МОТОГОНКИ.РУ, 2 января 2018 - Он собрал группу увлеченных и 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже стартовала первая внедорожная многодневка, изменившая авто- и мотоспорт до неузнаваемости. Тот «Дакар» называется Дакаром 1979 года, но отсчет начинается все же с 78-го.
![Постер самого первого ралли Дакар 1979 года Постер самого первого ралли Дакар 1979 года](http://motogonki.ru/images/news/add201712291719152.jpg)
Постер самого первого ралли Дакар 1979 года
Что изменилось за 40 лет?
Участники
В самом первом «Дакаре» приняли участие 182 экипажа: 90 мотоциклистов, 80 джипов и 12 грузовиков. До финиша добрались 74 стартовавших. С тех пор преобладание в стартовом списке именно мотоциклистов - визитная карточка ралли-марафона. В 1979 году не было деления на категории и классы техники, поэтому был только один подиум и один победитель, и им стал француз Сирил Невё на Yamaha XT500, а призовые места взяли Жиль Комт и Филипп Вассар - все трое на мотоциклах.
![В Дакаре официально принимают участие 6 заводских команд в зачете BIKE В Дакаре официально принимают участие 6 заводских команд в зачете BIKE](http://motogonki.ru/images/news/20171229153005.jpg)
В Дакаре официально принимают участие 6 заводских команд в зачете BIKE
В 2017 году на старт вышли 143 мотоциклистов, 79 экипажей джипов, 50 экипажей грузовых автомобилей, а также 37 квадроциклистов и 8 экипажей UTV - всего 317 участников. Теперь каждый вид транспорта идет в своем зачете: BIKE, QUAD, UTV (SxS с 2018 года), CARS и TRUCS. Автомобили делятся на три подкатегории - T1, T2 и Open. В категории грузовых автомобилей неофициально участвуют (и получают стартовые номера) даже технички команд (класс T5).
![Массовый старт мотоциклов и квадроциклов: Фьямбала, 2011 Массовый старт мотоциклов и квадроциклов: Фьямбала, 2011](http://motogonki.ru/images/news/add201712291527512.jpg)
Массовый старт мотоциклов и квадроциклов: Фьямбала, 2011
Рекорд по количеству участников «Дакар» установил в 2005 году - 688 экипажей на старте, преимущественно, байкеров и джипов.
Маршрут
С 1978 по 2008 год гонка проводилась по Африке. В первом ралли маршрут был проложен по традиционно "французским" странам (бывшим колониям, где французский является государственным языком) - Алжиру, Нигеру, Мали, Верхней Вольте и Сенегалу. Затем, география гонки расширилась, в том числе, и по Европе: кроме Франции, маршрут стали прокладывать по Португалии и Испании; в список стран-участниц на африканском континенте вошли Марокко, Нигер, Египет, ЮАР, Ливия, Тунис, Мавритания и другие. Каждый год, несмотря на сохранение приверженности идее покорения пустыни, Тьерри Сабин придумывал все новые и новые маршруты, а длина маршрута варьировалась от 8000 до 15000 км, гонки продолжались от 10 до 20 дней.
![Торжественный старт первого американского Дакара в центре Буэнос-Айреса Торжественный старт первого американского Дакара в центре Буэнос-Айреса](http://motogonki.ru/images/news/add201712291734442.jpg)
Торжественный старт первого американского Дакара в центре Буэнос-Айреса
С 2009 года гонка проводится в Южной Америке. Основной «базой» является Аргентина, где ралли стартовали и/или финишировали все эти 10 лет. В первые годы маршрут прокладывали по Чили, но в 2015 чилийская сторона была вынуждена отказаться от обеспечения гонки из-за технических, административных и финансовых сложностей. В 2017 году гонка взяла старт в Парагвае - для разнообразия. Теперь задействованы ресурсы Перу и Боливии, эти страны делят между собой бремя обеспечения каравана наравне с Аргентиной: на каждую страну приходится по трети маршрута. В 2018 году его продолжительность составит почти 9000 км: пути мотоциклистов, джиперов и грузовых авто будут расходиться несколько раз, поэтому суммарно байкеры преодолеют 8276 км, автомобили - 8793, а грузовики - 8710 км. 9000 км - новый «стандарт» длины маршрута ралли-марафона.
![Туарег помогает мотоциклисту выбраться из песчаной ловушки (Дакар-1982) Туарег помогает мотоциклисту выбраться из песчаной ловушки (Дакар-1982)](http://motogonki.ru/images/news/add201712291526422.jpg)
Туарег помогает мотоциклисту выбраться из песчаной ловушки (Дакар-1982)
Условия гонки
Африканская глава «Дакара» - это история чисто пустынных гонок. Исключением стала редакция 1992 года из Парижа в Кейптаун (ЮАР), где часть маршрута проходила по нагорью Намибии с высотами до 2000 м, и где участникам пришлось переправляться через полноводные реки.
![Гонки на высокогорных плато Боливии и Аргентины вошли в норму на Дакаре Гонки на высокогорных плато Боливии и Аргентины вошли в норму на Дакаре](http://motogonki.ru/images/news/add201712291601372.jpg)
Гонки на высокогорных плато Боливии и Аргентины вошли в норму на Дакаре
Южная Америка - это невероятный микс из классических раллийных трасс, пустынных и дюнных районов, а также высоких Андских Кордильер. С 2009 года перед участниками ралли стоит сложнейшая задача: им нужно быть готовым подниматься на 3000 м и спускаться до уровня океана. Высшей точкой маршрута последних лет стала отметка в 5000 м на пути по боливийскому Альтиплано (самому высокому плато после Тибета) в гонке 2017 года. Большая часть маршрутов по Боливии проходит на высоте более 2000 м над уровнем моря в течение нескольких дней.
![В 80-х, если у вас сломалось колесо, рассчитывать можно было только на обмен с напарником... или сход В 80-х, если у вас сломалось колесо, рассчитывать можно было только на обмен с напарником... или сход](http://motogonki.ru/images/news/add201712301448332.jpg)
В 80-х, если у вас сломалось колесо, рассчитывать можно было только на обмен с напарником... или сход
Обеспечение
Самый первый старт 26 декабря 1978 года был серьезной авантюрой: символическая поддержка властей и минимальная техническая поддержка участников стали настоящим испытанием для спортсменов. Гонщики лично обслуживали свои мотоциклы, они должны были перевозить из бивуака на бивуак запас провизии, а транспортировку большей части грузов осуществляли гужевым транспортом и грузовиками. Заправку на маршруте осуществляли в обозначенных точках, куда приходили подводы с топливом. Так что, пропустив КП, можно было навсегда потеряться в песках. Медицинской помощи ждать не приходилось: гонку обслуживали всего две (!) кареты скорой и один вертолет, который занимался, преимущественно, поиском заблудившихся в песках.
![Вертолет с телекамерой на борту следует за гонщиком Вертолет с телекамерой на борту следует за гонщиком](http://motogonki.ru/images/news/add201712291540332.jpg)
Вертолет с телекамерой на борту следует за гонщиком
Сейчас обеспечение гонки идет на государственном уровне, с участием местных властей. A.S.O. организует бивуак и логистику между лагерями по ходу следования. Бивуак представляет из себя огромный палаточный городок, где есть даже своя мобильная клиника. На каждом бивуаке разбиты пресс-центр и большая столовая с кейтерингом, где участникам ралли предлагаются самые разнообразные блюда и, как минимум, двухразовое питание. Каждая команда разбивает собственный лагерь и перевозит с бивуака на бивуак 10 тонн оборудования, включая личные вещи гонщиков.
![Армада организаторских джипов и техничек готовится к погрузке на паром в Южную Америку Армада организаторских джипов и техничек готовится к погрузке на паром в Южную Америку](http://motogonki.ru/images/news/add201712291554162.jpg)
Армада организаторских джипов и техничек готовится к погрузке на паром в Южную Америку
Гонку обслуживают 137 специально подготовленных транспортных средств, в том числе: 1 оборудованный медицинский самолет, 6 самолетов для транспортировки журналистов, съемочных групп и персонала A.S.O., 10 вертолетов (в том числе 7 медицинских и 3 для контроля за гонкой), 10 оборудованных карет скорой помощи, 10 автобусов для перевозки персонала и гостей, 60 джипов сопровождения и мобильных техничек, 50 грузовиков, а также парк квадроциклов. За день до старта, на маршрут выходят скауты - группа разведки маршрута, которая проверяет проходимость проложенного ранее курса или меняет его в противном случае.
![Навигация - главный вызов в пустыне и горах на нынешнем Дакаре Навигация - главный вызов в пустыне и горах на нынешнем Дакаре](http://motogonki.ru/images/news/add201712291532002.jpg)
Навигация - главный вызов в пустыне и горах на нынешнем Дакаре
Навигация
До 1992 года на «Дакаре» вся навигация осуществлялась по картам и рукописным роад-букам. В 1992 впервые была применена GPS-технология, благодаря которой был пройден 20-дневный маршрут по западному побережью Африки до Кейптауна (ЮАР).
![Механический роадбук на мотоцикле участника ралли Дакар Механический роадбук на мотоцикле участника ралли Дакар](http://motogonki.ru/images/news/add201712291544262.jpg)
Механический роадбук на мотоцикле участника ралли Дакар
Сейчас использование GPS-навигаторов ERTF Unik II, а также систем спутникового слежения IriTrack является обязательным для каждого участника гонки. Чтобы прохождение маршрута не стало легкой прогулкой от точки к точке, возможности навигации Unik ограничены: навигатор лишь показывает направление к следующей контрольной точке на маршруте, скрывая актуальные координаты на местности от пилота; навигатор же записывает трек маршрута для учета прохождения всех контрольных пунктов, данные телеметрии затем изучаются дирекцией.
![Эти IriTrack будут установлены на мотоциклы участников после прохождения регистрации и технических проверок за день до гонки Эти IriTrack будут установлены на мотоциклы участников после прохождения регистрации и технических проверок за день до гонки](http://motogonki.ru/images/news/add201712291542372.jpg)
Эти IriTrack будут установлены на мотоциклы участников после прохождения регистрации и технических проверок за день до гонки
Пропуск контрольных пунктов (КП) влечет за собой наложение штрафа (дополнительных минут). IriTrack - «маячок безопасности», который всегда на связи со штабом гонки; с его помощью можно подать сигнал бедствия. Для навигации на маршруте участники гонки используют «легенду», прописанную в roadbook: листинг на каждый день гонки выдается на брифинге перед стартом или вечером предыдущего дня. «Легенда» может меняться в зависимости от сообщений от скаутов на маршруте, изменений в погодных условиях и т.д. Перепрошивка Unik II также необходима в этих случаях.
Безопасность
С 1978 по 2007 год гонкам в пустыне никто не угрожал. Вопросы безопасности касались, в основном, личной безопасности каждого гонщика в схватке с пустыней. Однако, гонка 2008 года была сорвана из-за террористической угрозы и фактического отсутствия контроля властей над обширными территориями, по которым проходило масштабное спортивное событие, после чего A.S.O. была вынуждена сменить континент.
![22 тысячи полицейских и гвардейцев будут обеспечивать безопасность Дакара в 2018 году 22 тысячи полицейских и гвардейцев будут обеспечивать безопасность Дакара в 2018 году](http://motogonki.ru/images/news/add201712291533482.jpg)
22 тысячи полицейских и гвардейцев будут обеспечивать безопасность Дакара в 2018 году
С 2009 года ралли-марафон «Дакар», как уже было сказано, проходит по странам Южной Америки, гарантирующим мощную поддержку и обеспечение. Аргентина продемонстрировала самую горячую поддержку «Дакару». Участники ралли получают особый статус при прохождении государственной границы. Безопасность гонщиков и бивуаков в 2018 году обеспечат 22000 полицейских и национальных гвардейцев по всему маршруту.
Освещение
Гонку 1978-79 года освещали в прессе всего 13 изданий, а единственная телекомпания, приславшая съемочную группу - это голландская RTL, которая делала каждый день полуторачасовой репортаж из Африки. Теперь передачи из архива RTL - сама история «Дакара».
![Передвижная телестудия A.S.O., где монтаж отчетов с ралли Дакар идет 24 часа в сутки без остановок Передвижная телестудия A.S.O., где монтаж отчетов с ралли Дакар идет 24 часа в сутки без остановок](http://motogonki.ru/images/news/add201712291538142.jpg)
Передвижная телестудия A.S.O., где монтаж отчетов с ралли Дакар идет 24 часа в сутки без остановок
В 2018 году гонку будут освещать 70 телеканалов, включая российский Матч TV, на гонку аккредитованы 1460 журналистов из 32 стран. A.S.O. рассчитывает на 1200 часов эфира в новом году. «Дакар» имеет вторую по размеру телеаудиторию после Формулы-1. По оценке властей Аргентины, Перу, Боливии и Парагвая, в 2017 году посмотреть и поприветствовать участников гонки пришли более 4 млн человек, многие из них затем следовали за марафоном по всему маршруту. Для сравнения, за весь сезон 2017 года, на 18 этапов на гонки MotoGP пришли посмотреть 2.7 млн человек.
![Освещать Дакар-2018 будут 70 телеканалов со всего мира Освещать Дакар-2018 будут 70 телеканалов со всего мира](http://motogonki.ru/images/news/add201712291538552.jpg)
Освещать Дакар-2018 будут 70 телеканалов со всего мира
Юбилейный, 40-й ралли-марафон Дакар стартует 6 января 2018 года в Перу.