МОТОГОНКИ.РУ, 14 апреля 2016 - TT Circuit Assen просто дышит историей мотоспорта. Построенный в 1955 году в качестве продолжения - и логического завершения знаменитой турист-трофической трассы по Дренте (вокруг Ассена и его предместий) длиной 28 км, современный закрытый трек с трибунами на 125000 человек претерпел лишь два изменения в своем дизайне за многолетнюю историю. Именно поэтому он столь любим гонщиками и за десятилетия получил прозвище Кафедральный собор Мотоспорта. Почему-то в последние несколько лет в пресс-релизах принято переиначить этот величественный титул в Храм Скорости. Но ведь это Монца всегда была Храмом Скорости, а не Ассен. В Ассене пиковых скоростей и бесконечных прямиков и нет вовсе, ведь он - это совокупность поворотов: в TT Circuit Assen только одна "прямая" - старт-финишная, и та, на деле достаточно кривая!
Схема TT Circuit Assen
Тем не менее, именно за плавность изгибов любят Ассен гонщики. Трек условно разделен на три сектора: медленный (первый), стремительный (второй) и сверхтехничный (третий).
Старт гонки взят, первый поворот очень крутой, и в конце стартовой прямой часто бывают вылеты. Не редки случаи, когда пилоты достигают забора. Лишь в 2008 году стальные отбойники от трека стали отделять современные Arifence - надувные блоки, способные погасить удар любой силы. До этого эту задачу выполняли тюки с сеном.
От второго до четвертого поворотов дорожка петляет из стороны в сторону, здесь особенно негде разогнаться. Пелетон возвращается практически к самому паддоку и делает крутой разворот у De Strubben. Это очень сложная левая шикана, завершающаяся крутой шпилькой, в которой часто случаются недоразумения между пилотами разных классов - будь то World Superbike, MotoGP и EJC.
Следующие несколько сотен метров гонщикам приходится ехать в полный газ, но при этом постоянно менять положение в седле, так как путь к знаменитому, неизменному виражу Ruskenhoek не является прямым. Затем, поворот направо. Раньше здесь была очень быстрая и плавная "Северная Петля", во имя которой TT Circuit и прозвали Кафедральным Собором: скоростной тягун длиной почти 400 метров, где ехать надо было на предельной скорости в экстремальном наклоне... почил в бозе после реконструкции 2006 года. Место Северной Петли заняла новая парковка на 3000 автомобилей и отель для посетителей, а Петля преобразовалась в серию поворотов - Stekkenwal-De Bult-Mandeveen-Duinkersloot.
Вид на финальную дугу и последний поворот, Geert Timmer Tribune
Дальше начинается самая интересная часть трассы, которую отлично видно с главных трибун. Особенность серии дуг с изменяемым диаметром и углом атаки - от Duinkersloot до Ramshoek в том, что эти повороты совершенно слепые: пилот едет в предельном наклоне, в полный газ, вынужден менять траектории, но до самом входа в Ramshoek он не видит выхода из поворота! Это испытание для психики: здесь нужно ЗНАТЬ и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, что знаешь - как пройти этот поворот. Иначе, теряются целые секунды, и более опытные соперники атакуют.
Последняя шикана TT Circuit Assen - Geert Timmer Bocht - это главная арена для схваток за победу и подиум, любимое место фотографов и VIP-гостей. Здесь всегда самая заварушка. Здесь происходили решающие обгоны в MotoGP, Moto2, Moto2, World Supersport, Superbike, STK-1000, STK-600, EJC - везде! Чего только стоит атака Марка Маркеса на Валентино Росси летом прошлого года, и как выкарабкался из ситуации Росси - это классика Ассена!.. Но и в Superbike было множество, пусть и не таких экстремальных разрешений, но близких к ним - иногда, с падениями.
Погода является темой, которая горячо обсуждается в Нидерландах каждый раз, когда речь заходит о мотогонках. В апреле дождь в Ассене может идти целый день в четверг, а на утром пятницы, после тяжелого тумана так распогодится, что новый вечерний дождик уже никто и не ждал. Но он будет, это факт. Туманы в регионе, полном воды - каналов, рек и озер - нормальное явление, особенно, если утром температура воздуха не превышает +8.
Сегодня в Ассене жуть, как холодно. И трудно представить, что с 2010 года я регулярно ездил туда на собственном мотоцикле, just for fun - было комфортно и даже как-то совсем не слякотно. Но сегодня просто холодно! Паддок сплошь в теплых куртках, толстовках и вязанных шапочках. На улице около +12, и моросит.
Прогноз погоды на 4-й уикенд World Superbike такой же промозглый: до вечера субботы будет моросить, а днем температура не поднимется выше +12-14, в воскресенье поменяется ветер и тучи уйдут, но теплее не станет - лишь +11. Это жестокое испытание для покрышек Pirelli!
Набор покрышек для TT Circuit Assen включает сверхжесткий компаунд SC3
Специально для такого уикенда, как в Ассене, итальянские шинники приготовили Pirelli DIABLO Superbike SC3 - новую стандартную сверхжесткую шину для переднего колеса. Это решение появилось в линейке Pirelli только в 2016 году, оно рассчитано на холодную погоду - как сейчас, а также для длинных гонок типа Endurance. Шина выносливая и с очень мощным каркасом, должна обеспечить отличный держак на холодном и агрессивном асфальте. Кстати, эти покрышки доступны и в национальных чемпионатах, в том числе, в России, в том числе, на трек-днях!
С технической точки зрения, TT Circuit Assen - это все о шасси. Но не о тормозах. С точки зрения Brembo, голландский трек один из самых слабо нагруженных в плане торможения. Большую часть времени пилотам WSBK предстоит ехать в газ, а не в тормоз. Здесь четыре зоны интенсивного торможения: перед первым и последним поворотами, перед Stekkenwal и De Bult. В остальных местах пилоты просто не успевают развить высокие скорости, чтобы применять большие усилия к рычагу. Но для подвесок и общего баланса мотоцикла трасса весьма напряженная: слишком много изменений направления.
Для покрышек ассенский асфальт не слишком большая проблема, учитывая ожидаемые температуры. Важным фактором является обилие правосторонних виражей - их 11 против лишь шести левых. Износ передних покрышек представляет из себя особую задачу: местный асфальт буквально раздирает резину с правой стороны шины, и это происходит не от перегрева, а от прямого физического воздействия покрытия. В целом, поведение покрышек нестабильно на холодном асфальте в Ассене. Поэтому подбор шин для гонки станет решающим. Ведь свободные практики - все могут пройти под дождем на этот раз.