МОТОГОНКИ.РУ, 3 августа 2021 - В большом интервью для испанского Palco Альдама раскрыл детали плана спасения MotoGP от последствий пандемии Covid-19 и локдаунов, отмены и переноса этапов, тотального переверстывания календаря и переписывания контрактов с коммерческими партнерами и спонсорами.
МОТОГОНКИ.РУ ранее уже сообщали о том, что Dorna Sports, подведя финансовые итоги 2020 года, отчиталась о более чем 30% снижении оборота. В не самом удачном с финансовой точки зрения 2019 году Dorna впервые за долгие годы понесла убытки на 8.3 млн евро. А после подведения итогов 2020 года, прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) испанской компании составила 60.5 млн евро - это на 65% ниже, чем даже в 2019. Учитывая предыдущие показатели, такой удар мог бы оказаться смертельным, учитывая, что Dorna инвестирует львиную долю прибыли обратно в развитие чемпионата, поддержку команд и участников, чтобы сохранять высочайший уровень и конкурировать с Формулой-1. Но компания справилась.
Бессменный вождь и босс MotoGP - президент Dorna Sports Кармело Эспелета на юбилейной фотосессии в Катаре
Новый сезон 2021 года стал юбилейным, 30-м для испанского промоутера. Читайте историю самого успешного спортивного промоушена последних десятилетий - история прихода Dorna Sports в MotoGP на МОТОГОНКИ.РУ
«Мы знали, что попытка провести чемпионат повлечет за собой еще большие потери, чем если бы мы просто выкинули белый флаг - отменили бы его вовсе. Но мы посчитали, что это наша обязанность - продолжать при любых условиях», - сказал один из самых непубличных и закрытых топ-менеджеров Dorna Sports Энрике Альдама, один из соратников Кармело Эспелеты с 1998 года. Он вступил на пост COO/CFO в 2001 году и занимает его по сей день.
Чистый оборот Dorna упал из-за отмены этапов и переноса старта сезона-2020 на середину лета сразу на 30%, составив 209 миллионов евро. Но это позволило рассчитаться по долгам и закрыть все обязательства перед партнерами.
Головная группа компаний, которой принадлежит Dorna - Bridgepoint приняла новый бизнес-план и помогла пережить кризис, благодаря займу у Национального Кредитного Института (ICO)
Это был ключевой шаг для спасения ситуации на будущее, то есть, на 2021 год, потому что все понимали, что пандемия не отступит так легко. Плану Dorna поверили все - и Bridgepoint, и участники чемпионата, и пользователи, которые «поддержали MotoGP рублем».
В эти выходные - Гран-При Штирии на Red Bull Ring!
В целом, доходы Dorna по сравнению с 2019 годом упали на 35%. Во всех показателях снижение наблюдается от 15% до 40%. Больше всего Dorna потеряла на логистических услугах: из-за отказа от заокенских этапов и организации нового европейского плана трансферов затраты оказались выше сразу на 68% (сюда входят штрафы и отступные за отмену международных контрактов, которые не удалось «спасти»).
В то же время, Dorna продолжала соблюдать план по сокращению долгосрочных долгов и заимствований, поэтому даже кризис 2020 года не помешал снизить обязательства на 0.5% до 821,9 млн евро. А текущие обязательства за год удалось сократить на 6% и довести до 30 млн евро.
Да, как и любая крупная компания, Dorna Sports живет за счет крупных заимствований с многолетними обязательствами. Кредитный лимит компании сегодня составляет 880 миллионов, так что сезон 2020 года был прожит действительно на грани.
Энрике Альдама не скрывает, что самый большой заем, который Dorna брала еще 10 лет назад, не погашен, и «это история еще на десятилетие, если все сложится хорошо».
Сотрудники Dorna Sports, задействованные в каждом событии MotoGP
«[В 2020 году] нас спасло то, что мы смогли получить достаточно большой объем свободных денежных средств и подтвердить свою кредитоспособность. Этим мы сняли напряжение, банки продолжили нас кредитовать, несмотря на угрожающую ситуацию на рынке в целом».
Сегодня капитализация Dorna Sports составляет 1 млрд 801 млн евро, но после 2020 года она сократилась сразу на 5%
Новый сезон уже весной показал качественно иные результаты, и компания снова задышала полной грудью. Даже если половина событий, запланированных на осень, будет отменена (не по вине Dorna), финансовый год мог бы быть закрыт с куда лучшими показателями, чем 2020, а возможно, и достигнет уровня 2019 года.
Но новая волна пандемии снова мешает. Пока, не критично, но все же: «2021 год уже сейчас лучше, чем 2020. И мы прогнозировали лучшие итоги, предполагая, что с июля ситуация значительно улучшится. Но последняя волна мешает первоначальным планам. Мы знаем, что перекроем любые потери, но мы пока не вышли на прибыль в этом году» - уточнил Альдама.
Телевизионная аудитория MotoGP сильно помолодела за 2019-2020 годы
Телевизионная аудитория MotoGP сильно помолодела за 2019-2020 годы, и эта тенденция сохраняется: уже сейчас 62% телезрителей в возрасте моложе 35 лет. Еще 10 лет назад средний возраст зрителя составлял 45-50 лет.
MotoGP нужна молодежь, чтобы плавно произвести смену поколений
И это хорошая новость, поскольку в 2022 году произойдет очередная смена поколений топовых пилотов. Это значит, что выход на пенсию таких грандов, как Валентино Росси и Андреа Довициозо уже не нанесен MotoGP существенного урона.
Dorna заручилась поддержкой всех производителей-участников чемпионата, подписав с ними новые 5-летние контракты. Это означает, что Dorna получит от них причитающиеся организатору взносы на участие и развитие. Как минимум, на ближайшие 5 лет будущее MotoGP обеспечено финансово, и за этим стоит слово Yamaha, Honda, Ducati, Suzuki, Aprilia и KTM.