в 2012 году чемпионата мира по Супербайку продемонстрировал, что время круга при тех же условиях сократилось в среднем на 1-1.3 сек.

Просчет формы делает мощный промышленный супер-компьютер, затем заготовка проверяется на лабораторном стенде
Просчет формы делает мощный промышленный супер-компьютер, затем заготовка проверяется на лабораторном стенде


Как сделать идеальное колесо?

В Marchesini последние 15 лет работы посвятили созданию колесных дисков с близким к идеалу соотношению прочности и массы. Экспериментируя в лаборатории и на гоночных треках, итальянские инженеры пришли к нескольким важным открытиями.

От материала и его свойств зависит, сколько "лишнего" металла разработчик может снять с заготовки при производстве: меньше металла, меньше сечение лучей спиц - меньше масса.

Прежде всего, они опытным путем установили, что наилучшим материалом для изготовления дисков для мотоциклов является магниевый сплав плотностью 1,8 кг/куб.дм. Для сравнения, практически все заводы изготавливают колесные диски для серийных моделей из алюминиевого сплава плотностью 2,7 кг/куб.см. Вес колесных дисков для прототипов на 45% ниже, чем литых, и это помогает снижать момент инерции на 35%.

Готовые для запекания и покраски колесные диски Marchesini из магниево-алюминиевого сплава
Готовые для запекания и покраски колесные диски Marchesini из магниево-алюминиевого сплава


Процесс обработки заготовки, а затем и изделия, способный улучшить его прочностные свойства - имеет огромное значение. Как известно, сталь проходит процесс закалки для повышения коэффициента жесткости. В производстве колесных дисков на заводе Marchesini используется метод горячей ковки. Заготовка разогревается до высокой температуры и, становясь пластичной, попадает под мощный пресс-"наковальню". В ходе предварительной обработки заготовка проходит несколько таких прессов, поэтому технология производства таких дисков называется "multiforging". Множественная ковка позволяет выровнять кристаллическую решетку металла, придав зернам однородность и небольшой размер, а также оптимизировать структуру расположения волокон. После ковки заготовка попадает на точный фрезерный станок с ЧПУ, где колесу придается форма конечного изделия.

Форма колесных дисков Marchesini для MotoGP и World Superbike просчитана на компьютере и затем подтверждена серией испытаний в лаборатории. Конечная обработка дисков включает в себя тест на наличие микротрещин с помощью высокопроникающей жидкости, после чего колеса "запекают" в специальном составе, создающем на поверхности сплава тонкую антикоррозийную пленку. Только затем диски красят или анодируют.

Анодирование или покраска - не важно: под этим слоем колесные диски имеют защитное антикоррозионное покрытие
Анодирование или покраска - не важно: под этим слоем колесные диски имеют защитное антикоррозионное покрытие


В чемпионатах Moto2 и Moto3 используются серийные колесные диски со сферическими подшипниками ступицы из керамического материала. В MotoGP и World Superbike колесные диски для прототипов и заводских супербайков собираются индивидуально, команды могут настоять на установке подшипников определенного производителя с определенными свойствами: в Европе и Японии есть компании, специализирующиеся на производстве высокотехнологичных подшипников для моторного спорта, способных снизить сопротивление и потери от трения до 10-15% относительно серийных моделей. Меньше сопротивления - выше пиковая скорость!

Pro & Contra

Технический регламент MotoGP запрещает использовать высокотехнологичные материалы, вроде карбона и керамики при производстве не только компонентов тормозных систем, но и колесных дисков. А было бы здорово иметь цельные карбоновые диски! Не так ли? Сравним.

Магниевые кованые или карбоновые? Новый Holywar?
Магниевые кованые или карбоновые? Новый Holywar?


Набор карбоновых дисков компании BST CF на 17" (3.5"-5.5") стоит $3300 при суммарном весе лишь в 4.8 кг. Набор доступных на рынке магниевых кованых Marchesini того же размера - $1900-2200 при весе в 6.3 кг.

Разница в цене составляет целую вилку Ohlins в сборе или набор высокотехнологичных картриджей, благодаря установке которых можно сэкономить те самые 1.5 кг массы. Если это действительно критично.

И карбоновые, и магниевые диски могут расколоться от сильного прямого удара. Только гибкость кованых дисков превышает гибкость карбоновых в 1.5 раза, что означает и лучшую устойчивость к ударам.

Еще один важный момент: карбоновые диски не на 100% монолитны, как кованые - ступица колеса все-таки делается из алюминия, поскольку он обеспечивает лучшие характеристики выносливости и большую гибкость (устойчивость к ударам).

Карбоновые колесные диски - фетиш, но не более того, уверены дотошные американцы!
Карбоновые колесные диски - фетиш, но не более того, уверены дотошные американцы!


Как пишет Мэт Майлз в одной из обзорных статей в журнале Cycle World, в целом, мотоспорт отказался от использования карбоновых колесных дисков еще в конце 90-х из-за весьма сомнительных преимуществ: их достаточно пересчитать по пальцам одной руки, но минусов будет столько же.

Что делает кованые спортивные диски мало эффективными при использовании на улицах? Все те же пробои! Неровности дорожного покрытия, бордюры, легкие падения на бок - это то, что не любят тонкостенные кованые диски. По уровню выносливости дорожные алюминиевые диски имеют гораздо более высокий коэффициент сопротивляемости и гибкости. В конечном счете, жесткость магниевого сплава может привести к его немедленному разрушению там, где алюминиевый фрезерованный диск просто погнется.

Фото: из архива редакции, motofoto.ru и Brembo

Важные новости
 
Массимо Бартолини подтвердил проведение тестов прототипа MotoGP Yamaha V4 в Валенсии
Массимо Бартолини подтвердил проведение тестов прототипа MotoGP Yamaha V4 в Валенсии

Технический директор заводской команды MotoGP Yamaha Racing Массимо Бартолини официально подтвердил проведение тестов нового прототипа Yamaha V4 на Ricardo Tormo Circuit и в Сепанге.
MotoGP 2025: Бастианини объяснил смысл прорыва Виньялеса в Катаре - совершенно другой KTM RC16!
MotoGP 2025: Бастианини объяснил смысл прорыва Виньялеса в Катаре - совершенно другой KTM RC16!

Напарник Маверика Виньялеса по Tech3 KTM Factory Racing Энеа Бастианини объяснил, что именно позволило Маку совершить грандиозный прорыв по ходу всего уикенда MotoGP в Катаре. Это не просто какое-то «найденное решение», а совершенно конкретный ход KTM.
Электромотоциклы самоутверждаются: тест-драйв Verge TS Pro показал запас хода, условно сопоставимый с ДВС
Электромотоциклы самоутверждаются: тест-драйв Verge TS Pro показал запас хода, условно сопоставимый с ДВС

Электромотоциклы, будучи крайне дорогими, но при этом несовершенными, нуждаются в постоянном самоутверждении. Но Verge Motorcycles на днях совершила реальный прорыв, доказав, что электробайк в реальной городской эксплуатации может конкурировать с традиционными мотоциклами с ДВС по запасу ходу: Verge TS Pro попал в Книгу Рекордов Гиннесса, пройдя на одной зарядке более 300 километров, но...
MotoGP: Выложены фотографии падения Хорхе Мартина и наезда Ди Джианантонио на QatarGP
MotoGP: Выложены фотографии падения Хорхе Мартина и наезда Ди Джианантонио на QatarGP

Итальяснкий GPone опубликовал фотографии ветерана итальянской спортивной фотографии Джиджи Золдано, которые показывают инцидент в 12-м повороте с падением Хорхе Мартина и последующего удара со стороны Фабио Ди Джианантонио на Гран-При Катара MotoGP 2025.
На российском рынке стало больше производителей мотомасел: Teboil представил моторное масло для 4-тактных мотоциклов
На российском рынке стало больше производителей мотомасел: Teboil представил моторное масло для 4-тактных мотоциклов

Одним из самых приятных моментов для мотопутешественника в Европе является тот факт, что не нужно искать специализированные магазины и мотосервисы, чтобы купить доливку моторного масла, смазку цепи и так далее - все эти продукты продаются на каждой сетевой АЗС, а бренды хорошо известны и проверены. В России мы тоже идем по тому же пути: Teboil представил новый массовый продукт - моторное масло для высоконагруженных 4-тактных мотоциклетных моторов Teboil 4T Superbike.
В чемпионат мира по эндурансу FIM EWC 2025 подали заявки рекордное количество команд
В чемпионат мира по эндурансу FIM EWC 2025 подали заявки рекордное количество команд

Чемпионат мира по мотогонкам на выносливость - FIM Endurance World Championship 2025 года стартует через неделю во Франции легендарной гонкой 24 Heures Motos (Мотоциклетный Ле-Ман 24). И это событие уже обещает стать историческим: заявки на участие в чемпионате мира подала 41 команда - абсолютный рекорд за все время существования FIM EWC и класса Superstock. Подробности.
MotoGP 2025: Маверик Виньялес произвел фурор на Гран-При Катара, но решил ли он проблему KTM?
MotoGP 2025: Маверик Виньялес произвел фурор на Гран-При Катара, но решил ли он проблему KTM?

Завод KTM ненадолго - всего на 40 минут - вновь вышел на 2-ю строчку Кубка производителей MotoGP 2025 года, опередив Honda и Aprilia, благодаря прорыву на 2 место Маверика Виньялеса из Tech3 KTM Factory Racing. Затем, Маверика пенализировали, а вместе с ним, вычеркнули очки и из зачета в Кубке, так что KTM вновь вернулся на 4 место. Но в воскресенье Виньялес сиял. Брад Биндер и Педро Акоста признали его личную заслугу. Но...
Официальные подробности о состоянии Хорхе Мартина и новой травме на Гран-При Катара MotoGP 2025
Официальные подробности о состоянии Хорхе Мартина и новой травме на Гран-При Катара MotoGP 2025

Хорхе Мартин проведет в столичной больнице Дохи еще, как минимум, три дня до стабилизации состояния после травм, полученных при падении и столкновении с Фабио Ди Джианантонио на главной гонке Гран-При Катара MotoGP 2025. Aprilia Racing опубликовала официальные данные о состоянии действующего чемпион мира.
Результаты Гран-При Катара и положение в MotoGP 2025 изменены из-за штрафа Виньялесу
Результаты Гран-При Катара и положение в MotoGP 2025 изменены из-за штрафа Виньялесу

Маверик Виньялес все же был лишен подиума из-за нарушения шинного регламента (давление в покрышках) на Гран-При Катара MotoGP 2025: новые результаты главной гонки и положение в чемпионате мира по Мото Гран-При.
Designed in Italy: Pininfarina показала концепт аэродинамического дизайна мотоцикла без уродливых винглетов
Designed in Italy: Pininfarina показала концепт аэродинамического дизайна мотоцикла без уродливых винглетов

Винглеты или закрылки появились на мотоциклах с подачи конструкторов Ducati Desmosedici MotoGP в 2018 году. До Луиджи Даль′Иньи никто из дизайнеров прототипов не осмеливался уродовать изящные и гладкие линии облицовок развесистыми надстройками в стиле Формулы-1. Прошло 6 лет, и винглеты теперь являются мейнстримом, их вкорячивают в дизайн даже медленных китайских мотоциклов, чтобы те выглядели моднее. Но Италия дала - Италия и вернет назад изящество и истинный дизайн!
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 17 февраля 2016
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


3.82 МЛН
годовая
аудитория
966914
посетителей
в месяц
81415
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island