МОТОГОНКИ.РУ, 31 декабря 2022 - В 2022 году Dakar Rally, на протяжении более 40 лет бывшая совершенно независимым коммерческим мероприятиями, впервые стала неотъемлемой частью официального чемпионата мира по ралли-рейдам - FIM World Rally Raid Championship (W2R). По идее, это не должно было изменить суть ралли-марафона «Дакар», который теперь открывает W2R сезон. Но на деле, изменилось всё.
Главный тренд - глобализация
Если до 2022 года это была «гонка-приключение» для любителей, то теперь это большое спортивное состязание с очень жесткими правилами, где любителям оставляют роль массовки. Всё внимание приковано к прорайдерам, представляющим заводские команды. Им допускать ошибки теперь просто противопоказано, потому что выбыть из борьбы за главный приз и место на подиуме проще простого: Регламент FIM не допускает отклонения от официальной линии, тогда как в прежние времена многие вопросы решались за кулисами, напрямую с организатором - A.S.O. И надо сказать, что за последние 15 лет очень много решений французская компания приняла в пользу участников, чтобы сохранить хорошие отношения. Но теперь это чистый спорт, беспощадный, слишком требовательный и дорогостоящий.
Лагерь Dakar - Original by Motul перед стартом пролога
Любителям теперь предлагается главное развлечение - класс Original by Motul, где всю гонку предлагается проехать вообще без техподдержки, собственными силами. Смысл этого зачета очень прост: у каждого участника есть мотоцикл и ящик с инструментами и прочим скарбом; этот ящик путешествует с бивуака на бивуак с одной большой техничкой, и доступ к нему у участника есть только на бивуаке. Проехать каждый этап от старта до финиша - главная цель этого зачета.
Анастасия Нифонтова успешно финишировала на Дакаре-2019 в зачете original by Motul
Россиянке Анастасии Нифонтовой в 2019 году удалось пройти это испытание. Но за действительно хорошие позиции в ТОПе класса BIKE участникам любительского зачета без поддержки команд бороться невозможно. Количество команд, оказывающих гоночный сервис (по-просту, сдающих в аренду мотоциклы с тех.поддержкой) значительно сократилось после 2019 года, особенно, в остальной части чемпионата W2R.
Ужесточение правил было нужно заводам для повышения ценности их достижений
Но не все постоянные участники «Дакара», даже из заводских кругов, согласились с этой идеей. Сразу после завершения гонки 2022 года заводской проект Yamaha на «Дакаре» и в чемпионате мира по ралли-рейдам заявил о своем закрытии. Участие в W2R оказалось слишком дорогим, ведь речь в таких соревнованиях может идти только о борьбе за титул, а Yamaha не удалось достичь превосходства над KTM и Honda (что особенно обидно) за 20 лет! Слишком много было именно технических проблем, из-за которых гонщики, боровшиеся за место на подиуме и победу, лишались своего шанса в последний момент.
Противостояние Honda и дома KTM продолжается
Противостояние дома KTM с Honda - в центре внимания
После того, как заводская команда Honda - Team HRC вернула себе титул, выиграв Дакар-2020 и подтвердив свой статус в 2021 году, главный фаворит гонки последних двух десятилетий - KTM Factory Racing сменила стратегию. Если раньше команды KTM формировались по принципу альфа-команды и команд поддержки, то в 2021 австрийский гоночный департамент решил разделить заводской проект на несколько - по брендам, которые теперь входят в Группу KTM. Так, появились заводские команды Husqvarna и GASGAS. Точно так же Группа поступила в чемпионате мира по мотокроссу MXGP, а затем и в MotoGP: создав две топовые команды со 100% заводским участием, по сути, эксплуатирующие одни и те же мотоциклы (KTM, но в разных цветах и под новым именем), завод посадил на них своих лучших пилотов, таким образом уравняв их статус на уровне factory rider. Техническое обеспечение - единое, поставки - единые, даже производственная база, и так единая.
Боссы Pierer Mobility AG не скрывают своих целей: мотоспорт - это их главный маркетинговый инструмент
Официальная политика Pierer Mobility AG, которой принадлежат все бренды, входящие в группу KTM - однозначна: не важно, как выглядит и называется мотоцикл, который выиграет «Дакар» - будет это KTM, Husqvarna или GASGAS, как в 2022 году, - это всё тот же продукт, который продается за те же самые деньги. Во славу Группы, конечно же. Всё просто! Мотоспорт - главный маркетинговый и рекламный инструмент KTM с тех пор, как основана компания. И с этим трудно спорить. Цель свою Штефан Пире озвучил еще в 2012 году - победить Honda на всех фронтах. И ему это, в целом, неплохо удается.
Team HRC на Дакар-2023
Team HRC менялась последние несколько лет, поскольку ее покинули несколько ветеранов. В то же время, Honda Racing активно рекрутировала сильнейших конкурентов. В 2022 к команде присоединился чемпион мира по ралли, ранее выступавший за Husqvarna Пабло Кинтанилья. А в 2023, после закрытия Yamaha Rally Team, в Honda пришел Адриен Ван Беверен. И Кинтанилья, и Ван Беверен были среди претендентов на победу в «Дакарах» последних 10 лет. Так что это хорошее усиление для победителя Дакара-2020 Рики Брабека и его молодого напарника Хосе Игнасио Корнехо.
Заводская команда Honda на ралли Дакар 2023
Альфа-гонщик Honda с момента перезапуска заводского коллектива на «Дакаре» - Жоан Барреда в гонке 2022 года проявил невероятные способности. Получив серьезную травму спины и плеча, он мужественно боролся (иногда из последних сил), чтобы доехать до финиша - и сделал это, став в итоге 5-м в генеральном зачете BIKE. Барреда выиграл 2 спец.участка до того, как попал в большую аварию. После завершения Дакара-2022 испанец заявил о выходе из Team HRC: ему потребовалась длительная реабилитация, так что он не смог продолжить сезон W2R с Honda, и его место занял Ван Беверен. Но к октябрю Жоан воскрес! В ноябре появились первые слухи о том, что он хотел бы вернуться в гонку. Но у не было ни средств, ни мотоцикла для этого.
Жоан Барреда Борт возвращается на Дакар-2023 при поддержке Honda
И вот, в конце декабря Honda Racing анонсировала внезапное возвращение Жоана Барреды Борта на «Дакар»! Правда, в статусе частного гонщика (в зачете "хобби"). Но Жоан получит от Team HRC такой же Honda CRF450 Rally, как у заводской четверки, а главным спонсором проекта останется Monster Energy. То есть, Барреда вернется на старт во всеоружии, но как бы не официально. На самом деле, для него это даже лучше: в прошлые годы он был всегда быстр, но постоянно находился под сильным давлением, которое приводило гонщика к ошибкам. Теперь давления не будет, и у Барреды будет отличный шанс - проехать «Дакар» так, как он сам хочет. И кто знает, возможно, именно такая особенность позволит ему реализовать свой потенциал на 100%!
Неравная схватка
Honda предстоит неравная схватка сразу с тремя командами группировки KTM, в каждую из которых входят сильнейшие раллийные гонщики планеты. Но формирование составов заводских команд демонстрирует, какой же бренд для Маттигхофена является №1 в этой кампании! Смотрите внимательно.
GASGAS Factory Racing образца 2023 года: Сэм Сандерленд (№1) и Даниэль Сандерс (№18)
Прошлогодний победитель, ставший двукратным чемпионом «Дакара» Сэм Сандерленд - единственный на старте, кому удалось выиграть два ралли-марафона на мотоциклах разных марок: в 2017 он победил на KTM, в 2022 - на GASGAS. Его партнером по GASGAS Factory Racing снова будет Даниэль Сандерс. Для австралийца это 3-й «Дакар» в карьере, но с первой же попытки в 2021 он стал "Лучшим новобранцем", успешно финишировав 4-м. В 2022 он сразу же включился в борьбу за титул и выиграл два этапа, прежде чем выбыл с травмой на СУ7.
Red Bull KTM Factory Racing на Дакаре-2023
Заводскую команду Red Bull KTM Factory Racing в 2023 году представляют Маттиас Валькнер, Тони Прайс и Кевин Беньявидес. Это самый титулованный и опытный состав на Дакаре-2023: все три гонщика выигрывали ралли-марафоны! Кстати, Кевин Беньявидес победил в 2021 году с Honda, а затем был рекрутирован KTM. Для австрийской группировки это был очень грамотный шаг, потому что за заводскую Husqvarna выступает родной брат Кевина, Лусиано Баньявидес.
Лусиано Беньявидес, Husqvarna Racing team
Husqvarna Factory Racing представляют Скайлер Хаус и Лусиано Беньявидес. Американец ворвался в «Дакар» в 2019 году и сразу же стал бороться за место в ТОП-10. В 2021 достиг самой высокой позиции - в ТОП-5 по итогам гонки, но улучшить результат в 2022 не сумел - выбыл на СУ5 с травмой. Лусиано лучший результат показал в 2020 году, став 6-м на финише. После того, как Team HRC переманила к себе Пабло Кинтанилью, команда Husqvarna, конечно, немного утратила свой шарм. Но присутствие будет неслабым.