МОТОГОНКИ.РУ, 28 февраля 2023 - Наращивание бюджетов заводов, разработка сложнейших систем управления, "космическая" аэродинамика - всё это не способно вернуть MotoGP главное - зрелищность, когда шоу является сама гонка. Но кроме гонки есть кое-что, что помогало Большим Мотоциклетным Призам на протяжении почти двух десятилетий держать в напряжении миллионные массы зрителей - события, происходящие до и после Гран-При, которые находили разрешение на старте гонок. А эти события могли генерировать только конкретные люди, выдающиеся персоны.
Лин Джравис и Валентино Росси
Валентино Росси и Хорхе Лоренцо, Дани Педроса и Марк Маркес, Никки Хейден и Кейси Стоунер, Андреа Довициозо и Кэл Кратчлоу - гонщики, взаимодействовавшие друг с другом на трассе и оставлявшие яркие следы вне трека. Когда Формула-1 была в упадке из-за унылой предсказуемости и скукоты, парни из MotoGP делали шоу, не прилагая значительных усилий и не играя. Dorna Sports почивала на лаврах с 2005 по 2020 год, за счет их энергии.
Лин Джарвис по-прежнему считает уход Валентино Росси самой большой потерей MotoGP за все время, что он руководит Yamaha Racing: звезды сегодняшнего дня слишком легковесны по сравнению с Легендами Больших Призов десятилетней давности, молодые гонщики дешевле в целом, их проще заменить на новых. Но это бьет по привлекательности чемпионата:
Валентино Росси в центре внимания, где бы он появлялся - например, на автогонках
«Нет никаких сомнений, что Валентино Росси был неповторимым человеком-аттракционом, он обладал выдающейся харизмой и вершил историю. Его имя знают абсолютно все в мире! И отсутствие Валентино сегодня имеет недооцененные Dorna негативные последствия для всего чемпионата - это долгосрочная история... Паддок оскудел без VR46 и его магнетических вечеринок. А затем произошло другое удручающее событие - травма Марк Маркеса. Два этих фактора - отсутствие Росси и физические проблемы у Маркеса крайне негативно сказываются на MotoGP сегодня».
«Если вернуться на несколько лет назад, что мы увидим? Валентино Росси и Марк Маркес - два парня, которые ковали интригу из этапа в этап. Каждый сам по себе и друг против друга»
«Вот два очевидных для меня фактора, которые обрушили интерес к MotoGP. Но третий фактор, конечно, сама Формула-1, где проделали огромную работу по реструктуризации чемпионата, поработали с командами и составом пилотов. Теперь, там есть то, чего не хватает MotoGP - напряжение и персоны».
В FIM и Dorna понимают ценность Валентино Росси, но пытаются оспорить этот факт
Почему Формула-1 на подъеме, тогда как MotoGP теряет аудиторию так интенсивно?
Формула-1 переживает период хайпа, считает Джарвис, и момент был верно оценен промоутером: именно этот период нарастания конкуренции и противостояния был запечатлен в сериале Netflix, что стало катализатором зрительской реакции, вернув их к телеэкранам и на трибуны. MotoGP не удалось повторить ход Формулы-1, поскольку в сериал на Amazon попал не самый активный сезон, и в нем не было изюминки, главных героев, необходимых для эффекта блокбастера. Это была просто документальное кино, как оно есть - без элемента экшна, искр из глаз и жесткого противостояния сторон. В общем, "кино" о MotoGP смогло заинтересовать только узкую нишу фанатов, тогда как сериал о Формуле-1 зацепил новую аудиторию.
Как исправить ситуацию?
«Валентино не вернется, с этим придется смириться. Главное для MotoGP теперь, чтобы Марк вернулся. Нам нужен сильный Марк и успешная Honda, чтобы оба они вернулись в игру на высшем уровне. Honda всегда была точкой отсчета, на которую равнялись все. И сейчас они определенно не на своем месте! К сожалению, такие спады на протяжении нескольких лет могут приводить к удручающим решениям со стороны заводов... недавний пример - уход Suzuki».
«Есть еще много-много других факторов. Dorna и всем нам, вовлеченным в этот спорт, нужно приложить массу усилий для корректного представления MotoGP публике. Спорт и индустрия должны идти вместе. Поэтому, нам нужно садиться всем вместе и решать, как действовать дальше, а не отдаляться друг от друга» - заявил Джарвис, явно намекая на некоторые шаги, предпринятые Dorna в последние пару лет, особенно, в 2022.
Dorna узурпирует власть в MotoGP, всё меньше и меньше внимания обращая на критику и потребности команд и производителей. Ответственность за волевые решения промоутера - целиком и полностью ляжет на их плечи.