МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Российское кольцо
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Мотоклуб Вектор». ИНН 7731659289. Erid: 2SDnjc8c4kH
26 марта 2020 в 12:38 | 113337
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Продвинутая работа с подвеской: как это делают профессионалы мотоспорта сегодня

О работе гоночного инженера (специалиста по анализу данных и работе с электроникой) в команде портал МОТОГОНКИ.РУ говорил уже достаточно много.
[970250] Реклама. ООО «Мотоклуб Вектор». ИНН 7731659289. Erid: 2SDnjc8c4kH

МОТОГОНКИ.РУ, 26 марта 2020 - Как известно, цифра - главный инструмент инженера и ускорения пилота, о чем можно почитать в материале, подготовленном совместно с топовой российской командой SPB Racing Team.

А о том, как читать и интерпретировать данные телеметрии для улучшения характеристик подвески и шасси – на достаточно базовом уровне, доступном, пожалуй, всем владельцам мотоциклов, оснащенных набором датчиков и дата-логгером, – можно прочитать здесь, в материале, подготовленном экспертом проекта Boxes Motos Александром Шеиным.

Но затем, возникает вопрос: какой шаг сделать дальше? Ответ на него нам даст сертифицированный специалист по подвескам и системам демпфирования Ohlins, основатель и ведущий инженер Московской Лаборатории Ohlins (Ohlins.Moscow) Андрей Иванов.

Цифра не врет: современные технологии позволяют найти любой ответ, причем, достаточно быстро - Московская Лаборатория Ohlins
Цифра не врет: современные технологии позволяют найти любой ответ, причем, достаточно быстро - Московская Лаборатория Ohlins

Забавно, но наш разговор сразу зашел о понятиях: «Я, честно говоря, не очень люблю слово телеметрия, потому что это на деле некая подмена, хотя и принятого, привычного понятия… из-за чего может возникать недопонимание. Например, в любом регламенте мотоциклетных соревнований FIM черным по белому написано: телеметрия запрещена. Как так? А просто! «Теле» – значит, на расстоянии. Телеметрия – измерение чего-то на расстоянии. Телеметрия используется, например, в Формуле-1. Там это есть, можно читать данные с машины на ходу, они передаются по сетям в бокс команды. В MotoGP и World Superbike это же запрещено, как и обратная связь с пилотом! Мы говорим о сборе информации («дате»), которая аккумулируется в дата-логгере, «черном ящике», с которого мы затем загружаем ее в ноутбук и анализируем. Все же, "телеметрия" – это система удаленного сбора информации. Ведь и инженер называется в команде не иначе как data analyst (аналитик по данным)».

Дата-логгер AIM, установленный на мотоцикле для кольцевых гонок
Дата-логгер AIM, установленный на мотоцикле для кольцевых гонок

Данные – это все: цифра не врет; ее можно анализировать, сопоставлять, сравнивать, интерполировать, эмулировать и так далее. Каким именно образом она собрана, вопрос, конечно, второй. Но у кого она есть – тот король, живется ему гораздо легче, а на любую возникающая головную боль можно найти «таблетку».

Опыт работы в чемпионате мира по эндуранс – FIM Endurance World Championship с командой penz13.com Рико Пенцкофера можно назвать просто бесценным для аналитика и инженера, особенно, по шасси.

24 часа Ле Мана - 24 Heures Moto 2018 года
24 часа Ле Мана - 24 Heures Moto 2018 года

«Сегодня без аналитики данных на серьезном уровне никто не работает. Во-первых, не все пилоты умеют говорить, выражать свои ощущения на уровне, понятном инженеру. При этом они могут ехать очень быстро, но не уметь объяснить, как и почему. Представьте, что к гонке готовятся три разных пилота, но едут на одном мотоцикле, как в эндурансе: мотоцикл должен быть подготовлен одинаково хорошо для всех троих! Самое интересное, что каждый пилот по отдельности говорит что-то свое, а когда они собираются вместе на брифинг, начинают друг другу в рот смотреть и поддакивать, что тут же ведет инженера в неверном направлении. Как быть? Смотришь дату самого опытного, и вот его мнение, в итоге, играет главную роль. Люди все разные и по-разному дают этот самый feedback, и поэтому цифра искренней демонстрирует реальность: сразу видно, что-то поменялось здесь и здесь, какой эффект мы получили».

Обсуждение гоночных настроек и поведения шасси с Владимиром Леоновым
Обсуждение гоночных настроек и поведения шасси с Владимиром Леоновым

В больших командах таких аналитиков несколько, минимум, двое: один занимается шасси и тормозами; другой – моторами, электроникой, построением стратегий, топливной эффективностью. В командах поменьше, если на одном мотоцикле едет один пилот, обычно, подготовку подвески производят по известному алгоритму: когда параметры пилота известны, таблица соответствий конкретного амортизатора + персональный опыт инженера-подвесочника для конкретной трассы дают готовое решение – «базовый сетап». Затем, незначительные корректировки производятся уже на треке, в зависимости от погодных условий, состояния асфальта и так далее. Важно: никогда не бывает двух абсолютно одинаковых событий даже на одной и той же трассе! Всегда есть нюансы, даже у самых топовых мировых пилотов.

Если подвеска хорошая, то обязательно с датчиками хода!
Если подвеска хорошая, то обязательно с датчиками хода!

«Если говорим про мотоцикл, чтобы работать с подвеской, нужны датчики. Без них все это – танцы с бубном. Кроме всего прочего, датчики нужно регулярно калибровать. Вибрации и износ могут вносить изменения в их работу. Бывает, что «уплывает вольтаж»: вроде бы, измеряем миллиметры, но ведь измеряют их вольты, и вот когда вольты становятся немного «не теми» – и миллиметры уже не те. Некоторые ставят датчики и ездят с ними, затем продают подвеску, и уже новые владельцы продолжают ездить, ничего не регулируя. Когда мы работаем на треке, калибрую датчики почти каждую сессию. Даже у Пенца (до моего прихода) было такое: не уделяли внимание таким деталям – работали и работали. А когда стали калибровать регулярно, вдруг изменения пошли заметные, и эффективность работы повысилась. Раньше цифры просто гуляли».

Данные о работе подвески – для каждого мотоцикла (модели) и пилота свои. База знаний Ohlins, в теории, доступна официальным дилерам и сертифицированным специалистам. Но личный опыт инженера, который прошел многочисленные курсы повышения квалификации, много лет практикует на треке с разными пилотами и мотоциклами – он бесценен.

Если у тебя все откалибровано, смотришь самое распространенное – как мотоцикл сжимает центробежными силами подвеску в апексе
Если у тебя все откалибровано, смотришь самое распространенное – как мотоцикл сжимает центробежными силами подвеску в апексе

«Какие параметры мы изучаем? Физика известна! Если у тебя все откалибровано, смотришь самое распространенное – как мотоцикл сжимает центробежными силами подвеску в апексе – переднюю и заднюю. Именно в апексе, когда еще нет газа, но уже нет тормоза, а шасси работает естественно. Мы смотрим, насколько мотоцикл просаживается, как ходит амортизатор – в общем, изучаем прогрессии».

Сегодня даже тестирование подвески производится не на самом треке, а на специальном стенде. Причем, это касается не только мото, но и авто, включая раллийные и кольцевые, вплоть до дакаровских прототипов.

«Мы знаем диапазон работы каждого амортизатора и нормальные ходы. Например, на кольцевых мотоциклах ход вилки увеличивают до 130 и 140 мм, заднего амортизатора порядка 65 мм, у BMW - 80 мм, но рабочая область чаще всего не превышает 40 мм. Скорость работы подвески – это показатель изменения длины амортизатора за единицу времени. Для кольцевых мотоциклов скорости до 0.4 м/с считаются нормальными, но когда в дате вылезают цифры 0.6–0.7 м/с или даже до 1 м/с, сразу ясно, что здесь что-то не так – либо настройка некорректная, либо дефект в самом амортизаторе. В то же время, кроссовые вилки можно "крутить" на стенде до 2.5 м/с».

Фаза входа в поворот может сделать игру для топовых пилотов
Фаза входа в поворот может сделать игру для топовых пилотов

Что еще может показать стенд? Есть ли что-то, что без этого стенда просто невозможно понять «вручную»?

«Есть момент, который очень трудно увидеть в обычной дате, но очень важный для по-настоящему быстрых пилотов – настройка front-end для прохождения поворотов. Так называемая фаза Entry Speed (момент входа в поворот от точки торможения до апекса). Этот параметр сразу показывает быстрого пилота и его реальное преимущество над медленным, например, разницу между Леоновым, и тем, кто по Moscow Raceway 1:50 едет. Эта разница на входе в поворот может составлять до 30 км/ч! Пилоту кажется, что он входит в поворот так же, вроде бы и тормозил в той же точке, но каждый раз теряет здесь и здесь, потому что это оказываются вещи не связанные между собой. А все – настройка подвески и опыт. И эта разница между быстрым и не быстрым – она ровно посередине между точкой торможения и апексом, и так всегда!»

Точная настройка подвески в любом случае требуется на каждом событии
Точная настройка подвески в любом случае требуется на каждом событии

«Настройка на Entry Speed для быстрого пилота является ключевой, а остальное – это уже его опыт. Но при входе в поворот пилот должен быть абсолютно уверен в поведении front-end. Иногда, уверенности мало: «I can not push» - говорят в паддоке. Это значит, что он чувствует, что на входе в поворот происходит перегрузка вилки, поэтому дальнейшая загрузка чревата падением. Здесь играет роль настройка преднатяга, количество масла, жесткость пружины, геометрия – комбинация всего».

Также подвесочный стенд позволяет увидеть важные и интересные моменты, связанные с базовой работой подвески в целом.

«Стенд – это незаменимый инструмент инженера-подвесочника, он помогает понять, как работает амортизатор в целом. Не важно, автомобильный или мотоциклетный, кольцевой или кроссовый, даже велосипедный. Стенд сразу покажет аномалии. Сбор данных на треке – это время и деньги! Можно потратить впустую целый тестовый день, а стенд сразу дает четкую картину еще до выхода на трек. В этом, как я считаю, суть Московской Лаборатории Ohlins: какая лаборатория может быть без научного оборудования? Стенд и есть такое научное оборудование! Лабораторные работы с отверткой – это далекое прошлое».

Как устроен стенд, что он из себя представляет? Коротко, принцип действия стенда отражен в этом видео от разработчика технологии, компании CTW Automation:

«Мы выбрали CTW Automation, потому что они лучшие во всем. Во-первых, у них лучшая электроника и контроллеры, плюс, они производят стенды на базе "шотландского механизма" (Scotch yoke) – он идеален для высоко нагруженных испытаний практически любых типов амортизаторов. Но главное его преимущество - в точности: в отличие от кривошипного механизма, шотландский дает очень плавную и четкую синусоиду. В кривошипном варианте график получается неточным из-за достаточно долгого зависания в районе мертвых точек».

Разница в плавности работы шотландского механизма и кривошипа, который применяется в большинстве стендов
Разница в плавности работы шотландского механизма и кривошипа, который применяется в большинстве стендов

«Стенды различаются по мощности привода и допустимой длине амортизаторов. У нашего высота штанг 2.5 метра – самая большая в России: можно и мотокросс тестировать, и ралли-рейды. КАМАЗ′овский амортизатор здесь можно протестировать».

Сверху, на штангах - жесткое крепление с мощностным датчиком, похожее на траверсу вилки (или просто верхнюю точку крепления амортизатора). Снизу шарнир с осью, имитирующий подвижную опору (колесо на поверхности). В результате, амортизатор получает разнонаправленные толчки снизу, как если бы он был установлен на мотоцикле или автомобиле и двигался вместе с ним по поверхности. Программа позволяет создать практически любой тест или группу тестов, следующих один за другим: симуляцию движения на разной скорости, по разным типа неровностей и так далее. Компьютер на основе данных о виртуальном транспортном средстве сам рассчитает, какую нагрузку нужно дать на амортизатор и в какой момент. Учитывая, что шотландский механизм очень надежен и способен работать с большой частотой (скоростью), полный комплекс тестирования может занять считанные минуты. Инженер изучает графики и аналитику, после чего принимает решение о регулировке (зачастую, не снимая амортизатор со стенда), а затем проводит повторный тест. И так далее.

Стенд быстро создает наглядную картину и рисует гистограммы
Стенд быстро создает наглядную картину и рисует гистограммы

«С помощью шотландского механизма стенд создает нагрузку с разной амлитудой, имитируя реальное действие при преодолении неровностей; датчики фиксируют саму нагрузку (в ньютонах) и скорость работы подвески на сжатие и отбой (в м/с), автоматически создаются гистограммы (их можно по разным параметрам рисовать – 5 разных графиков). Главная возможность стенда – это сравнительное тестирование. Мы работаем с подвеской на гонках, на треке; знаем параметры и имеем таблицы готовых настроек. Благодаря стенду, создаем таблицы готовых настроек и заранее знаем, как будет вести себя каждый амортизатор при каждой из настроек, какие он должен иметь показатели, близкие к идеальной работе. Можем создать базу готовых настроек заранее под любые условия!»

Московская Лаборатория Ohlins - это не только мотоциклы. Теперь еще и весь спектр автоподвесок топового класса
Московская Лаборатория Ohlins - это не только мотоциклы. Теперь еще и весь спектр автоподвесок топового класса

В этом году Московская Лаборатория Ohlins также вплотную включается в работу с российскими кольцевыми автомобильными сериями, в том числе, в РСКГ. Первым станет этап на ADM Raceway, затем, Казань, Смоленск, NRing, а завершится сезона в Грозном.

Важные новости
 
MotoGP CatalanGP: Баньяя подарил Алешу Эспаргаро победу в прощальном домашнем Tissot Sprint Race
MotoGP CatalanGP: Баньяя подарил Алешу Эспаргаро победу в "прощальном" домашнем Tissot Sprint Race

Субботний спринт Гран-При Каталонии MotoGP 2024 года - зажигательная, острая и непредсказуемая гонка, которая понравится любому. Наверное, это и есть - тот самый шедевр формата Королевского класса, о котором мечтали в Dorna последние 10 лет!..
Tissot Sprint Race CatalanGP MotoGP 2024 от старта до финиша
Tissot Sprint Race CatalanGP MotoGP 2024 от старта до финиша

Смотрите спринтовую гонку Tissot Sprint Race CatalanGP - Гран-При Каталонии MotoGP 2024 года от старта до финиша.
Российский супербайк: действующий чемпион Антон Еремин о старте сезона-2024
Российский супербайк: действующий чемпион Антон Еремин о старте сезона-2024

Действующий чемпион России в классе Супербайк Антон Еремин "подзаразив" некоторых райдеров "вирусом" Ducati, в этом году пересел на BMW. О том, как начинается сезон-2024 и задачах на этот год, Антон рассказал порталу Мотогонки.ру.
Российское кольцо: Delrus QTM приготовила большой сюрприз соперникам
Российское кольцо: Delrus QTM приготовила большой сюрприз соперникам

В сезон 2024 года команда QTM вступила еще в апреле, проведя недельные сборы на домашнем автодроме «Крепость Грозная». Но основная подготовка к Lemarc Чемпионату России по кольцевым гонкам и чемпионату «Моторинг» началась на Moscow Raceway в последний уикенд мая, где QTM представила новый секретный элемент своей программы в ШКМГ.
Расписание 1 этапа Lemarc Чемпионата России по кольцевым мотогонкам 2024: новый формат!
Расписание 1 этапа Lemarc Чемпионата России по кольцевым мотогонкам 2024: новый формат!

Вниманию участников и зрителей! Опубликовано расписание 1 этапа Lemarc Чемпионата России по кольцевым мотогонкам, который стартует через неделю, 1-2 июня на автодроме «Игора Драйв» в Санкт-Петербурге.
MotoGP: Эспаргаро начал прощальный уикенд Гран-При Каталонии новым рекордом, Маркес за бортом
MotoGP: Эспаргаро начал прощальный уикенд Гран-При Каталонии новым рекордом, Маркес за бортом

Пока на Moscow Raceway самым активным образом идет подготовка к старту российского гоночного сезона, Кубка и Чемпионата России, на Circuit de Barcelona-Catalunya происходят совершенно сказочные истории: Алеш Эспаргаро решил провести прощальный домашний уикенд MotoGP с огоньком, возглавив ТОП-10 Гран-При Каталонии, в который не попали оба брата Маркеса.
Дорогу молодым! Капитан Aprilia Алеш Эспаргаро объявил о завершении карьеры в MotoGP
Дорогу молодым! Капитан Aprilia Алеш Эспаргаро объявил о завершении карьеры в MotoGP

На рынке MotoGP произошел один из больших поворотов, столь ожидаемый и одновеременно внезапный, поскольку он вносит еще большую смуту в планы заводов: Алеш Эспаргаро, флагман заводской Aprilia Racing на протяжении многих лет объявил о желании завершить карьеру в Больших Призах по завершении сезона 2024 года. Что это значит для рынка пилотов и какие последствия будет иметь?
Тест-драйв: Новый QJMotor SRT 800 S (2024) – Веселящий газ для активного мототуризма
Тест-драйв: Новый QJMotor SRT 800 S (2024) – Веселящий газ для активного мототуризма

Прежде всего, хочется поздравить QJMotor с тем, что им удалось создать действительно оригинальный большой мотоцикл для туризма, к которому нет претензий! В 2023 году мы откатали Benelli TRK 502 – полноразмерный турэндуро с маленьким двигателем и ждали, что осенью должен появиться такой же, но с полноценным мотором на 800 куб.см. Ожидания были не напрасными!
Dream Team KTM в MotoGP: Маркес, Акоста и Хорхе Мартин - это Прост vs Сенна в квадрате!
"Dream Team" KTM в MotoGP: Маркес, Акоста и Хорхе Мартин - это Прост vs Сенна в квадрате!

Саймон Паттерсон из The Race считает, что KTM Factory Racing может создать самую зажигательную команду MotoGP всех времен, вложив средства в двух супер спортсменов современности - Марка Маркеса и Хорхе Мартина, чем задвинет всю программу Ducati. Однако в этом заложены грандиозные риски...
Маршрут Ралли Дакар 2025 представлен: новый формат с первого и до последнего дня гонки!
Маршрут Ралли Дакар 2025 представлен: новый формат с первого и до последнего дня гонки!

Ралли-марафон «Дакар» откроет сезон внедорожных гонок 3 января 2025 года в Бише и финиширует 17 января в Шубайтахе. Главная многодневная гонка пока остается в Саудовской Аравии, несмотря на некоторые слухи, распространившиеся сразу после финиша Дакар-2024.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 26 марта 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


1897356
годовая
аудитория
147437
читателей
за месяц
10225
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message