МОТОГОНКИ.РУ, 13 сентября 2022 - Арагон примет 15-й этап чемпионата 16-18 сентября. Motorland - длинный круг (5077 м) со стартом против часовой стрелки и неравномерном распределении поворотов - 10 левых против 7-ми правых. Две длинный прямые также предъявляют к двигателям особые требования. Обратная прямая идет под уклон, обгоны в конце прямой часто решали судьбу гонок.

Добро пожаловать на Motorland Aragon!
Трек условно делится на три сегмента: сверх быстрый (главная и обратная прямые), техничный (2-8 повороты) и плавно текучий, быстрый третий. Для Michelin это уже давно и хорошо изведанная схема, трек обеспечивает неплохой держак.

Особенности дизайна Motorland Aragon
Трасса появилась в календаре MotoGP, как "запасной аэродром" в 2009 году. Изначально, Dorna планировала запустить Гран-При Венгрии на строящемся в Саволи автодроме Balatonring, но ни в 2009, ни в 2010 годах его не смогли завершить по тому же сценарию, что и с Kymiring. Тогда, испанский промоутер обратил внимание на новенький Motorland. В 2010 году Motorland принял первый этап MotoGP и сразу после этого вошел в календарь на постоянной основе, а про Balatonring все сразу забыли.

Гран-При Арагона Motorland Aragon
Motorland построен на месте заброшенных, исчерпавших свой ресурс сельхозугодий, на равнине между двух горных массивов, что делает район продуваемым всеми ветрами. Сильнейший боковой ветер часто создает проблемы для мотогонщиков, а перепад температур в осенний период может составлять 15 градусов с утра к полудню и обратно, приводить к образованию сильнейших туманов. В недавнем прошлом температурные скачки были просто феноменальными: утром, на свободных практиках были зафиксированы самые холодные дни для MotoGP - с температурами +7-9 градусов. Гран-При Арагона 2020 года считает одним из самых холодных в истории, тренировки в пятницу начались при +9, FP1 MotoGP прошла при +11 (температура асфальта +12) и только к воскресенью распогодилось и гонки состоялись в более-менее приемлемых условиях при +17-19 градусах.

Motorland Aragon, вид на главную прямую
Чтобы обеспечить стабильность поведения шасси прототипов, Michelin поставляет для Арагона асимметричные задние слики с более жестким левым бортом. Эти покрышки обеспечивают лучшую стабильность при загрузке переднего колеса даже при температурах около +10 градусов.

Самый первый Гран-При Арагона прошел под диктовку Ducati и Кейси Стоунера
Но при хорошей, солнечной погоде гонки в Арагоне становятся фантастическим шоу, но для шинников это настоящее испытание: в жаркую погоду асфальт Motorland становится чрезвычайно прожорливым до резины.
Motorland всегда был удобным для Honda Racing и Ducati, примерно, в равной степени, благодаря своим «моторным» свойствам
Самая первая гонка в 2010 году прошла под диктовку Кейси Стоунера, а на подиум взошел его напарник по Ducati Factory Никки Хейден, Дани Педроса стал 2-м.

Победный дубль Repsol Honda - Стоунер и Педроса на подиуме в Арагоне 2011 года
За следующие несколько лет в Арагоне состоялись очень противоречивые гонки, в ходе которых произошло очень много опаснейших аварий, скоростных вылетов. В паддоке сохранялся очень напряженный момент, «искрило».
Для Алеша Эспаргаро Гран-При Арагона - знаковое событие, ибо именно здесь он взял свой первый подиум в MotoGP. Это было фееричное событие и произошло оно осенью 2014 года. Марк Маркес и Дани Педроса из Repsol Honda доминировали в гонке, которая развивалась, как совершенно сухая до последних минут. Но затем, на Motorland обрушился дождь. Он по-началу был несильным, капли успевали высохнуть, как только долетали до асфальта, и потому два лидера - Марк и Дани отказались от идеи смены мотоциклов. Но ехавший за ними Хорхе Лоренцо зарулил на пит-стоп. Когда Лоренцо выехал обратно, уже на дождевой нарезке, ливень пошел всерьез. Дани, а затем и Марк - оба вылетели с позиции лидеров, и хотя вернулись и финишировали, потеряли все наработки. В схватке за подиум участвовали другие: Хорхе торжественно проследовал к победе, а за 2-3 место на финишной линии схлестнулись пилот Ducati Кэл Кратчлоу и представитель частной команды NGM Forward Racing Алеш Эспаргаро.
И все же, Motorland считается вотчиной Марка Маркеса! Во-первых, потому что эта трасса даже ближе к его дому в Сервере, чем Catalunya-Barcelona, она всего в 20 минутах езды от "домашней тренировочной площадки" Марка, автодрома Alcarras. Сюда по традиции приезжает весь фан-клуб MM93, вся семья. В 2018 с подачи фан-клуба MM93 Motorland в честь Маркеса воздвиг стеллу в районе связки поворотов, именуемых Арагонским Штопором - обелиск с логотипом Марка, муравьем. Маркес выиграл 5 из 9 состоявшихся в Арагоне Гран-При. Но в 2021 доминированию Марка был положен конец. Дуэли с пилотами Ducati, в частности, с Довициозо, обычно, завершались в пользу Honda.

Дуэль Марка Маркеса и Пекко Баньяи в Арагоне 2021 года - украшение уикенда!
Но в 2021 Маркес схлестнулся с Пекко Баньяей за домашний Гран-При. Баньяе удалось сдержать напор уроженца Серверы и выиграть гонку. Марк допустил пару промахов в этом противостоянии, перепробовав весь арсенал своих фишек. Баньяя продемонстрировал готовность к схватке за титул, непробиваемую стабильность и зрелость решений.

Стелла MM93 в честь Марка Маркеса на Motorland Aragon
Вот почему возможность возвращения Маркеса в строй именно в Арагоне так важна для Repsol Honda (и персонально для Марка). Вчера, Марк вновь провел серию тренировок в Арагоне на Honda CBR600RR, чтобы решить, готов он к возвращению в строй - на стартовую решетку - или нет. Баньяя будет, определенно, главным фаворитом уикенда.
Если Баньяя одержит 5-ю победу в этом сезоне, то Тихоокеанский тур станет большим испытанием для Фабио Куартараро и Yamaha: лидеру чемпионата MotoGP придется изо всех сил напрягаться, чтобы минимизировать возможные потери. Тяжелыми эти недели будут и для Michelin. После Арагона начнется напряженный месяц путешествий с совершенно иными погодными и климатическими условиями - Япония, Таиланд и Малайзия, жаркие и влажные страны, где чемпионат не гостил уже 2 года из-за пандемии.