МОТОГОНКИ.РУ, 4 октября 2022 - Autódromo Internacional do Algarve или Algarve International Circuit, как вам больше нравится, открылся в 2008 году. Трассу строили для Формулы-1 и MotoGP на замену морально и физически устаревшему Эшторилу, но Мото Гран-При в Портимао пришел только в 2020, благодаря стараниям нового Президента FIM, португальца Жоржа Виегаса.
Autodromo do Algarve
Заняв пост, Виегас пообещал соотечественникам что-то вроде «сделать Португалию снова великой» спортивной державой, и первой же задачей поставил возвращение Гран-При Португалии.
Make Portugal great again!
Виегасу всё это достаточно легко удалось на форе кризиса 2020 года, когда из-за пандемии отменились все заокеанские этапы, и чемпионат мира прошел только на европейских треках. Виегас было пропихнул в календари WorldSBK и MotoGP оба португальских автодрома - Estoril и Algarve, но эшторильский трек, благодаря благоразумию Dorna, все же был отвергнут и остался только в Супербайке, как недостаточно безопасный для Мото Гран-При. Но Autodromo do Algarve подошел для MotoGP на 100%.
Победитель Гран-При Португалии MotoGP Мигель Оливера ведет за собой колонну португальских байкеров по Autodromo do Algarve
И не мудрено! Трасса длиной 4653 метра в 15 поворотов расположена на очень рельефном ландшафте, и перепады высот играют грандиозную роль, как в ходе гонок, так и в зрелищности событий. Кроме этого, Портимао предлагает грандиозный челлендж заводским инженерам, потому что найти компромиссный сетап в Альгарве непросто, особенно, в переходных погодных условиях.
Портимао - это, прежде всего, Супербайк
Но World Superbike обосновался в Портимао сразу, как только трассу презентовали - это было первое международное событие, которое принял автодром в ноябре 2008 года.
Гонка World Superbike в Портимао
Итальянская компания Infront Motorsport, владевшая чемпионатом в те годы, сразу поняла, что португальская трасса будет привлекать массу зрителей.
Прежде всего, это настоящая видовая гонка: с некоторых трибун открывается шикарный вид на холмы, на фоне которых разворачивается очень острая, непредсказуемая борьба. Первый сектор чрезвычайно сложен технически для пилотирования, там всегда много вылетов. Середина трассы - это настоящие «американские горки» с подъемом на холм и спуском более чем на 20 метров вниз, резкой разгрузкой и перегрузкой шасси. Выход на финишную прямую - еще один "трамплин". Смотреть World Superbike было интересно и с трибун, и с сервисных дорожек, и с по телевизору с первой же гонки!
Трой Бейлисс стал 3-кратным чемпионом WorldSBK именно в Портимао, в 2008
В 2008 году Трой Бейлисс приехал в Портимао после убедительной победы в Magny-Cours, которая и сделала его 3-кратным чемпионом WSBK в том году. Но на кураже лидер заводской Ducati Xerox Team буквально доминировал в первых гонках на Autodromo do Algarve.
Нориюки Хага против Бена Списа в 2009
В 2009 этап в Портимао вновь замыкал календарь, и на этот раз, чемпион определился в самой последней схватке. За титул спорили Нориюки Хага (Ducati Xerox Team) и Бен Спис (Yamaha WorldSBK). В Португалию Хага прибыл фаворитом, но первая гонка изменила всё: Хага вылетел на 6-м круге; а Бен Спис, напротив, взял уверенную победу, лидируя от старта до финиша. Второй заезд стал решающим. Чтобы стать чемпионом, Хаге нужна была победа и немного удачи, чтобы Спис финишировал ниже 5-го места. Но партнер по Ducati Мишель Фабрицио подкинул Хаге неприятный сюрприз, вырвав у японца победу из рук. Бен Спис стал 5-м и взял титул с преимуществом в 6 очков. Тот проигрыш сказался на психологии Нориюки Хаги, и японец после 2009 года уже никогда не боролся за титул - он «перегорел» в Портимао...
Макс Бьяджи взял свой первый титул в WorldSBK в Портимао в 2010
В 2010 Португалия открывала европейский сезон WorldSBK, и Макс Бьяджи доминировал в гонках на новеньком Aprilia RSV4. Начав евротур с дубля, Макс завершил сезон чемпионом мира.
Карлос Чека стал чемпионом WorldSBK 2011 году в Портимао
В 2011 португальский этап переместился обратно, в конец календаря. Autodromo do Algarve стал свидетелем двух больших событий: коронации нового чемпиона Ducati Карлоса Чеки и блистательного, но прощального аккорда заводского проекта Yamaha в WorldSBK. В принципе, судьба титула определилась еще в сентябре, в Нюрбургринге, где Чека достиг преимущества в 97 очков над Марко Меландри при оставшихся в розыгрыше 100 очках. В Magny-Cours El Matador очень убедительно разгромил Марко, и повторил урок на первой гонке в Портимао. Во втором заезде доминировали напарники по Yamaha WorldSBK Team: Меландри взял финальную победу, а Юджин Лаверти стал вторым. Джонатан Рэй тогда оба раза замкнул подиум, что стало своего рода заявлением на будущее.
Новый Король World Superbike
Потому что с 2015 года, как только Рэй перешел в Kawasaki, он взял под контроль Альгарве. Портимао пропустил сезон-2016, но вернулся в календарь в 2017-м, и Рэй оформил второй победный дубль, чтобы доминировать в Португалии, выигрывая, как минимум, по две из трех гонок с 2018 по 2020.
Джонатана Рэя провозгласили новым Королем Портимао после победы в 2018 году
Но в 2021 Рэй уже не был столь безупречен: он вылетел на 4-м круге из субботней гонки (победу оформил Разгатлиоглу), упал повторно в воскресном Superpole Race (победил Ван дер Марк), и только во втором воскресном заезде взял победу, где грохнулся уже Разгатлиоглу. Погодные условия в том году в Портимао были сложными: Superpole Race провели под дождем, вторая гонка состоялась уже на сухом асфальте, но держака не было. Так или иначе, португальский уикенд 2021 года привел Разгатлиоглу к титулу: именно там Рэй потерял очки, которых ему не хватило в финале в Индонезии.
Два грандиозных противостояния
Джонатан Рэй является самый успешным гонщиком World Superbike в Альгарве, но в 2019 году у него появились два противника, которым было под силу сокрушить Джонни и его Kawasaki Ninja - это Альваро Баутиста и Топрак Разгатлиоглу.
Сезон-2019 начался с абсолютно патовой ситуации для Kawasaki, поскольку перешедший из MotoGP в WorldSBK Альваро незамедлительно захватил лидерство в чемпионате на новеньком Ducati V4R и взял 10 побед подряд. Затем произошло нечто, что кардинально изменило психологию испанца, и тот стал падать, потеряв все преимущество над Рэем.
Альваро Баутиста потрепал нервы Рэю в 2019 году
Португальский этап 2019 года, в целом, был за Рэем, но Альваро там здорово потрепал нервы британцу: Бау стал 2-м на Superpole Race, а затем выиграл воскресную гонку. Это была большая битва, в которой поначалу активно участвовал и Топрак Разгатлиоглу, но после шести кругов Альваро вырвался вперед. Рэй преследовал его до последнего круга, не имея шанса для контратаки. Джонатан совершил рывок только перед самым финишем, но Баутиста оказался на линии раньше на 0.1 секунды.
Альваро Баутиста вернулся в заводскую команду Ducati после двух сезонов с Team HRC, и теперь он детерминирован на победу гораздо лучше, чем в 2019 году. Так что в субботу и воскресенье нас ждет грандиозный реванш.
Разгатлиоглу против Рэя в Портимао 2021 года
В 2021 году мы стали свидетелями очень жесткого противостояния Рэя и Разгатлиоглу. В Портимао оно достигло высшей точки кипения, когда Джонатан был готов на контактную борьбу с турком: когда речь идет об амбициях и защите титула, все средства хороши!
Скоростной вылет Рэя в предпоследнем повороте Портимао 2021
В субботнем заезде Джонатан Рэй сразу же поехал очень нервно и агрессивно. Первые четыре круга были похожи на кулачный бой, где два лидера с переменным успехом бились в каждом повороте, будто это была их последняя гонка в карьере. В итоге, Рэй очень грубо подвинл турка, но затем допустил большую ошибку при заходе на скоростную дугу перед финальным поворотом и вылетел с трассы на огромной скорости. Пилот Kawasaki вернулся в строй на следующее утро, но был настолько напряжен, что вылетел на первом же круге Superpole Race. Но во второй гонке неудача поджидала уже Топрака: турок вылетел в том же самом повороте, где сорвался в субботу Джонатан!..
Джонатан Рэй и Альваро Баутиста явно на ножах, но демонстрирют друг другу знаки уважения
Сегодня, в этом «любовном треугольнике» ключевую и связующую роль играет именно Рэй. Но сейчас не он, а именно Баутиста - лидер чемпионата World Superbike: у испанца 59 очков в запасе, и он уже знает, на что может пойти Джонатан ради того, чтобы вернуть себе стремительно ускользающие шансы на титул. Это делает Альваро, скажем так, желанным претендентом на победу в глазах общественности. Но Топрак Разгатлиоглу выглядит во всей истории наиболее нейтрально. Турок просто пытается ехать, как умеет - на пределе возможностей, и поэтому каждая победа в гонках является его и только его заслугой. Рэй же растерял часть симпатий публики после инцидента в Magny-Cours, за который ему так и не удалось оправдаться, ни перед Баутистой, ни перед Ducati. Кстати, официальный протест Aruba.it Racing по-прежнему висит Дамокловым мечом над позицией Рэя в чемпионате мира - он еще не рассмотрен Спортивным Судом FIM.
Положение в World Superbike перед этапом в Портимао:
1. Альваро Баутиста (Ducati) - 394 очка
2. Топрак Разгатлиоглу (Yamaha) - 335
3. Джонатан Рэй (Kawasaki) - 327
4. Микель Ринальди (Ducati) - 205
5. Андреа Локателли (Yamaha) - 173
...