МОТОГОНКИ.РУ, 4 октября 2023 - Вместо предисловия: первая версия публикации готовилась к ежегодному Racemag MotoGP Season Preview 2013, но так и не ушла в печать. Публикуется с существенными изменениями и дополнениями, которые мы смогли узнать за следующие 11 лет. Фото и текст - Кирилл Чернышев.
И далее - официально: Марк Маркес и Honda Racing расстаются после 11 лет плодотворного сотрудничества
А теперь, о том, как Маркес попал в Repsol Honda и на что был готов пойти босс программы HRC в MotoGP Сухей Накамото ради него.
Выиграв титул в GP125 в 2010 году, Марк Маркес вместе со всем коллективом Monlau Competicion перешел в Moto2. Уже тогда, в 2011 году, благодаря шикарным отношениям Эмилио Альсаморы с боссом программы Honda в MotoGP Сухеем Накамото, Маркесу стали искать место в одной из команд HRC в Королевском классе. Конечно же, учитывая особые отношения с LCR Honda, ему стали готовить место именно там.
На протяжении всего сезона-2011 Марк Маркес и Штефан Брадль спорили за титул в Moto2. Брадль начал год явным фаворитом, тогда как Маркес три месяца никак не мог постичь физику значительно более тяжелого 600-кубового прототипа. Чакры раскрылись на Гран-При Франции, в Ле-Мане. После того момента, Маркес стал теснить Брадля на всех треках. В конце концов, на Гран-При Японии в сентябре Маркес, наконец, преодолел огромный отрыв от немецкого гонщика Kiefer Racing и вышел в лидеры чемпионата мира. И только инцидент на FP1 в Сепанге поставил точку в стремительном восхождении Маркеса на Олимп Moto2: из-за засорения дренажной системы на Sepang International Circuit в одном из поворотов образовалась большая лужа, куда пилоты Moto2, только-только покинув трек на сликах, влетели на полной скорости. Это была самая первая сессия дня, и никто перед ней не проверил трассу. Пять пилотов Moto2 попали под раздачу, включая Марка Маркеса, получившего в той аварии сильное сотрясение мозга с последствиям в виде двоения в глазах. Эффект сохранялся на протяжении 3 месяцев, что полностью выбило Марка из схватки за титул, который достался Штефану Брадлю.
Штефана Брадля подписали в LCR Honda сразу после окончания чемпионата 2011 года
Брадль был официально объявлен чемпионом Moto2 в Валенсии и вечером того же дня к нему постучались Ливио Суппо и Сухей Накамото. Боссы заводского проекта Honda, понимая, что у них есть свободное место в команде (ранее, забронированное для Маркеса) и свежеиспеченный чемпион Moto2, предложили Штефану занять это самое место...
...Ничего не напоминает? Ситуация 2019 года с внезапных уходом Лоренцо и наймом Алекса Маркеса... Но это пока к делу не имеет отношения.
Важно: в четверг, перед началом уикенда в Сепанге Марк Маркес и его менеджер, Эмилио Альсамора сделали заявление, что Марк останется в Moto2 и будет защищать титул, если его добьется с первой попытки, либо бороться за него снова, если упустит. В Honda к этому отнеслись спокойно, понимая, что от подобных предложений, какое было сделано Марку и Эмилио ранее, никто не отказывается.
Сухей Накамото, вице-президент HRC, ответственный за MotoGP
Также важно: в интервью свежеиспеченного чемпиона Moto2 после Гран-При Валенсии, я задал Штефану Брадлю прямой вопрос - планирует ли он переходить в MotoGP или будет защищать добытый титул в 2012 году. На что Штефан ответил буквально следующее: «У нас уже есть договор с Kiefer Racing, по которому я планирую провести следующий год в Moto2, защищая титул».
Но на следующий день стало известно, что Honda рекрутировала Брадля в LCR Honda. Чуть позднее стало известно, что Накамото пришлось выкупать немецкого гонщика у Kiefer Racing за 600000 евро. Однако, сделка состоялась быстро. И на тестах IRTA в Валенсии Брадль впервые примерился к 800-кубовому Honda RC211V... ему предстояло работать вместе с Кейси Стоунером и Дани Педросой, которых ему придали в качестве менторов. Брадль быстро освоился в дебютный сезон.
Однако, тогда Штефан не знал, что он недолго будет пользоваться привилегиями в программе Honda.
Кейси Стоунер делает свое историческое заявление на пресс-конференции в Ле-Мане (2012)
Тогда никто не знал, что на пресс-конференции перед Гран-При Франции 2012 года Кейси Стоунер объявит о желании уйти из MotoGP по завершении сезона.
И тогда никто не знал, сможет ли Марк Маркес вообще продолжить карьеру в Гран-При, потому что из-за травмы головы и ее последствий он пропустил тренировочный и тестовый процесс, вплоть до Гран-При Катара 2012 года. Маркес вернулся в седло прототипа на Losail International Circuit и... стал выигрывать гонку за гонкой, не считаясь с соперниками. Он доминировал и жестоко унижал соперников, зная, что ему предстоит перейти в MotoGP в конце сезона.
Кейси Стоунер - прости-прощай, MotoGP, прости-прощай Honda!
Когда Стоунер объявил о своем уходе, судьба Маркеса была решена - на следующие 11 лет.
Но перед Сухеем Накамото и Ливио Суппо стояла еще одна трудная задача. Годом ранее, Dorna Sports и FIM ввели в MotoGP «Правило новобранцев» с целью поддержки развития команд-саттелитов.
Правило гласило, что новобранцы MotoGP не могут вступать в заводские команды сразу; свой первый сезон обязаны провести в саттелите. Собственно, это тот план, которому следовали в Honda, нанимая Штефана Брадля в LCR. Но поняв, что могут получить обоих чемпионов Moto2, Накамото и Суппо пошли напролом.
В течение нескольких месяцев они добивались отмены «Правила новобранцев», и им это удалось. Без давления на партнеров не обошлось.
Очень важную роль в решении Dorna об отказе от Правила сыграло мнение LCR Honda и Gresini Racing. Действуя, согласно корпоративной солидарности с Honda, Лучио Чеккинелло и Фаусто Грезини заявили Эспелете, что не возражают, если Марка Маркеса сразу подпишут в Repsol, минуя их гаражи.
Но еще большую роль сыграло молчаливое согласие Yamaha Racing: после объявления Стоунера об уходе из MotoGP, Лин Джарвис очень переживал, что HRC перекупит у заводской команды Хорхе Лоренцо (а такой план "Б" у Накамото был). В итоге, когда Кармело в приватной беседе с Джарвисом прозондировал вопрос, не против ли тот, если Правило перестанет действовать, как минимум, в случае с Маркесом, Джарвис дал согласие на это исключение.
Все получили свои преимущества: Honda наняла Маркеса, а Джарвис сохранил 2-кратного чемпиона MotoGP Лоренцо для Yamaha еще на 4 года.
Штефан Брадль остался в LCR Honda, а после завершения карьеры призового пилота перешел на роль тест-пилота и ближайшего к Маркесу гонщика по ощущениям от Honda RC213V. Дело в том, что их стили чудесным образом похожи. Но не скорости...
Первые кадры дебюта Марка Маркеса в MotoGP, Ricardo Tormo Circuit, Валенсия, 2012 год
Маркес же получил абсолютную свободу действий в Repsol Honda, каких не давали ни одному пилоту HRC за всю историю MotoGP.
Он впервые примерился к 1000-кубовому прототипу на тестах IRTA MotoGP в Валенсии сразу после завершения чемпионата 2012 года. Но через неделю после этого Марку устроили эксклюзивные 3-дневные тесты в Сепанге, куда он и его команда отправились в сопровождении "заводской гвардии" HRC. Там, Маркес получил самые полные сведения о своем новом мотоцикле. До конца 2012 года команды MotoGP еще успели провести неофициальные тесты в Европе, где Маркес так же участвовал.
Полученного опыта хватило, чтобы произвести эффект разорвавшейся бомбы на IRTA Sepang, а затем на первом этапе MotoGP 2013 года в Катаре, где Марк Маркес взошел на подиум вместе с Хорхе Лоренцо и Валентино Росси, уступив 9-кратному чемпиону всего 0.3 секунды.
Презентация заводской команды Repsol Honda в 2013 году: обратите внимание, кто за кем стоит на фото
Обратите внимание на порядок, в котором выстроились представители HRC и Repsol на этом фото с презентации Repsol Honda в Мадриде 2013 года: боссы заводского проекта - Ливио Суппо и Сухей Накамото стоят с Дани Педросой; а за Марком Маркесом - директор по маркетингу Repsol и Президент Repsol. Это большой знак того, что время Дани Педросы уходит (2006-2018) и наступает время нового «Золотого Мальчика», нового лидера и нового лица совместной программы Honda и Repsol в MotoGP (2013-2023).
Валентино Росси не того за горло хватает! Перед Гран-При Катара на Маркеса не стали никто, кроме Сухея Накамото
Далее, Маркес одержал первую победу в Техасе, прямо после Лосаила. Выиграл Гран-При Германии, Гран-При США на Laguna Seca, гонку в Индианаполисе, Гран-При Арагона и завершил сезон двумя подиумами в Мотеги и Валенсии, что принесло ему титул с преимуществом всего в 4 очка над Хорхе Лоренцо.
Марк Маркес стал подниматься на подиум с первого же этапа 2013 года
При этом. Маркес был дисквалифицирован из гонки на Phillip Island за нарушение предписаний Дирекции об обязательном пит-стопе после 9 кругов гонки - команда (никто до сих пор точно не знает - нарочно или случайно) забыла показать Марку пит-борд с требованием заезда на пит-лейн на 9-м круге, и он проехал дальше, после чего увидел черный флаг в свой адрес.
До сих пор бытует мнение, что не показывать пит-борд распорядился Ливио Суппо, поскольку он понимал, что это сделает Марка чемпионом, возможно, досрочно - здесь и сейчас... и решил отсрочить момент истины.
Проблема на том Гран-При Австралии состояла в том, что новый асфальт Phillip Island, уложенный осенью 2012 года, оказался слишком агрессивным и вызывал неестественный перегрев и разрушение даже самых жестких покрышек Bridgestone. Гонку сократили до 18 кругов с обязательным пит-стопом посередине. Лоренцо выиграл гонку после дисквалификации Маркеса, Педроса и Росси вновь встретились на подиуме. Но даже потеря этих 25 очков не помешала Марку стать самым молодым чемпионом-дебютантом MotoGP. В целом, план Сухея Накамото был реализован идеально во всем!
2013-2023