МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления

Готов к сезону? Продвинутая работа с телеметрией - анализ скоростей работы подвески

Российское кольцо
Лента новостей
»
16 марта 2020 | 19753
 
Александр Шеин, эксперт © MOTOGONKI.RU
В предыдущей серии «Inside WorldSBK с SPB Racing Team» мы разобрали, из чего состоит современный супербайк, а также какую роль в развитии мотоцикла и ускорении пилота играет телеметрия и работа с ней. Но не касались этой работы в деталях. Эксперт МОТОГОНКИ.РУ, представитель команды BoxesMoto Александр Шеин объяснит, как работа с телеметрией позволяет ускоряться пилотам начального и среднего уровня.

МОТОГОНКИ.РУ, 16 марта 2020 - Начать стоит, пожалуй, с данных, которые система сбора и анализа телеметрии позволяет снять с шасси любого современного мотоцикла.

Зачем вообще изучать скорости подвески и требования к ней?

Прежде, чем приступать к анализу, неплохо вспомнить, в чем смысл подвески на мотоцикле, и чего мы хотим от нее добиться на треке.

Шеф команды BoxesMoto Ноэль Тарин за работой: последние штрихи в подготовке к выходу на трек
Шеф команды BoxesMoto Ноэль Тарин за работой: последние штрихи в подготовке к выходу на трек

Кроме очевидной функции, «чтобы позвоночник в трусы не ссыпался», задача инженера-подвесочника сводится к тому, чтобы обеспечить такой режим работы шасси, который позволит обеспечить максимальное сцепление колеса с треком в любой момент времени.

Если упрощенно смотреть на то, чем занята подвеска, легко увидеть, что ее роль – поглотить удар от наезда колеса на неровность и быстро распрямиться, чтобы колесо снова зацепилось за асфальт после контакта с неровностью. Поэтому основные настройки подвески связаны с регулировкой сжатия и отбоя.

Сила, с которой сопротивляется подвеска, и настройка положения подвески в повороте останутся за пределами этой статьи. Давайте рассмотрим именно регулировку скорости подвески.

Как определить скорость подвески

«Скорость подвески» – расчетный показатель, который снимается с датчиков положения амортизатора. Из физики мы знаем, что скорость – это производная от положения переменной. Чтобы ее подсчитать, в программе расчета телеметрии задается новый канал, который берет производную с датчика подвески (само значение датчика подвески не так важно, как важно понимание его изменения). Так как скорость подвески меняется очень быстро – важно, чтобы частота снятия значений датчика была достаточно высокой (200 или даже 500 Гц).

Линейный датчик хода подвески на вилке OHLINS супербайка Ducati
Линейный датчик хода подвески на вилке OHLINS супербайка Ducati

Если ваша программа телеметрии не считает скорость подвески автоматически, это можно сделать в любой электронной таблице (хоть в Excel). Формула для расчета скорости в моменте в таком случае будет: V=(s1-s2)/(1/N), где s1 и s2 – два соседних положения подвески, а N – частота обновления датчика. Например, при изменении двух соседних показателей на 0.5 мм будет давать результат 100 мм/сек. В зависимости от того, разжимается или сжимается амортизатор, итоговый результат будет отрицательным (на растяжении) или положительным (на сжатии). Из практики хорошо известно, что для спортивных мотоциклов обычный диапазон скорости колеблется в диапазоне от 0 до 900 мм в секунду.

Задний амортизатор OHLINS с установленным линейным потенциометром (датчиком)
Задний амортизатор OHLINS с установленным линейным потенциометром (датчиком)

Условно, скорость демпфирования можно разделить на низкоскоростное (0-100 мм/сек) и высокоскоростное демпфирование (>100 мм/сек). Разделение это неточное и может меняться в зависимости от производителя подвески или конкретного инженера. Глобальный смысл за таким разделением в том, чтобы различать настройку подвески для отработки проезда мотоцикла по «волнам» – большим протяженным неровностям трека и по мелким трещинам, заплаткам, переломам полотна трека. Некоторые типы подвесок (например, вилки bitubo) позволяют отдельно регулировать высокоскоростное и низкоскоростное демпфирование. В любом другом случае подвеска имеет один регулятор гидравлики сжатия или отбоя, поэтому анализы конкретного диапазона скорости достаточно редки.

Гистограммы

Типичным анализом, который позволяет судить о правильности настройки скорости отбоя и сжатия является построение гистограммы (как раз, на базе той даты, которую собрал датчик с амортизатора).

Телеметрист выбирает участок трека (или весь быстрый круг пилота) и все достигнутые скорости подвески распределяет на статистической гистограмме (чем выше столбец, тем чаще подвеска работала в выбранном диапазоне скоростей).

Идеальная гистограмма скоростей работы подвески
Идеальная гистограмма скоростей работы подвески

У инженера перед глазами есть фактическая и «идеальная» гистограмма, которая представляет из себя две симметричных кривых относительно точки отсчета, построенных в достаточно большом промежутке времени. Фактическая гистограмма строится так: направо откладываются положительные скорости работы подвески (т.е. сжатие), налево – отрицательные (отбой).

Инженер ищет значения высокоскоростного и низкоскоростного сжатия и отбоя, стараясь привести их к «идеальным», путем регулировки соответствующих значений на конкретном амортизаторе. Пилот отправляется на следующую серию, привозит новые данные, которые инженер смотрит, анализирует и корректирует… и так далее – это может занимать очень много времени.

Реальная гистограмма после анализа данных с дата-логгера
Реальная гистограмма после анализа данных с дата-логгера

В теории, идеальными могут быть значения отбоя и сжатия, соответственно, низкоскоростного и высокоскоростного, в пропорциональных диапазонах (20-25% high и 25-30% low). В идеале, работа на сжатие и отбой должна совпадать при прохождении одних и тех же неровностей, ведь шасси мотоцикла проходит практически по идентичной траектории.

Что это дает пилоту?

Инженер, кроме того, что дает практические рекомендации по настройке подвески, рано или поздно придет к оптимальной настройке шасси мотоцикла под конкретного пилота (с известным ростом, весом и характерными особенностями стиля пилотирования). Пилот, получив сбалансированное шасси, кроме физического преимущества (гладкости прохождения неровностей и виражей), получит психологическое: теперь он знает, что мотоцикл работает безупречно, и для ускорения ему нужны только персональные усилия.

О том, как добиться личностного роста на гоночном треке, читайте другую статью из серии Лекарство от мототоксикоза на МОТОГОНКИ.РУ – основы гоночной психологии.

Можно ли дать практические советы по самостоятельной работе с подвеской?

Конечно, идеальным решением является наличие в команде или в доступе инженера, способного верно интерпретировать полученные данные телеметрии – и сделать верные выводы, человека опытного.

Шеф команды BoxesMoto Ноэль Тарин и телеметрист Александр Шеин работают с пилотом
Шеф команды BoxesMoto Ноэль Тарин и телеметрист Александр Шеин работают с пилотом

В остальном, эта работа будет выглядеть примерно так:

  • Зажимая гидравлику в определенной зоне, мы меняем время, которое подвеска проводит в этой зоне (уменьшаем высоту гистограммы в этой зоне). Например, увеличивая количество кликов на отбое, получим гисторгамму более перекошенную влево (мы как-бы сжимаем гистограмму по вертикали в правой части);

  • Более жесткая пружина уменьшает время в высокоскоростной зоне, прибавляя частоту работы подвески в низкоскоростном демпфировании. Визуально, это выражается в том, что гистограмма будет сжиматься по горизонтали, становясь более высокой и узкой;

  • Ускоряясь, пилот заставляет подвеску работать быстрее, что выражается в более плоской, «размазанной» гистограмме (что заставляет делать подвеску более жесткой). Все мы знаем, что чем быстрее едет пилот, тем более жесткая у него подвеска;

  • Разные пилоты могут иметь разные стили пилотирования или по-разному развитые навыки. Так, если пилот уже умеет хорошо тормозить, но недостаточно агрессивно открывает газ, его диаграмма будет более скошена в сторону сжатия – т.е. вправо;

  • Если полученная кривая сильно отличается от классической гистограммы нормального распределения, необходимо произвести диагностику амортизаторов на нормальность работы: возможно, перья стоят с перекосом и амортизатор банально «зажимает» (перекашивает), что приостанавливает его в определенных местах. Второй гипотезой для исследования может быть явление резонанса. Т.е. на определенных частотах вибрация подвески совпадает с вибрацией другого компонента геометрии мотоцикла (допустим, маятник недостаточно жесткий и также передает часть усилий на подвеску), но для этого есть отдельные анализы, позволяющие выявить это неприятное явление;

    Анализ данных телеметрии с участием представителя Michelin Motorsport в команде Boxes Motos (Circuito de Jerez, ESBK)
    Анализ данных телеметрии с участием представителя Michelin Motorsport в команде Boxes Motos (Circuito de Jerez, ESBK)

  • Выбор шин влияет на характеристики работы подвески. Например, шины с относительно мягкими боковыми каркасами (Michelin, Pirelli) заставляют работать подвеску в больших углах наклона в большем диапазоне и требуют мягкой ее работы. Более жесткие каркасы работают самостоятельно в больших углах наклона, меньше загружая подвеску (например, Dunlop). Поэтому крайне важно показывать результаты телеметрии шинникам на треке, обсуждая гистограммы с их инженерами и пилотом. Если инженер хороший, то он может, взглянув на данные, дать быстрые рекомендации по изменению давления или даже по смене компаунда (в испанском чемпионате мы работаем с коллегами из Michelin, которые не раз выручали нас в сложных ситуациях);

  • Очевидно, что каждый трек индивидуален, у него свои уникальные неровности и сцепление колес в повороте, поэтому подстройку придется проводить для каждых конкретных условий и задач на треке;

  • Также, подобные анализы стоит проводить каждый раз при изменении задачи. Вполне вероятно, что регулировка подвески будет зависеть от пилота, погодных условий, стратегии проведения гонки и/или квалификации.

    AIM MXS дата-логгер на мотоцикле Honda
    AIM MXS дата-логгер на мотоцикле Honda

    Используемые инструменты

    Наиболее распространенные и доступные на рынке, они же и основные конкуренты в национальных чемпионатах – «AIM» и «2D»: оба производителя блоков сбора телеметрии имеют программные продукты, которые сами считают скорости подвески и строят необходимые диаграммы. Но вы можете использовать стандартный Excel и придти к тем же выводам, даже если используете самый базовый набор телеметрии.

    Все зависит от наличия времени и желания. Наличие опытного инженера, способного в любой момент дать грамотный совет – это стоит своих денег, поскольку значительно сокращает временные рамки прогресса пилота. Чем быстрее пилот достигает цели, тем меньше трекового времени ему нужно, меньше бензина, меньше риска падений и так далее. Так что и здесь правило «время – деньги» работает!

    Продолжение следует...

    О том, как подготовить мотоцикл заранее и настроить его под конкретного пилота, какие инструменты для этого используют, в следующем материале на МОТОГОНКИ.РУ!

  • ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
    Все публикации за 16 марта 2020
    Directlink:
    При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
    Все права защищены © 2003-2020 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
    Фото история
    MotoGP - QatarGP 2020: Гран-При Катара - Moto2 и Moto3
    MotoGP: Ducati Desmosedici GP20 (2020)
    Кантри-кросс у Пирамиды 2005 год
    МОТОГОНКИ.РУ


    1281301
    годовая
    аудитория
    77884
    читателей
    за месяц
    4473
    прочитано статей
    за сегодня

    Для рекламодателей
    Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
    Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

    Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

    Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891).

    Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

    Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2020

    Политика конфиденциальности
    О правах на распространение
    Welcome message