МОТОГОНКИ.РУ, 28 ноября 2025 - История Ducati как компании началась в Болонье 4 июля 1926 года, и к мотоциклам не имела никакого отношения. Но с первых же дней основатели компании - братья Адриано, Бруно и Марчелло Кавальери Дукати выбрали высокие технологии своим кредо.
Немотоциклетная история Ducati
Братья Дукати начали бизнес с производства радиоприемников и компонентов к ним. Вот таких, например:

Это - Ducati: Первая продукция компании - радиолы и электрофоны
«Società Scientifica Radiobrevetti Ducati» произвела на свет множество действительно крутых по тем временам радиол и электрофонов - стационарных радиоприемников и проигрывателей для грампластинок в корпусах из дорогих пород дерева, с инкрустацией из перламутра - то, что мы сегодня называем Премиум-классом. Успех компании был существенным, и в 1935 году компания переехала в только что построенное здание новой фабрики в Борго-Панигале, точно там, где головное предприятие Ducati располагается и по сей день.

Закладка первого камня Ducati в Борго-Панигале (1935)
Как и многие итальянские компании, производившие продукцию двойного назначения, в том числе, радиостанции для армии, военной техники и авиации, Ducati здорово пострадала от американских бомбежек Болоньи, когда союзные войска сравнивали с землей целые города, пытаясь нанести Италии, являвшейся союзником нацистов, максимальный урон. От здания фабрики Ducati осталась только одна стена. В те же дни американцы разбомбили и завод Piaggio в Генуе. Piaggio в те времена выпускал авиационные двигатели и строил самолеты, а не скутеры и мотоциклы.
Новая надежда
Поэтому, всем итальянским компаниям в 1945-1946 годах пришлось полностью перестраивать свой бизнес.

Ducati Cucciolo (1950)
Первым шагом на пути построения Ducati, какой мы ее знаем, стало создание в 1945 году двигателя «Cucciolo» объемом 48 куб.см., которым можно было укомплектовать велосипед или тележку. Параллельно с этим, инженеры создали и 125-кубовый мотор той же конфигурации, который разгонял прототипы до 80 км/ч. Но только в 1949 году отстроенная заново фабрика представила свой первый полноценный мотоцикл - Ducati 60, построенный на базе усовершенствованного 4-тактного Cucciolo объемом 60 куб.см.

Ducati 60
В 1953 году компанию решили разделить на два независимых направления - мотоциклетное (Ducati Meccanica SpA) и радио-инженерное (Ducati Elettronica). Начиная с того момента и появился бренд Ducati, ставший затем известным на всю Европу и мир. Правительство Италии помогло компании перестроить предприятие в Борго-Панигале, расширить его. А место генерального директора занял Джузеппе Монтано, с именем которого связывают взлет компании.

Ducati Gran Sport
С 1953 по конец 1960-х было сконструировано множество интересных мотоциклов, среди которых оказались рекордсмены тех времен, такие как Ducati 100 Siluro с 98-кубовым моторчиком мощностью 14 л.с. Или Ducati Marianna 125 Gran Sport, первым в своем классе преодолевшим отметку в 170 км/ч. Основным сектором, в котором трудились мотористы Ducati, был сектор малокубатурных двигателей объемом от 98 до 124.6 куб.см. Тогда же был применен и ставший традиционным для компании десмодромный привод клапанного механизма 4-тактного двигателя.
«Итальянская изобретательность»
Хотя к итальянским изобретениям десмодромный привод клапанного механизма никак не относится, поскольку в 1910 году его придумал и запатентовал немецкий инженер Франц-Герман Демпперт, именно с успехами Ducati в мотоиндустрии эта технология связана последние 70 лет очень и очень плотно.

Принцип десмодромного привода клапанного механизма Ducati
В традиционном клапанном приводе коромысло толкает клапан вниз, чтобы открылся впусной/выпускной канал, затем, коромысло возвращается в исходное состояние, а клапан возвращается под действием возвратной пружины - два независимых действия.
Десмодромный привод (Desmodromic) имеет прямое соединение коромысла с клапаном, так что клапан толкается вверх и вниз принудительно. В механизме нет лишнего элемента - возвратной пружины, что позволяет раскручивать вал до невероятно высоких оборотов без риска «зависания» клапанов в открытом состоянии.
«Зависание клапанов» - эффект, возникающий при высокой частоте вращения распредвала, при котором пружина, имеющая собственную инерцию, просто не успевает разжиматься, и клапан остается в открытом состоянии, что нарушает процессы впуска-выпуска.
Легендарные дорожные мотоциклы Ducati из 70-х
Разработки Ducati в области моторостроения с десмодромным приводом получили всемирное признание в начале 70-х, когда базовой платформой в производстве мотоциклов стал двигатель типа L-Twin (90-градусный 2-цилиндровый).
Этот форм-фактор вкупе с десмодромом имел ряд преимуществ над одно- и многоцилиндровыми рядными двигателями, разработанными к тому моменту японскими производителями, поскольку выдавал гораздо больше крутящего момента, залезая за рамки доступных "японцам" оборотов коленчатого и распределительного валов.

Ducati 750 Imola
Переход на производство 2-цилиндровых моторов позволил Ducati создать серию мотоциклов с большим рабочим объемом от 450 до 750 куб.см., которые разгонялись до 200 км/ч
Также, Ducati провела "боевые" испытания своих первых прототипных мотоциклов для Мото Гран-При: GP500 Bicilindrica дебютировал в 1971 году на гонке в Монце, а 750 Imola Desmo в 1972, соответственно, в Имоле. Оба достигли скоростей свыше 250 км/ч.

Дебютная гонка Ducati против легендарного Джакомо Агостини на MV Agusta в МотоГП
Правда, дебют в Монце закончился аварией из-за того, что новый мотор заклинило в решающий момент, когда пилот Ducati Бруно Спаджиани боролся за победу с Джакомо Агостини на MV Agusta - оба вылетели с трека в результате инцидента, а победу забрал Альберто Пагани.
Именно в честь этого дебюта в Мото Гран-При пилоты Ducati Lenovo Team на тестах MotoGP в Валенсии и выходили на трек в "юбилейных" ливреях Desmosedici GP25: серая - в честь Монцы, желтая - в честь Имолы
Ducati в Мото Гран-При не появлялись долгое время, прославив свое имя в мире Супербайка по обе стороны Атлантического океана.
Классическая комбинация из шасси с легкой стальной рамой типа "птичья клетка" и двигателем V-Twin объемом от 850 до 900 куб.см. стали визитной карточкой Ducati.
Ducati 996
Такие спортбайки как Ducati 916, дизайн которого создал Массимо Тамбурини, стали иконами итальянского стиля и вожделенным приобретением коллекционеров. Супербайк Ducati 916 имел мощность 114 л.с. и разгонялся до 300 км/ч при весе всего 195 кг.
Яркие цветовые схемы - желтые, красно-белые, чисто красные также добавили узнаваемости и привлекательности мотоциклам в итальянском стиле.
Затем появился и Ducati 996, имевший еще больший успех, благодаря системе впрыска топлива и электронному блоку управления двигателем. Но также и участию в совершенно неожиданном проекте, сделавшим этот мотоцикл, впрочем, уже снятый с производства, настоящей легендой.

Матрица: Перезагрузка - Тринити на борту Ducati 996 в знаменитой сцене ухода от погони
Ducati 996 стал одним из главных героев культового фильма «Матрица», где Тринити выполняет на нем массу разных трюков, уходя от погони на загруженной автостраде.
В 2021 году чемпиону MotoGP Кейси Стоунеру предложили разобрать по полочкам некоторые киношные трюки на мотоциклах, и сцены погони на Ducati 996 он оценил, скажем так, с профессиональной точки зрения. Его мнение очень интересно в этом аспекте!
Подробнее: Кейси Стоунер оценил реалистичность киношных трюков на мотоциклах

Музей Ducati в Борго-Панигале
Уличная серия Ducati Monster, построенная на базе облегченных гоночных двигателей обеъемом 904 куб.см., появилась в 1996 году. Monster 900 также является иконой итальянского мотоциклетного стиля.
История Ducati в MotoGP
В 2001 году Ducati приняла решение вступить в новый 4-тактный класс MotoGP. Для этого под руководством нового гендиректора Ducati Corse Филиппо Прециози и при непосредственном участии гуру мотористики Формулы-1 Алана Дженкинса был создан уникальный прототипа D16RR (Desmosedici) - V4 объемом 989 куб.см. с десмодромным приводом клапанного механизма.

Презентация Ducati Desmosedici
Прототип со снаряженной массой 180 кг разгонялся до 300 км/ч и выдавал 200 л.с. мощности при 13800 об./мин. Дебют прототипа состоялся в 2003 году. Desmosedici GP03 был усовершенствован (или, если говорить прямо - построен заново с нуля) и на этот раз оказался на 10% мощнее и стабильнее: Прециози удалось раскрутить двигатель до 16000 об./мин., снимая с колеса более 220 л.с. Первые подиумы и победу новый прототип принес уже в дебютный сезон MotoGP 2003 года.
Подробнее: Полная история Ducati в MotoGP - 20 лет успеха
Прототип прогрессировал до завершения эры 990-кубовых прототипов, до конца 2006 года. Тот сезон завершился удивительной победой легенды Ducati Троя Бейлисса в Валенсии, а Лорис Капиросси финишировал вместе с ним на подиуме. Так вышло, что Бейлисс, только что ставший 3-кратным чемпионом World Superbike, получил приглашение на финал MotoGP, чтобы подменить травмированного заводского пилота Сета Жибернау. Еще за день до гонки Бейлисс даже не предполагал, что будет участвовать в Гран-При Валенсии... и он совершил чудо, которое вошло в историю мирового мотоспорта - с Ducati!

Уникальный дизайн Ducati Desmosedici GP07: монокок и двигатель как несущий элемент шасси
В 2007 году компания создала самый успешный дебютный прототип MotoGP с двигателем объемом 800 куб.см. Кейси Стоунер выиграл чемпионат 2007 года, буквально порвав надежды Yamaha и Honda на доминирование.
Особенностью дизайна прототипа Ducati D16 была необычная для мотоцикла компоновка шасси: двигатель являлся непоредственным силовым элементом, к которому сзади крепились подрамник и маятник, а спереде, через карбоновый монокок - рулевая колонка, траверсы и вилка.

Ducati 1098
В этом же году, в области разработки уличных и шоссейных мотоциклов, компания Ducati перешла на новую платформу «1098» - объемный V-Twin мощностью 198 л.с., ставший базовым для целой серии флагманских мотоциклов.
Платформа «1098» была расширена до «1198» к 2012 году, и на базе этого двигателя был выпущен обновленный мотоцикл класса Adventure - Ducati Multistrada 1200, объявленный всеми мотоциклетными изданиями мира «Самым продвинутым турэндуро в истории»: 160-сильный мотор контролировался полным набором управляющей электроники, в комплектации шасси были полуавтоматически подвески Ohlins и топовая версия тормозов Brembo.
Ducati вступает в Группу VAG
В 2011 году холдинг Ducati испытывал нехватку финансовых инструментов для развития, поэтому стал искать инвесторов. Полуторагодовой поиск привел компанию к сделке с VAG (Volkswagen Audi Group), которая завершилась приобретением 100% холдинга Ducati Группой за 860 млн. евро. Официальным покупателем была объявлена компания Audi, которой Ducati принадлежит и по сей день.

Ducati стала частью VAG (Volkswagen Audi Group) в 2012 году
Эта сделка помогла Ducati реализовать все свои мечты, как в области финансирования новых разработок, так и в мотоспорте: технологии, которые Ducati Corse получила от Audi Motorsport, включая разработки из Формулы-1 и кузовных гонок, позволили совершить прорыв в MotoGP. Начиная с 2016 года, заводской проект Ducati в MotoGP стабильно рост и приближался к лидерам чемпионата, Honda и Yamaha. Уже в 2018 году пилоты Ducati навязывали борьбу флагману Honda Racing Марку Маркесу. Андреа Довициозо завершил два чемпионата подряд в статусе вице-чемпиона.
Ducati доминирует в мотоспорте
После радикальной смены кадровой концепции в 2020 году, Ducati удалось сколотить самую сильную группировку пилотов и команд в MotoGP, которая привела их к доминированию. Хотя в 2021 году к битве за MotoGP уже всё было готов, взять титул не удалось - он достался Фабио Куартараро из Yamaha. Но в 2022, 2023, 2024 и 2025 годах пилоты Ducati правили безгранично.
К такому результату привела очень грамотная и дальновидная политика гендиректора Ducati Corse Луиджи Даль′Иньи, в которой он сочетал кадровую политику и метод неприкрытой внутренней конкуренции среди своих пилотов с демонстрацией технологического превосходства конкурентам. В итоге, конкуренты были вынужден плясать под дудку Даль′Иньи и догонять его, вместо того, чтобы блокировать хитрые обходные маневры, которые применял Старый Лис.
В 2017 году было принято решение создать принципиально новый флагманский спортбайк на базе разработок прототипа MotoGP Desmosedici.

Новая платформа Ducati V4 Stradale представлена в 2017 году
Плодом трудов Ducati Corse стала принципиально новая платформа Ducati Panigale V4 с объемом двигателя 1103 куб.см., базирующаяся на двигателе Ducati Desmosedici GP16. А затем и модифицированный под требования FIM супербайк Panigale V4R (объем двигателя 999.8 куб.см.) На плафторму V4 затем были переведены все известные 2-цилиндровые мотоциклы Ducati с объемом двигателя более 1000 куб.см.
В 2024 году было объявлено о сворачивании программы производства всех 2-цилиндровых моторов объемом более 900 куб.см., их место заняла новая платформа V2 объемом 890 куб.см. На Миланском Мотосалоне EICMA 2025 представили всю линейку новых мотоциклов с этим силовым агрегатом.
Также, что стало сюрпризом для многих, Ducati объявила об отказе от десмодромного привода на больших двигателях, перейдя с 2024 года к использованию традиционного, с возвратными пружинами. Это связывают с тем, что компания целенаправленно снизила пиковые мощности V2 ради повышения надеждности своих силовых агрегатов, и запредельные обороты больше не нужны. Производство классического привода чуть проще, а его обслуживание - дешевле.
Совершенно новая страница - Ducati Off-road
В 2024 году компания Ducati впервые в своей истории сделала решительный шаг с асфальта - на кроссовые трассы. Да, у Ducati в далеком прошлом были мотоциклы двойного назначения, скремблеры и похожие на эндуро и кросс, но специального мотоцикла для мотокросса - чисто спортивной разработки не было никогда.

Презентация Ducati Desmo450 MX
Такой разработкой стала собственная платформа Ducati Desmo450 MX с 1-цилиндровым 450-кубовым двигателем, оснащенным десмодромным приводом клапанного механизма. Мотоцикл дебютировал в чемпионате Италии MX1 Prestige, а затем вышел на старт чемпионата мира по мотокроссу MXGP в ряде "демонстрационных" этапов. С 2026 года заводская команда Ducati Factory Racing будет участвовать в MXGP на постоянной основе, а также войдет в AMA Supercross, Pro Motocross и SuperMotocross (SMX) в качестве производителя и с собственной заводской командой.
Подробнее: Новинки Ducati на Миланском Мотосалоне EICMA-2025
Также, Ducati объявила о планах расширения линейки Desmo450 версиями эндуро и раллийного мотоцикла под регламент FIM (для ралли-марафона «Дакар»). Одновременно с этим был представлен совершенно новый, гораздо более спортивный раллийный мотоцикл Ducati DesertX, созданных для гонщиков-любителей на базе платформы V2 890 куб.см.
Ducati на мировом моторынке
Мотоспорт был и остается ключевым маркетинговым инструментом Ducati на протяжении вот уже 40 лет. Благодаря успехам «Красных» в Мировом Супербайке и Больших Мотоциклетных Призах, Ducati удалось сколотить большую армию фанатов по всему миру. Костяк ее, конечно, приходится на Италию - именно родная страна Ducati обеспечивает главные продажи флагманских мотоциклов бренда, как и общие продажи.

Президент холдинга Ducati Клаудио Доменикали
По официальным отчетам, Ducati удалось закрепиться на отметке ежегодных оборотов более 1 млрд евро в 2022 году, и этот уровень был подтвержден затем в 2023, 2024 и должен быть преодолен вновь в 2025
Мировые продажи мотоциклов Ducati достигли рекорда в 58224 единиц в 2023 году. Затем, произошла коррекция с падением количества проданных мотоциклов на 6% в 2024. Однако, президент холдинга Клаудио Доменикалли отчитался перед акционерами, что коррекция была "управляемой": целью компании в 2024-25 годах было повышение маржинальности бизнеса, а не погоня за количественными показателями.
Традиционное замедление продаж Ducati происходит осенью, и если в первом полугодии достигали продаж на уровне 34-35 тысяч мотоциклов, это никогда не приводило к чистому удвоению цифры по итогам 12 месяцев.

Министр экономики Италии Джакнкарло Джоржетти на стенде Ducati, Миланский Мотосалон EICMA 2025
перейти в фотогалерею
Также, Ducati находится под большим давлением в Китае, где продажи мотоциклов Made in Italy падают третий год подряд на фоне появления на рынке мотоциклов аналогичного класса, сделанных китайскими производителями - китайский потребитель традиционно поддерживает местные бренды при наличии выбора. Как это скажется на отчетах Ducati по итогам Q3 и Q4 2025 года, скоро узнаем.

World Ducati Week 2026 (WDW-2026) пройдет с 3 по 5 июля 2026 года в Мизано
Программа чествования 100-летнего юбилея Ducati расписана на 9 месяцев: официально стартовала в Борго-Панигале 29 октября 2025 и продлится до 5 июля 2026 года. Эпицентром празднований станет ежегодный фестиваль World Ducati Week на Misano World Circuit, который пройдет с 3 по 5 июля 2026
WDW-2024 достиг рекордной посещаемости: по официальному отчету компании фестиваль посетили 94000 гостей. Ответ о посещаемости WDW-2025 еще не публиковался.





