МОТОГОНКИ.РУ, 3 сентября 2025 - Краткий исторический курс Circuit de Barcelona-Catalunya описан в обзоре и расписании Гран-При Каталонии, а здесь я постараюсь раскрыть суть уникальности автодрома в окрестностях Барселоны.

Добро пожаловать на Circuit de Barcelona-Catalunya
Circuit de Barcelona-Catalunya строили с таким расчетом, чтобы доступ к нему был хорошим с точки зрения пассажира без машины. Поэтому - Монтмело и Гранольерс, соседствующие города-саттелиты Барселоны: оба имеют хорошую транспортную доступность, крупные железнодорожные станции, автобусные вокзалы. Они были там еще в 1990 году! Теперь к ним провели еще и легкое метро. В Монтмело можно попасть из Барселоны всего за 45 минут. Или на специальных автобусах из центра столица Каталонии - прямо к 4-м воротам автодрома за 55 минут. Это, как если бы в Москве построили такой автодром, например, во Внуково, то есть в Новой Москве, куда теперь ходит обычное метро.
Близость к городу имеет свои особенности. Во-первых, материалы для строительства и производства асфальта - все местные, из соседних горных карьеров. Специально для проекта ничего не строили: бетонный завод в Монтмело уже был в 1990 году, а асфальтовый там появился в 2000-ных.

Каталонские доломиты - гора Монтсеррат
Материалы, которые поступают на эти заводы - щебень, песок и сам минеральный порошок, который связывает битумную основу, имеют в своем составе много карбоната, что обусловлено климатическими условиями Средиземноморья (автодром от моря отделяют горы и всего 10 км).
Доломитовые горы есть не только в Альпах. Доломитами богаты окрестности Барселоны - Джирона, Манреса, Монтсеррат. Доломит, добываемый в карьерах под Барселоной, является основой этого состава. Он делает асфальт Монтмело очень прочным и устойчивым к резкими перепадам температур (с ноября по февраль днем может быть +23, а ночью +5 с резким перепадом в 15 градусов всего за час после заката), а также обеспечивает хорошую теплопроводность рабочего слоя гоночного трека.

Большинство поворотов в Барселоне проходятся со значительным скольжением заднего колеса
Побочный эффект
Асфальт Circuit de Barcelona-Catalunya очень быстро прогревается и накапливает жар, что делает его достаточно скользким при нагреве свыше +45 градусов. Вообще, низкий уровень держака - визитная карточка барселонского автодрома.
Низкий уровень зацепа означает высокий потенциал для срыва и начала неконтролируемого power slide - скольжения, которое часто приводит к хайсайду. Также, срыв переднего колеса на торможении перед Т10 стал "фишкой" Монтмело, и даже реконструкция виража в 2021 году, которая сделала радиус поворота гораздо более плавным, незначительно изменило процент падений перед самим виражом.

Хорхе Мартин демонстративно проезжает поворот на плече
В то же время, прохождение Т10, Т4 и Т5 "на плечах" - это еще одна визитная карточка Circuit de Barcelona-Catalunya: плавный прокат по кромке поребрика, когда пилот буквально лежит на бетоне всей площадью предплечья и трется о него слайдером защиты плеча - уникальные фотографии и видео, которые можно здесь только там!
Плавный прокат на ровном газу обеспечивает высокую скорость прохождения поворота. Прохождение этих виражей в скольжении, как это делали 10 лет назад, сегодня чреваты хайсайдами.
Но высочайшая скорость на главной прямой - другой нюанс. Здесь, прототипы теперь уже всех производителей перешагивают отметку в 350 км/ч на регулярной основе. Обгон перед входом в Т1 является ключевым для многих схваток. Регулярно случаются и такие вещи:
Хайсайд, который поймал лидер Гран-При Каталонии Пекко Баньяя во 2-м повороте в 2023 году, стал причиной, побудившей Техническую дирекцию MotoGP разработать и внедрить алгоритмы системы стабилизации курсовой устойчивости (stability control) в прошивку Dorna Sports. Пока это лишь первые версии, которые команды, в основном, игнорируют (отключают). Некоторые команды и пилоты ОБЯЗАНЫ их использовать в соответствии с внутренним договором Dorna и MSMA, например, тест-пилоты, выходившие на гонки по wildcard. Но как мы теперь знаем, Пол Эспаргаро, на KTM RC16 которого система стабилизации была активирована еще на Red Bull Ring, в Венгрии все же выхватил хайсайд - алгоритмы Dorna не успели выявить зародившийся power slide, всё произошло слишком быстро.
Массовый завал в Т1 - не единичный случай: подобные происходят в Барселоне регулярно, просто авария 2023 года была самой заметной и масштабной. Проблема именно в том, что на этом асфальте гонщики постоянно допускают ошибки в пылу битвы, а слишком крутое торможение часто приводит к срыву переднего колеса.
Что предпринимает поставщик шин Michelin Motorsport?
Рассмотрим техническую сторону вопроса - сам дизайн Circuit de Barcelona-Catalunya в конфигурации FIM A MotoGP 2021 года.

Схема загруженности Circuit de Barcelona-Catalunya по версии Michelin
Трек длиной 4657 метров имеет стабильную ширину 12 метров, что позволяет гонщикам находить разнообразные траектории для обгона соперников на торможении. Радиусы поворотов такие, что позволяют держать высочайший уровень corner speed (в отличие Balaton Park, где ширина трека та же, но из-за низкой скорости и обилия зон "зеленки" и "синьки" не позволяет рисковать).
6 поворотов левые, 8 - правые, что создает высокую нагрузку на правый борт покрышек. Michelin по этой причине делает для Барселоны особый асимметричный дизайн (двухкомпонентный) шин, где правый борт сликов жестче на одну ступень, чем левый.

Пьеро Тарамассо, менеджер Michelin Motorsport
«В 2024 году команды нашли идеальные базовые настройки для Гран-При Каталонии, так что все наши покрышки отработали отлично. Предпочтительным передним компаундом должен стать Hard, поскольку мы ожидаем, что сентябрьские температуры окажутся гораздо выше майских», - говорит Пьеро Тарамассо
Задние компаунды будут Soft и Medium. Medium обеспечил высочайшую скорость в гонках 2024 года, и его хватило с учетом высокого износа именно на Гран-При Каталонии (в том году гонка проводилась 26 мая, температура асфальта была +47 при температуре воздуха +26). Гран-При Солидарности за референс не берется, поскольку в ноябре Монтмело никогда гонок не принимал и не планирует, а погода в те дни была совершенно несвойственной для CatalanGP - всего +18 при температуре асфальта +16).
На финале сезона MotoGP 2024 команды использовали Soft, чтобы обеспечить себе больше держака в условиях низких температур. Но эти покрышки не доехали бы до финиша в мае того же года из-за чрезвычайно высокого износа!

Облачность может оказать благотворное влияние на ход Гран-При Каталонии
«Низкий уровень держака означает постоянное скольжение заднего колеса, - продолжает Тарамассо. - При этом, износ задней покрышки избыточный, и чем выше температура, тем выше и износ. А в Барселоне температура прямо влияет на уровень держака. Вот, что делает главную гонку такой трудной для инженеров»
Гран-При Каталонии 2025 года снова будет "не таким как обычно" из-за переноса на сентябрь. Прогноз погоды на выходные в Монтмело таков:

пятница, 5 сентября - +24 / переменная облачность
суббота, 6 сентября - +26 / переменная облачность
воскресенье, 7 сентября - +28 / переменная облачность
Переменная облачность может облегчить задачу командам, поскольку верхний слой асфальта прогреется не так сильно, как мог бы под ярким полуденным солнцем.