МОТОГОНКИ.РУ, 15 октября 2018 - После того, как Супербайк перешел из рук итальянцев к испанцам, он стал... британским. Чтобы это понять, даже углубляться не надо: WSBK руководят британские менеджеры, он ориентирован на англоязычную аудиторию, четверо пилотов в TOP-6 - британцы.
Так продолжается уже 3-4 года, а деньги на этом все же пытаются зарабатывать испанцы. И им не нравится, в каком направлении движется машина, из которой они сначала удалили двигатель, а затем сняли колеса. Сегодняшний World Superbike катится по легкой наклонной на жестких роликах: результаты движения предсказуемы, интрига умирает в июле, зрителей на трибунах становится меньше, причем, даже в доброй старой Англии. Новые трассы «открывают» только в политически важных регионах. Не исключено, что и Индонезия скоро может занять место в календаре WorldSBK, как еще одна тестовая площадка перед приходом MotoGP.
Больше Супербайков вместо Superstock
Серий начального уровня в рамках WSBK больше нет: чемпионаты Superstock, принять участие в которых мог любой, прекратили существование под эгидой FIM. Всех, кто хотел участвовать в STK-600, перенаправили в WSS. Итог этого редиректа - больше половины участников ни разу не вышли на старт: в 2018 по программе Supesport European Cup в протоколах только 12 имен, шесть были лишь на одном-двух этапах. В последний сезон STK-600 (2015) в entry list 42 имени, 34 из них заработали хотя бы 1 очко.
Упразднив Superstock-1000, Dorna ждет, что 10-12 пилотов и их команды пополнят стартовую решетку WSBK. Этого, конечно же, не произойдет. Но эфирное время, оставшееся от STK-1000 уже продано: очередная инициатива была анонсирована в четверг на новой земле чемпионата, в Аргентине: с 2019 года уикенды World Superbike будут проходить в формате 3-х гонок.
Насколько идея нова?
Чуть истории. Гоночную серию в статусе межконтинентального кубка в 1987 году представил бывший пилот AMA Superbike Стив Маклафлин. Вместе с итальянской Infront Motorsport он стал раскручивать чемпионат, вскоре получивший от FIM статус Кубка мира, а затем и Чемпионата мира - второго по значимости после MotoGP. Родился World Superbike.
По сути, Маклафлин скопировал формат AMA Superbike, тогда сильнейшего национального чемпионата планеты, самодостаточного и очень хорошо развитого, где крутились все уважаемые в индустрии компании. И тот чемпионат диктовал японским производителям, какими должны быть их спортбайки. Именно для - и в AMA Superbike родились Kawasaki GPZ75oR, Suzuki GSX-R750, Honda VFR750 и другие легендарные машины. Они были разработаны, чтобы выигрывать титулы в Америке - на мотоциклетном рынке №1 в мире. Помните прописную «истину выиграл в воскресенье - продал в понедельник»?
И формат «triple-header» - американская фишка для американских же зрителей затем перекочевала за океан, в Великобританию, где ее легко подхватили и стали применять местные промоутеры, особенно успешно в «длинные уикенды», приходившиеся на banking holidays (выходные понедельники).
Triple-header - формат трех гонок за уикенд, когда в один день проводится один заезд, а два других - на следующий. Тройной комплект очков особенно актуален под конец сезона, а еще интересней, если в серии есть один явный фаворит. Но в случае с нынешним World Superbike это лишь означает, что Джонатан Рэй просто пополнит свой список рекордов всех времен, например, новым абсолютным рекордом заработанных очков за один сезон - доведем его, например, до 800!
Когда British Superbike унифицировал стандарты технического и административного регламентов с FIM Superbike World Championship в 2014 году, идея того, что BSB мог бы стать испытательной площадкой для некоторых инноваций, обсуждалась очень горячо с DWO (Dorna WorldSBK Organizations). Но британцы не все фишки WSBK приняли. Так, они до сих пор не приемлют идею перестановки призеров первой гонки назад, считая это глупой затеей. Мировые пилоты тоже всегда говорили, что это не слишком конструктивная идея: «Сильнейшие все равно будут на подиуме, какими бы они не стартовали» - сказал Чаз Девис, рассуждая на тему забавных нововведений, анонсированных Dorna по завершении сезона-2016, что Джонни Рэй каждый раз, этап за этапом доказывает на собственном опыте 2 года.
Возродившийся из пепла чемпионат Америки - MotoAmerica также не всё решил копировать из регламента FIM, оставаясь при своем. Но triple-header - некая священная корова AMA и BSB, которую прежде никогда не пытались доить в WSBK!
Что бы еще такого придумать?
Все технические нововведения и ограничения не способны вернуть чемпионату мира давний баланс производительности моторов разных заводов. Опять же, изначальной идеей World Superbike - то, что провозглашал Маклафлин, и что пропагандировали братья Фламмини из Infront - чемпионат частных команд или команд, спонсируемых дилерами, а не «заводская» серия, как Гран-При. Но вопрос денег быстро расставил все на места. Впрочем, точно также, как это произошло в AMA Superbike (и от чего Мафлафлин пытался убежать). Каждый раз, когда на горизонте появлялся новый заводской проект, регулятор капитулировал - например, срочно менял сами устои технического регламента FIM, наконец, объявляя эксклюзивные машины "серийными" моделями.
Битва заводских моторов привела World Superbike к ситуации, когда гонщик играет меньшую роль, нежели хороший байк. Вины Джонатан Рэя в том, что у него в руках лучший мотоцикл в мире, нет никакой: «Что вы от меня ждете? Что я закрою газ?» - как-то сказал Рэй, буквально процитировав 5-кратного чемпиона MotoGP Мика Дуэйна из Repsol Honda на пике его карьеры. Что еще можно придумать, чтобы Рэю не нужно было специально закрывать газ? Замедлить его Ninja каким-то магическим образом, но правила едины для всех в паддоке, и когда они бьют по Kawasaki, еще сильнее от этого страдают другие. Это замкнутый круг, и ответа на вопрос нет - как же улучшить гонки? Что же еще предпринять? Или так: какого производителя втянуть в игру, чтобы компенсировать дисбаланс сил на треке?..
Набор стандартных идей уже исчерпан.
ОК, теперь мы введем еще одну гонку в воскресенье, решили в Dorna - это все для зрителей. Для команд, пилотов и производителей это означает только дополнительную нагрузку и технические сложности. В прошлом, от формата в две гонки за день ушли именно по той причине, что в случае серьезной технической поломки или падения в первом заезде, пилот иногда терял возможность выйти и на вторую - ведь в WSBK действует правило «один пилот - один мотоцикл в гараже». Использование запасных мотоциклов в WSBK запретили в 2015 года, тогда это было связано со стремлением Dorna сделать Супербайк дешевле.
Путь в тупик
Логика Dorna не совсем объяснима. С одной стороны, испанцы никогда не откажутся от прямого участия заводов в чемпионате - это их любимый клиент, новые рабочие места в паддоке, это престиж. С другой, иного пути, кроме как удалить из гаражей заводские know-how и эсклюзивные разработки, недоступные частникам, нет. Либо в обязательном порядке раздать всем без исключения одинаковые заводские ништяки, как уже было сделано в 2018 году. К чему это привело? Заводы легко обошли жесткие требования - обязательство предоставлять factory specs-оборудование всем, кто подал заявку на участие соблюдалось из рук вон плохо. Часть независимых команд получила детали перед самым началом сезона, за неделю до вылета в Австралию - это означает минус 2 месяца тестов и разработок. Как пример, судьба первого и единственного саттелита Honda в WSBK - TripleM Racing.
Вы уже обратили внимание, что в этом году на старт вообще не выходили команды-новобранцы по wildcard, как в 2015, 2016 и 2017. Почему? Ответ прост: они не получили от заводов запрошенного оборудования, в итоге, остались без допуска на решетку. Яркий пример - не слишком удачная попытка российской команды SPB Racing Team выйти на старт. Kawasaki Racing не дала питерцам нужных компонентов, сославшись на высокую загрузку в производстве. Первый - и единственный этап, на который был (в виде исключения) получен допуск от Dorna - в Арагоне Владимиру Леонову пришлось ехать на прошлогоднем мотоцикле, который просто невозможно было подготовить «по регламенту».
Если Dorna решит закрыть заводским проектам дорогу в WSBK, на следующий день чемпионат мира постигнет судьба AMA Superbike 2008 года: как только новый промоутер - DMG объявила о независимой от заводских команд концепции и ставке на частных пилотов, American Honda, Team Green Kawasaki, American Ducati и Yoshimura Suzuki объявили чемпионату бойкот. С 2009 по 2014 год это была серия-призрак, не отличавшаяся по уровню от трек-дней.
Все, что останется после, сделать Superbike гонкой поддержки MotoGP и проводить чемпионаты в один уикенд - эта идея витает в воздухе с 2014 года. Но для этого придется пожертвовать каким-то из классов Гран-При, что неприемлемо само по себе. Ведь если бы Dorna действительно хотела спасти положение, она бы нашла способ, как перевести Джонатана Рэя в MotoGP, где ему место, судя по настрою и скорости.
P.S. Время, конечно же, покажет... Но я не думаю, что читаемость раздела Superbike на МОТОГОНКИ.РУ от этого изменится. А ведь в 2011-2014 годах по посещаемости эта часть портала конкурировала с MotoGP!
P.S.S. Это всего-лишь мнение и наблюдение. Если вы с ним не согласны, можете поделиться своим на наших страницах во ВКонтакте и в Facebook - где вам удобнее.