МОТОГОНКИ.РУ, 22 февраля 2013 - Последние несколько лет чемпионат развивался относительно предсказуемо. Были определенные разногласия между промоутером - Infront Motor Sport - и участниками, были несостыковки, но все это решалось и серия на зло всем росла, причем, очень значительно. Ключевым трендом 2010-2012 годов стал, пожалуй, выход на переднюю линию итальянских производителей и пилотов. Aprilia и Ducati выиграли три чемпионата подряд, причем, титулы в 2010 и 2012 собрал один и тот же пилот на борту одного и того же мотоцикла - Макс Бьяджи из заводской Aprilia Racing, в 2011 победителем стал Карлос Чека, выступавший на частном Ducati 1098RS команды Althea Racing. Но так или иначе, команды эти были итальянские и выступали они на технике Made in Italy. Чувствовалась определенная роль Infront, кое-какие решения неявно, но все же подталкивали серию к дополнительной итализации. В этом был реальный смысл: Италия находилась на грани тяжелой финансовой депрессии, Европа в целом только стала отходить от последствий кризиса 2008 года. Сработало! Чемпионат стал мощным инструментом продаж мотоциклов класса Hi-End - дорогих и очень технологичных Супербайков. Плюс, Италия, наконец, получила национального чемпиона - звезду размера Валентино Росси - Макса Бьяджи, ставшего локомотивом серии не только на родине, но и по всему миру, в том числе и в России.
В 2013 году на стартовой решетке порядка 20 пилотов (19 + wildcard). Год назад их было больше
Наверное вас удивит тот факт, что до 2010 года в World Superbike, рожденном в Италии, шагнувшем за океан в обоих направлениях, никогда не было чемпиона с Апеннин. Были вице-чемпионы, были многочисленные Кубки конструкторов, но не было персоны. Она появилась в 2010 и до конца 2012 года вела игру на своем поле.
И вот, после завершения сделки между Infront и Bridgepoint, по которой права на WSBK перешли к той же инвестиционной компании, что владела до этого MotoGP, наступила "неловкая пауза". Dorna Sports, генеральный промоутер Мото Гран-При получил все права на управление обеими мировыми сериями. Да, это было своеобразное поглощение. Для кого-то, видимо, совсем недружественное. Но смысл его был таков: создать паритет между гонками спортпрототипов и серийных мотоциклов, провести между ними четкую черту и больше никогда не возвращаться в суд для решения вопросов, вроде чей мотоцикл прототипней. Технически, проблема была улажена. Но кое-какая неопределенность в воздухе повисла. Кстати, висит она и по сей день в ряде вопросов.
К чему весь этот спич? Дело в том, что на волне всех этих перемен серию покинули несколько видных персон, включая двукратного чемпиона мира Макса Бьяджи, а также пилота №1 в Чехии Якуба Смержа. Все вроде как всегда. Знакомые фамилии в списках пилотов, многие готовы биться за титул в 2013 году, но именно отсутствие Бьяджи и Смержа делает чемпионат новой формации особенным.
Почему же? Без Макса на стартовой решетке горизонты открыты сегодня как никогда широко для как минимум десяти из 19 постоянных пилотов Премьер-класса. Вообще, нового в World Superbike очень много. И этап в Phillip Island - особое событие, которое можно назвать не season opener‘ом (открывалкой), а демонстрационным этапом года.
Phillip Island Grand Prix Circuit полностью обновлен к сезону 2013 года!
Здесь, в Австралии эта самая новизна чувствуется во всем. Абсолютно новый асфальт, который на Phillip Island поменяли в считанные дни. Новые покрышки Pirelli. Новый типоразмер колесных дисков - 17", чтобы супербайки были ближе к серийным мотоциклам из магазина. Ну, а также аксессуары, вроде наклеек с фарками на лицевом обтекателе. Что еще?
Совершенно новый, неведомый Ducati 1199 Panigale, который на подиум поведет Карлос Чека. Это же вызов, настоящая игра ва-банк для Ducati! Мотоцикл хорош, он появился в гараже ко времени. Но Aprilia и BMW сделали свои ходы на год-два раньше и довели RSV4 и S1000RR до чемпионского уровня прежде, чем Panigale получил омологацию FIM.
Джонни Рэй из PATA Honda начинает пятый сезон в чемпионате. Либо победа, либо...
Крайне интересной будет в этом сезоне трехсторонняя битва представителей японских марок. Suzuki впервые за 20 лет представлена, если можно так сказать, миноритаем - частной командой из Великобритании без какой-либо заводской поддержки. Crescent вздохнула полной грудью после выхода из чемпионата Alstare Suzuki, представлявшей завод из Хаммамацу с 1995 года. Это челлендж покруче, чем для Ducati, согласитесь! Плюс, фактически команда делает ставку только на Леона Камье, который за рулем Suzuki GSX-R1000 только год. Его напарник - Жюль Клузель только что пересел с "шестисотки", он еще учится. В то же время, заводская команда Kawasaki Racing представлена двумя уже состоявшимися пилотами. Том Сайкс боролся за титул в конце 2012 года и почти дотянулся до него - разница с Бьяджи на финише последнего заезда составила всего 0.5 очка - минимум из возможной разницы! Лорис Баз пришел к нему в напарники в мае прошлого года, так что его накат достаточен. Honda Racing взяла на поруки голландскую Ten Kate и отдала ей важные технологии, которых для борьбы на пике возможностей всегда частному ателье не хватало. Джонни Рэй и Леон Хезлам - оба уже боролись за чемпионские титулы в прежние годы. Леон преследовал Бьяджи в 2010 году, Рэй, следуя партийной линии, должен был выиграть чемпионат на Fireblade. И он остается в WSBK до тех пор, пока не достигнет нирваны! Кажется, Джонни с этим смирился еще год назад, когда ему в очередной раз не предложили перейти в MotoGP. Но это лишь помогло ему собраться с мыслями, и в 2013 британец будет бороться за титул до последнего, удвоив свою спортивную ярость.
... а Мишель Фабрицио неожиданно для многих прорвался на предварительный поул по итогам QP1 в пятницу. О, сюжет!
В воскресенье, на Phillip Island Grand Prix Circuit мы увидим реальное гоночное шоу. Исход его невозможно предсказать, пользуясь статистикой. Я пробовал, но не выходит.
Во-первых, с прошлого четверга, когда начались тесты, ни одна команда SBK не показала тотального превосходства - технологически и по людским ресурсам. Предполагаемые лидеры падали, бились, ломали мотоциклы, а иногда и косточки. Так что к гонке все подойдут не на 100%. Даже самые сильные будут работать чуть-чуть за гранью своих реальных возможностей. Чека, Меландри, Сайкс, Гуинтоли, Лаверти, Рэй, Хезлам, Камье, Фабрицио - восемь фамилий, каждая из которых достойна украсить первую позицию на подиуме обеих гонок. Каждый опытен и заслужил победу. Но кто из них будет на подиуме? Это невозможно предсказать.
В 2011 и 2012 годах спорить с Бьяджи и его напарниками в плане скорости было бесполезно!
Во-вторых, скорости в Phillip Island и условия проведения гонок в 2012 году и сегодня - совершенно различны. Год назад пилоты Aprilia гнали свои мотоциклы полным ходом. Максимальная скорость Макса Бьяджи составила 324.6 км/ч в обеих гонках, это максимум, который Корсару удалось тогда выжать из RSV4 Factory, и итальянец поехал бы еще быстрее - двигатель не смог. BMW были максимально близки, как и партнеры по Aprilia. Сегодня же скорости упали более чем на 10 км/ч, что позволило японским частным мотоциклам приблизиться к европейским ракетам и заводским соотечественникам. Плюс, новый диаметр колес и покрышки вкупе с новым асфальтом - команды осторожничают, ни у кого пока нет идеального, безукоризненного рецепта настройки геометрии и подвесок. И теперь действует жесткое правило: только один байк на пилота! Упал перед квалификацией, потерял позиции на старте. Упал в гонке, возможно, пропустил вторую - потерял очки, получил жуткую дыру в бюджете и снизил сам себе шансы на борьбу за титул. Как показал чемпионат 2012 года, сейчас важна каждая гонка, так как борьба максимально близка и нельзя допускать никаких ошибок.
Карлос Чека: все будет хорошо, ребята!
Можно сказать, что первые действия Dorna как оператора World Superbike уже сегодня привели к результату: пелетон ужался - в секунде от лидера едут 13 человек из 19!!!
Уже интересно? Смотрите World Superbike в воскресенье. Его будут транслировать по Eurosport в прямом эфире, но ой как рано!.. В Австралии на 7 часов больше, чем в Москве, так что трансляции начнутся в 5:00 утра, а завершатся около 9:30.