МОТОГОНКИ.РУ, 31 декабря 2024 - Каждое событие - без рейтинга, поскольку сами по себе они уникальны и неповторимы на данный момент, поэтому заслуживают №1, хотя некоторые из них и были незаслуженно обделены вниманием общественности.
Мотогонки на льду
Дуэль Никиты Богданова и Динара Валеева
Второй год подряд в чемпионате России по мотогонкам на льду (ледовому спидвею) судьба титула решается в последней схватке.
Красногорск 2024 - финал личного чемпионата России по мотогонкам на льду, стадион Зоркий
перейти в фотогалерею
В 2024 году эта схватка состоялась на льду красногорского стадиона «Зоркий», собравшего аншлаг в 10000 зрителей на трибунах - и в субботу, и в решающий день, в воскресенье. Судьбу титула решили два воскресных заезда, где Богданов вырвал у Валеева решающее очко.
Шансы на победу у бывших партнеров по уфимскому клубу, теперь выступавших за разные команды, были плюс-минус равными. Валееву требовалось одержать две победы над Никитой, чтобы перехватить инициативу, и шансы для этого у него были хорошие на скоростном овале Красногорска.
Красногорск 2024 - финал личного чемпионата России по мотогонкам на льду, стадион Зоркий
перейти в фотогалерею
Но Богданов провел финалы в Красногорске идеально: выиграв утренний заезд в воскресенье, он обеспечил себе принципиальное преимущество. Теперь судьба дуэли в супер-финале зависела только от выступления Динара, а он допустил ошибку в своем заезде и потерял очки... Супер-финал не понадобился!
Вся история по битву Богданова и Валеева
Российский мотокросс
Возвращение Евгения Бобрышева
Евгений Бобрышев, возвращение в чемпионат России
Евгений Бобрышев вернулся в Россию и провел полный сезон в чемпионате России по мотокроссу, чтобы вернуть себе титул национального чемпиона в Премьер-классе (MX1, 450 куб.см.) Проведя много лет в Европе и пытаясь найти себя в Америке, Бобрышев вернулся в Россию в 2024 году, приняв предложение новой команды «ММТ Мотоспорт». Возвращение в российский национальный класс «250» не далось легко: серьезную конкуренцию составил напарнику по команде Артём Назаров, а также Тимур Петрашин, выступавший за «ЦТВС им. С.К. Щербинина» из Каменск-Уральского. Лишь подведение итогов серии с удалением худшего результата сезона выявило чемпиона: Бобрышев заработал 299 очков, опередив Назарова всего на 6 очков, а Петрашин занял 3 место с 282 очками.
Российское кольцо
Новый абсолютный рекорд Moscow Raceway
Макар Юрченко из команды SBP Racing Team побил многолетний рекорд референсного российского автодрома Moscow Raceway, который на протяжении 12 лет принадлежал чемпиону мира по Супербайку Карлосу Чеке (1.34.193, квалификация WSBK, 2012).
Прорыв произошел 6 сентября 2024 года, уже после завершения гоночного сезона на финальном этапе TrackRaceDays, где Макар собрал идеальный круг 1:34.176. Ранее считалось, что с учетом использования в российском чемпионате стандартных двигателей (в World Superbike используются глубоко тюнингованные, форсированные моторы в спецификации FIM SBK с принципиально иными передаточными отношениями и крутящим моментом) при плавном снижении общего уровня держака на асфальте MRW, перешагнуть отметку в 1:34.5-34.8 физически невозможно. Вопрос решен - это возможно!
Подробнее: как Макару Юрченко удалось невозможное
Антон Федоров на Ducati - чемпион России в классе Supersport
Класс «Суперспорт» в российском кольце стал самым конкурентным к 2024 году.
Антон Федоров, чемпион России в классе Суперспорт 2024 года
Во-первых, в него вошли два молодых новобранца, о реальной силе которых подозревали. В то же время, в обоих чемпионатах - и LEMARC чемпионате России, и Motoring, - наконец, появился действительно конкурентоспособный Ducati Panigale V2, который к сезону подготовила команда Ratchet Motorrika, а пилотировал его Антон Федоров. Мотоцикл приготовили буквально впритык к старту сезона LEMARC чемпионате России в Игоре, и первый раунд для всей команды Ratchet и инженеров Motorrika прошел буквально в "режиме обучения". Но на втором этапе Антону удалось взять ситуацию под контроль и выиграть чемпионат. Одновременно, он вышел и в лидеры чемпионата Motoring и удерживал позицию практически до финала, надеясь стать абсолютным чемпионом класса «Суперспорт» в этом году.
Настя Белякова - чемпионка Motoring в классе Supersport
Только что закончившая школу Анастасия Белякова стала одной из главных героинь кольцевого гоночного сезона в России.
Дуэль Федорова и Беляковой, LEMARC чемпионат России 2024
Настя выиграла свой первый "Гран-При" на 2-м этапе «Моторинга» в Игоре, где одержала верх в дуэли с Владом Гордейчуком из Delrus QTM и Антоном Федоровым из Racthet Motorrika. Дальше, ее сезон развивался пёстро - это были подиумы и травмы, которые, одновременно, сдерживали Настю от нового прорыва, но не давали ей опускаться в чемпионате ниже ТОП-3. К финалу Motoring на Moscow Raceway Белякова подошла без шансов на победу, поскольку спор за 1 место шел очень плотно между Федоровым и Гордейчуком. Математически, шансы Насти были малы. Для этого надо было некое чудо, либо коллапс ситуации для обоих фаворитов.
Анастасия Белякова, VL65 Racing Team
И коллапс произошел на финальной гонке: столкновение на входе в 3-й поворот Moscow Raceway выбило Федорова и Гордейчука из схватки, а Настя, которая ни на что уже не надеялась, спокойно завершила заезд чемпионкой «Моторинга» 2024 года в классе Supersport. Подобно тому, как и в MotoGP, в российских сериях титулы достались пилоту, который допустил меньше ошибок, чем его конкуренты!
Новый тренд в Российском Супербайке
Гоночный сезон 2024 года, как в чемпионате России, так и в «Моторинге» по сценарию должен был пройти под знаком новой дуэли Макара Юрченко и Владимира Леонова. Хотя Леонов не планировал бороться за титул в России, а делал ставку на IDM Superbike, он прилетел на Moscow Raceway, чтобы принять участие в стартовом этапе Motoring. Леонов задал темп на квалификации в субботу, но... уже после установки быстрого круга, на свободной практике поймал опасный хайсайд на «Дуге мужества» и получил травму, которая поставила точку во всем сезоне - Володя до сентября перешел на роль тренера, а не пилота.
Артем Мараев, СКАРТИМ BMW Motorrad
В этот самый момент, в чемпионате России и в «Моторинге» родился совершенно новый тренд: главным конкурентом для Юрченко стал молодой Артём Мараев из СКАРТИМ BMW Motorrad. Тёма начал навязывать борьбу, не имея явных планов (и реальных возможностей) для прямой схватки за титул, и довел градус борьбы до высшей отметки к последним двум гонкам сезона Motoring 2024 года. Финал на Moscow Raceway стал самой напряженной гонкой серии, где Макару действительно пришлось попотеть, чтобы сдержать атаки Мараева.
Артём Мараев, СКАРТИМ BMW Motorrad
План команды СКАРТИМ, разработанный Сергеем Курмаевым еще в июне, сработал на 100%: Артём Мараев теперь является реальным конкурентом не только для Юрченко, но также и для Леонова. Так что гонки в 2025 году в Премьер-классе выйдут на принципиально иной уровень.
Мировой Супербайк
Топрак Разгатлиоглу - первый чемпион BMW в WorldSBK
Это - ключевая тема всего сезона WSBK 2024 года, на фоне которой остальные просто меркнут.
Топрак Разгатлиоглу, чемпион World Superbike 2024 года с BMW Motorrad
Убедительная победа турецкого гонщика Топрака Разгатлиоглу на борту супербайка BMW Motorrad Motorsport WorldSBK M 1000 RR в буквальном смысле низвергла 2-кратного чемпиона WSBK Альваро Баутисту с трона, разрушив доминирование Ducati.
Топрак перешел в BMW из Yamaha, пропустив осеннюю серию тестов; полноценно турок влился в проект Мюнхена только зимой, а на прорыв пошел в мае. Начав выигрывать гонку за гонкой с июня, Топрак оказался недосягаем для конкурентов. Даже опасная авария на Magny-Cours, где Разгатлиоглу получил травму грудной клетки, из-за чего пропустил два этапа, не повлияла на его лидерство - соперники не успели компенсировать отставание от турка в генеральной классификации.
Защита титула в 2025 году для BMW будет более трудной, поскольку завод, одержав победу, лишается «супер-концессий», по которым BMW Motorrad могли вести боевую разработку M 1000 RR прямо по ходу сезона, внедряя инновации от этапа к этапу. Финальный раунд на Circuito de Jerez Топрак по сути проехал уже на M 1000 RR модели 2025 года, что было подтверждено и боссами заводской команды.
Юбилейный сезон MotoGP
Успех и катастрофа ходят рука об руку
Исторический 75-й сезон Мото Гран-При мог стать самым провальным в истории, но был спасен, благодаря слаженной работе промоутера и самоотверженности команд, которые дали зрителям неподражаемое шоу.
Юбилейный сезон MotoGP 2024 года - 75 лет чемпионату
Календарь чемпионата MotoGP 2024 года лишился четырех раундов уже по ходу сезона, что могло поставить под угрозу контрактные обязательства Dorna Sports: год начался с отмены Аргентины, продолжился новостями об отмене Гран-При Казахстана, а затем и Индии. В конце года, когда уже, казалось, ничего не поделать, природный катаклизм смыл надежды на благополучие целого региона - Валенсии, где должны были разыграть титул чемпиона MotoGP. Dorna удалось спасти два события: вместо Индии состоялся doubleheader в Мизано, а финал перенесли из Валенсии в Барселону, причем, подготовку к событию провели за считанные дни.
Хорхе Мартин - чемпион MotoGP 2024
Этот сезон MotoGP удался на 100%, благодаря непрекращающейся дуэли двух миров из паддока MotoGP: заводской команде-доминатору из Борго-Панигале, Ducati Lenovo Team противостояла частная команда Pramac Racing и ее пилот Хорхе Мартин.
Уже в апреле в Pramac заявили, что не будут следовать "линии партии и правительства", заданной Ducati, а намерены следовать собственной цели - бороться за взятие титул чемпиона мира. В 2023 году Pramac стала чемпионом в командном зачете, опередив Ducati Lenovo Team; в 2024 Паоло Кампиноти намеревался привести и титулу Мартина. И Pramac добились успеха на этом поприще!
Хорхе Мартин выиграл чемпионат MotoGP 2024 года, превзойдя Баньяю на уровне стабильности: Пекко допустил на одну ошибку больше, чем ему было позволено в схватке с Мартином, поэтому, даже выиграв финал сезона - поул-позицию, спринт и Гран-При Барселоны (SolidarityGP), не смог догнать Мартина по очкам, уступив ему 10 баллов. Мартин действовал просто: нарастив отрыв от Баньяи, контролировал ситуацию; Хорхе не требовалось выигрывать всё подряд, чтобы стать чемпионом - он контролировал самого себя, не допуская ошибок и зарабатывая очки на каждом этапе. Он допустил 3 схода и досадное поражение на Гран-При Сан-Марино, по недоразумению съехав на пит-лейн с позиции лидера.
Баньяя не заработал ни очка в семи заездах (5 из них - спринты), но установил своеобразный рекорд - 12 побед в воскресных гонках (Гран-При) за сезон, также взяв пять «37-очковых» (победа в спринте и Гран-При) . Но худший этап Ducati Lenovo Team - Гран-При Арагона, где Баньяя заработал лишь 1 очко, решило исход чемпионата. Шансы на реабилитацию Пекко окончательно рухнули с падением на спринте предпоследнего этапа в Сепанге.
Уникальность итогов MotoGP 2024
Победа пилота независимой команды в чемпионате мира - уникальная ситуация в истории MotoGP и, как минимум, последних 30 лет Мото Гран-При в сущности. Чемпионат MotoGP как бренд родился только в 2002 году. С этого момента, чемпионами Королевского класса становились исключительно заводские пилоты Honda, Yamaha и Ducati, что было обусловлено почти 10-кратной разницей в бюджетах на R&D и зарплаты по сравнению с независимыми проектами.
Валентино Росси, Nastro Azzurro Honda (HRC) - GP500, 2001
Последний раз, когда пилот независимой команды (номинально) становился чемпионом в Королевском классе, отмечен в 2001 году (Валентино Росси, GP500). Однако, команда Nastro Azzurro Honda не была де-факто "независимой": HRC пошла на уловку, создав для Валентино Росси команду со 100% заводской поддержкой, прототипом и бригадой вышедшего в отставку 5-кратного чемпиона Мика Дуэйна, которого Росси должен был заменить в Repsol Honda. Эта уловка была нужна, чтобы обойти запрет на прямое вступление новобранцев в заводские команды Королевского класса: каждый дебютант должен был отработать 2-летний контракт с командой-саттелитом до того, как подписывать договор с заводом. Росси вступил в Nastro Azzurro Honda в статусе действующего чемпиона GP250 в 2000 году, и после победы в 2001 незамедлительно перешел в Repsol Honda, с которой стал чемпионом MotoGP в 2002 и 2003.