МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
Уведомления
#YakhnichAthlete
Национальная программа

    10 фактов о ралли «Дакар»: как выживать в условиях самой трудной гонки в истории

    10177
    6 января 2019
     
    Кирилл Чернышев, главный редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU | Публикаций: 6100
    Ралли Дакар 2019 - все новости

        В 2019 году ралли-марафон «Дакар» состоится в 41-й раз. Последние 17 лет в классе мотоциклов (BIKE) доминирует один и тот же игрок - заводская команда KTM. Как им удается держать под контролем ситуацию почти два десятилетия и как вообще выжить в условиях гонки, которая длится нон-стоп почти две недели?
        
    МОТОГОНКИ.РУ, 6 января 2019 - Вот несколько интересных фактов, которые дают ответ на этот сложный - во всех смыслах - вопрос.

    1. Краткий курс истории ралли


    Дакар-2019 будет 11-м в Южной Америке. Но так было не всегда: до 2009 года гонка проводилась исключительно по Северо-западу Африки и Европе, где брала старт. История рождения ралли-марафона такова: в 1976 году французский мотогонщик Тьерри Сабин принимал участие в ралли Абиджан-Ницца и заблудился в пустыне Тенери; его потеряли. Сабину пришлось самостоятельно выбираться из песчаных дюн, и тогда ему в голову пришла идея, что можно организовать такую гонку - битву с песками пустыни. В 1977 году он провел первое ралли «Дакар», получившее свое название от столицы Сенегала - цели приключения. 182 участника вышли на старт в Париже, но лишь 74 из них увидели Розовое озеро в Дакаре через две недели.

    Маттиас Валькнер, первый австрияк, выигравший Дакар (2018)
    Маттиас Валькнер, первый австрияк, выигравший Дакар (2018)

    2. История побед KTM берет начало еще в Африке


    Первую победу в «Париж-Дакар» пилот KTM Фабрицио Меони одержал в 2001 на KTM LC4 660R. С тех пор, в категории BIKE тренд был задан - исключительно оранжевый: доминирование KTM оказалось настолько существенным, что после переезда ралли в Америку, в 2010 году A.S.O. решила изменить технический регламент, чтобы поддержать малочисленных японских производителей мотоциклов. KTM выставлял на «Дакар» среднекубатурные эндуро 660-690 куб.см. - легкие, быстрые и мощные, идеальную комбинацию для пустынных гонок; у японцев в этом сегменте не было конкурентоспособных байков - это были либо 450-кубовые мото для мотокросса, либо на тяжелые дорожно-туристические эндуро. Когда регламент сменился, завод KTM оказался на грани ухода из «Дакара», пришлось срочно разрабатывать новый раллийный прототип. И что же? В 2011 году Марк Кома выиграл гонку и торжественно пересек линию финиша в Буэнос-Айресе на новеньком KTM 450 Rally. К уровню KTM японские заводы подтянулись только спустя 3-4 года.

    Установка мусса в колесо раллийного мотоцикла
    Установка мусса в колесо раллийного мотоцикла

    3. Непробиваемые покрышки


    У KTM контракт с гоночным подразделением Michelin, которое поставляет заводскому проекту покрышки и муссы на весь сезон чемпионата мира по ралли и на «Дакар». Пробой покрышки на жестком off-road происходит постоянно, так что только мусс может спасти положение.

    Что такое мусс и как он выглядит?
    Что такое мусс и как он выглядит?

    Гоночный мусс - это по сути пена, которая по амортизирующим свойствам близка к хорошо накаченной камере внутри покрышки внедорожного мотоцикла, но мусс не вытекает при пробое.

    Дозаправка на специальном пункте - бесплатно
    Дозаправка на специальном пункте - бесплатно

    4. Топливо и ограничения


    В отличие от многих видов мотоспорта, в ралли нет единого поставщика топлива. Но зато есть ограничение: заправляться можно только в местах, обозначенных организатором в роадбуке. Дистанция между пунктами заправки не менее 250 км, сама заправка в этих пунктах - бесплатна для всех участников гонки. За заправку в иных местах последует достаточно большой временной штраф. Конечно, если гонщик заблудился и серьезно отстанет от графика, можно заправиться где угодно и чем угодно - лишь бы добрался до бивуака.

    Но заводские команды используют высокооктановый бензин (не ниже 98), поскольку форсированные заводские двигатели имеют высокую степень сжатия. Получение топлива из иных источников, кроме как на проверенных заправках - большой риск.

    В Африке можно было заправляться где угодно - найти бы, где!..
    В Африке можно было заправляться где угодно - найти бы, где!..

    С этим связан интересный инцидент, в результате которого пилоты KTM получили абсолютное преимущество над Honda в 2017 году. Вся команда HRC получила пенализацию за слишком вольную трактовку регламента ралли: произвела заправку в зоне нейтрализации, но вне обозначенного пункта. Техничка привезла своим пилотам проверенный бензин, но забыла, что заправляться нужно только в указанном месте - и это решило исход гонки: Сэм Сандерленд из KTM Factory Racing выиграл ралли Дакар-2017, несмотря на значительное преимущество в скорости и стабильности Хуана Барреды и Пауло Гонсалвеша из Team HRC!..

    Что-то пошло не так? Это еще не конец!
    Что-то пошло не так? Это еще не конец!

    5. Если что-то идет не так


    Обычно, в арсенале гонщика есть весь необходимый инструмент для ремонта и обслуживания мотоцикла в полевых условиях. Конечно, если проблема с двигателем... Однако, у каждого есть набор запасных тормозных колодок, свечей зажигания, запасные рычаги тормоза и сцепления, запасной инжектор в сборе (его можно заменить в течение 15-20 минут без посторонней помощи), а также набор инструментов и материалов для ремонта электрики, топливного бака и шлангов.

    Одной из наиболее частых проблем в условиях кросс-кантри ралли является затопление мотоцикла при неудачном пересечении водных преград. Это может повредить оборудование для навигации и связи, но также иногда приводит к поломке двигателя. Гидроудар возможен только в случае, если мотоцикл "наглотается" - то есть заглохнет под водой, и она натечет внутрь агрегата через выпускную систему. Но и это не проблема, если не пытаться запустить «утопленника» со стартера. Если вода попадает внутрь двигателя, достаточно удалить ее сначала из выхлопной системы, затем, выкрутить свечи с покрутить стартером, чтобы через свечные каналы воду вытолкало из мотора. Но если вода успела попасть в КПП и сцепление, то головной боли у гонщика прибавится.

    KTM 450 Rally сделан так, чтобы его можно было разобрать и собрать в самых спартанских условиях
    KTM 450 Rally сделан так, чтобы его можно было разобрать и собрать в самых спартанских условиях

    Конструкция KTM 450 Rally позволяет производить серьезный ремонт в полевых условиях. Есть множество прецедентов, когда гонщики менялись между собой не только отдельными деталями мотоциклов, но целыми узлами, чтобы продолжить гонку. Обычно, в этом случае происходил обмен между напарниками одной заводской пары - «водонос» жертвовал лидеру группы колеса, элементы шасси и так далее, обрекая себя на технический сход (приходится вызывать эвакуатор). Но только однажды это решило исход гонки: на Дакаре-2010 Марк Кома был фактически дисквалифицирован за обмен поврежденной вилкой и передним колесом со своим «водоносом». - к тому моменту, организатор уже внес соответствующие поправки в регламент, чтобы обеспечить равноправие между большими заводскими командами и частниками. Лидера гонки и его напарника застукали, благодаря данным со спутниковой системы Iritrack.

    Когда валишься с ног от усталости, даже такая палатка - надежный дом на ночь
    Когда валишься с ног от усталости, даже такая палатка - надежный дом на ночь!

    6. Борьба с усталостью


    Ралли Дакар является очень крутым испытанием для человека. В 2019 году предстоит 10 дней гонки по пустыне со стартом ранним утром и финишем (если все идет по плану) не раньше 15:00-16:00 по местному времени, но затем - перегон на бивуак, который может располагаться в сотне километров от спец.участка. У гонщика есть в среднем 6 часов на сон, потому что после приезда на бивуак требуется пройти контроль, поработать с мотоциклом, изучить роадбук, возможно, встретиться с организаторами, если у них появятся вопросы и так далее. Спать - не позднее 22:00, если все идет по плану, чтобы проснуться на рассвете, скажем, в 4:00.

    Все свое вожу с собой! Участник гонки в категории Origina by Motul (Malle)
    Все свое вожу с собой! Участник гонки в категории Origina by Motul (Malle)

    Для гонщиков категории Original by Motul, которая раньше называлась проще - Malle, то есть «чемодан», - самые жесткие условия: они не могут пользоваться услугами механиков, да и вообще ничьей помощью. Так что каждый день после финиша и приезда на бивуак им предстоит самостоятельно работать со своим байком. В их распоряжении есть только ящик с инструментом. Все остальное - запасные покрышки, запчасти, еда, вода, сменная одежда и что-то, что поместилось в этот самый «чемодан», - они возят с собой с самого старта до самого финиша гонки. Рассчитать силы на всю гонку - это можно только с опытом...

    7. Как питаются участники «Дакара»


    Просто приехать на «Дакар» и пройти это испытание - для себя, чтобы хотя бы финишировать - можно. И то будет непросто! Но заводские пилоты едут ради победы и высоких достижений. Поэтому весь сезон они готовятся не только физически, но и психологически, а также тренируются правильно питаться и распределять силы. Тренировочный процесс планируется, чтобы гонщик подошел к январю в максимальной физической форме. Если пилот получает травму в декабре или заболеет, скорее всего, пропустит «Дакар» - не успеет восстановиться. А выходить на старт в «Дакаре» нужно со 100%, 90% будет уже недостаточно.

    Кейтеринг на бивуаке Дакара преимущественно заполнен механиками и другими членами команд, гонщики появляются там только на ужин
    Кейтеринг на бивуаке Дакара преимущественно заполнен механиками и другими членами команд, гонщики появляются там только на ужин

    Питание организовано таким образом, чтобы получить максимальный запас калорий при первом приеме пищи. В пути используется кэмелбэк с водой, в которую добавляются различные витаминизированные и минерализированные добавки. Остановки на перекус нежелательны, но возможны, например, на пунктах дозаправки или в зонах нейтрализации времени между спец.участками, когда таймер отключается. Питание на бивуаке организовано с учетом особенностей гонки. Далеко не все финишируют "вовремя", поэтому кейтеринг открыт до позднего вечера.

    Большие команды могут позволить себе не только собственный душ, но и массажиста!
    Большие команды могут позволить себе не только собственный душ, но и массажиста!

    8. Привести себя в порядок


    Многие часы езды на мотоцикле, тем более, если речь идет о гонке по пустыне - это напряжение, пот, песок, пыль, грязь, и все что угодно. Личная гигиена в ралли-марафоне - выбор каждого, поскольку падать от усталости и засыпать иногда приходится, «не вылезая из панциря». На бивуаке есть мобильные души, и добраться до них - счастье, если остается свободная минутка. Главная задача любого участника «Дакара» - это контроль за расходом воды. Обезвоживание является самой частой причиной сходов и госпитализации. В то же время, принять ванну или попить из непроверенного источника - риск подхватить инфекцию. Поэтому пользоваться водой, которая есть при себе, нужно с крайней бережливостью - она только для питья.

    Эвакуация мотоцикла на Дакаре
    Эвакуация мотоцикла на Дакаре

    9. Зачем гонщику фаер


    Экстренные ситуации случаются. Каждый год «Дакар» отнимает, как минимум, одну жизнь. Десятки спортсменов-профессионалов и любителей покидают гонку на медицинском вертолете. Другие, теряются в пустыне. В обязательный набор предметов каждого участника входит фальшфейер или фаер, пиротехническое средство, которое видно издалека. Случается, что выходит из строя все электронное оборудование мотоцикла, спутниковый телефон вдруг "не алле". Найти потерявшийся в пустые байк - искать иголку в стогу сена. Но найти надо! Фаер будет последним сигналом, который может подать гонщик-потеряшка, когда остальные способы испробованы и не принесли результата.

    Самый приятный душ - это душ из шампанского на подиуме!
    Самый приятный душ - это душ из шампанского на подиуме!

    10. Финишировать никогда не поздно


    Хотя существуют официальные рамки и лимиты на «нормальный финиш», офис организатора не спит «до последнего клиента». Финиш последнего участника может произойти далеко за полночь или уже под утро, но его будут ждать и искать. Есть хорошая мотивация добраться до финиша: если приедешь своим ходом, есть шанс продолжить гонку!

    Нравится эта новость? Лайкни!


    Хочешь знать больше? Подпишись!
    Нравится эта новость? Лайкни!



    Хочешь знать больше? Подпишись!
    Directlink:
    При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
    Все права защищены © 2003-2019 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
    Фото история
    МОТОГОНКИ.РУ


    1388653 за год
    127660 за месяц
    4945 за 24 часа

    Для рекламодателей
    Закажите обратный звонок - перезвоним сразу!
    Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

    Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

    Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891).

    Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

    Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2019

    Политика конфиденциальности
    О правах на распространение
    Welcome message