МОТОГОНКИ.РУ, 22 сентября 2024 - В MotoGP есть только три других производителя, выигравших больше гонок Гран-При в Премьер-классе за всю историю с 1949 года. Но если говорить именно о MotoGP, 4-тактной эре, то два: на счету у Honda 157 побед, у Yamaha - 125. Третий, это MV Agusta, но все 139 побед были одержаны задолго до появления MotoGP как современного явления, и в современной истории итальянский бренд пока не засветился.
Для Ducati гораздо важнее побить Honda. Для всех европейцев этот японский бренд как красная тряпка, соперник №1. И пока он немного отстает на полях сражений, нужно ковать победы одну за другой
Успешный старт новой истории
Ducati включились в MotoGP в 2003 году, выставив сразу и сильный прототип, и сильных пилотов.
Лорис Капиросси, первый победитель MotoGP с Ducati
Лорис Капиросси очень быстро взял первый подиум, и первую победу. Дебютный Гран-При в коллекцию Ducati был добыт не дома, на какой-нибудь из итальянских трасс, а в Каталонии. Но следующую победу пришлось ждать 2 года. В 2005 году коллекцию пополнили два других - очень значимых для итальянцев Больших Призов: щелкнуть по носу японцев на Гран-При Японии, а затем на одной из самых трудных и технически нагруженных трасс чемпионата - в Сепанге.
Конечно же, невозможно забыть триумфальный wildcard Троя Бейллиса на финале MotoGP 2006 года в Валенсии, где он выиграл гонку от старта до финиша, и на подиуме встретил своего бывшего уже напарника - Капиросси. Кстати, тогда Лорис еще и завершил чемпионат в ТОП-3.
Взлет и падение Борго-Панигале
По-настоящему успешным для Ducati стал переход MotoGP с 990- на 800-кубовые двигатели в 2007 году. Комбинация из сверхмотивированного молодого пилота Кейси Стоунера и идеально выстрелившего прототипа произвела фурор: японцы были посрамлены. История MotoGP на МОТОГОНКИ.РУ подробно описывает сезон 2007 года - все предпосылки к победе Ducati, просчеты японцев, butthurt Валентино Росси и так далее.
Кейси Стоунер, первый чемпион Ducati в MotoGP
Стоунер принес Ducati десять побед и первые чемпионские титулы, обеспечив в 2007 году заводу «Тройную Корону». Но после ухода Стоунера для Ducati наступила темная полоса, которую не смог отбелить даже Валентино Росси в 2011-12 годах. Темная полоса длилась 5 лет.
После ряда неудач и сильной критики, в том числе, и со стороны боссов Борго-Панигале подал в отставку гениальный инженер, разработчик Desmosedici Филиппо Прециози. Вместе с ним ушла эпоха смелых инновационных решений, вроде полностью карбонового монокока, ставки на высокую вовлеченность управляющей электроники, плотное взаимодействие при разработке байка с Magneti Marelli. Без Филиппо проект погрузился в пессимизм.
Воплощение одной мечты
Только с приходом в Ducati Corse Луиджи Даль′Иньи удалось произвести тотальную перестройку проекта, не увольняя людей. Даль′Инья придумал новый способ побеждать.
Босс Ducati Corse Луиджи Даль'Инья
Сначала, он сломал до основания, а затем построй новую структуру Ducati Corse, чтобы наладить полностью потерянные связи между людьми и отделами. Он взял новых пилотов, подобрал по себе - преданных, вроде Андреа Довициозо. А единственной мечтой Джиджи было - взять чемпионский титул с Ducati. До этого он работал в Aprilia, выиграл три титула в WSBK, но ему нужен был именно MotoGP. Aprilia не могла ему его дать. В Ducati Даль′Инье дали абсолютный карт-бланш: выигрывай, у тебя теперь все карты на руках!
Андреа Янноне стал следующим, выигравшим Гран-При с Ducati. Это произошло в 2016 году на Гран-При Австрии на Red Bull Ring. Напарник Янноне по заводской команде - Довициозо взял победу в том же году в Малайзии. Именно Довициозо стал реальным претендентом Ducati на регулярные победы в MotoGP, а также на титул. Начиная с 2017 года мечта Даль′Иньи начала воплощаться в реальность.
2018 год - ключевой момент в истории Ducati
Когда прототип был практически готов для схватки за титул, в Борго-Панигале решили, что заводу просто не хватает суперчемпиона. Они наняли Хорхе Лоренцо, который... не справился с Desmosedici с первой попытки. Ему потребовалось полтора года, чтобы вкатиться в новый байк. И он сделал это, но... слишком поздно по мнению боссов! Разругались боссы со своим пилотом в конце мая 2018 года, и перед домашним Гран-При Италии стало в Муджелло стало ясно - развод по-итальянски состоится! И Лоренцо это настолько взбесило, что он... выиграл ItalianGP, больно щелкнув по носу Довициозо и всех заводских боссов. Когда Лоренцо вернулся в закрытый парк, там его приветствовал Даль′Инья, но поздравлять с победой не вышел Президент холдинга Клаудио Доменикали, который в сердцах и уволил уроженца Майорки несколькими днями ранее. До конца сезона Лоренцо отобрал у Довициозо еще две победы, существенно повлияв на шансы Андреа составить конкуренцию Маркесу в схватке за титул.
MotoGP - SpanishGP 2018: Хорхе Лоренцо отметил свой 31-й день рождения в команде
перейти в фотогалерею
После неудачи с Лоренцо (а эту историю в Ducati по-прежнему считают провалом менеджмента №1) Луиджи Даль′Инья и Паоло Чьабатти разработали выдающийся план по созданию коалиции молодых, достаточно дешевых, но супермотивированных пилотов, которые должны были принести Ducati много побед и титулов. О том, что эта система заработала на 100%, все узнали только в 2020. Суть ее состояла в том, что в Ducati Corse отказались нанимать суперчемпионов, вернув большую часть денег в казну (на R&D прототипа). Вместо одного суперчемпиона наняли много молодых новобранцев.
Суть система заключалась в несовершенстве мотоцикла: Андреа Довициозо знал все слабые стороны, но это и было его персональной слабой стороной. Дови слишком концентрировался на том, как исправить недоработки, а не на том, как ехать быстрее с ними, из-за чего часто ругался с Даль′Иньей. Луиджи решил иначе: надо взять пилотов, которые совсем ничего не знают о том, каким должен быть идеальный прототип MotoGP. И это сработало! Молодые новобранцы, пересаживаясь с Moto2 на прототип Королевского класса, обращали внимание только на его мощность и потенциал. И - они... либо падали, либо поднимались на подиум!
Золотоносная система Даль′Иньи
После Довициозо, начиная с 2021 года, победы Ducati принесли многие: Данило Петруччи, Джек Миллер, Хорхе Мартин, Франческо Баньяя, Марко Беццекки, Энеа Бастианини, Жоан Зарко, Фабио Ди Джианантонио, наконец, и сам Марк Маркес достиг вершины на борту Desmosedici.
Даль′Инья и спортивный директор Ducati Паоло Чьабатти создали внутри группировки пилотов порочный круг, в котором главной морковкой стал место в заводской команде Ducati Lenovo Team (с реально высокими зарплатами и шансом стать №1 завода на годы). Молодые претенденты на место в заводской команде из кожи вон лезли, чтобы выслужиться и получить свой шанс на светлое будущее.
Система отработала на 100%, поскольку выявила сильнейшего из большой оравы претендентов - Пекко Баньяю
Пекко Баньяя как ставленник и проект Даль′Иньи - находка десятилетия. Здесь Джиджи раскрылся не только как гениальный инженер и стратег, но и как выдающийся менеджер. Создав армию потенциальных чемпионов, прежде всего, он сразу разглядел в Баньяе будущий бриллиант в короне. Если говорить прямо, на примете у Даль′Иньи был только Пекко, а остальные - лишь претенденты, которые должны были доказывать свое право на существование в системе Ducati.
Именно поэтому у Баньяи больше всего побед в MotoGP за Ducati: даже больше, чем у Кейси Стоунера - 25!
Именно Пекко дали реальное время на обучение и раскрытие своих талантов, и он засиял уже в 2021 году, навязав битву за титул флагману Yamaha Фабио Куартараро. Одной из сторон системы Даль′Иньи/Чьабатти была эшелонированная "оборона" флагмана: у Баньяи всегда был №2, который должен был отрабатывать свой контракт, прикрывая спину лидеру проекта. «Право на победу» у напарника Баньяи появлялось только в случае схода или реального провала Пекко, что случалось нечасто. Петруччи, а затем и Миллер были вынуждены смириться с позицией "телохранителя" у чемпиона. Поэтому, несмотря на победы и подиумы, они все-таки покинули лагерь Ducati без шанса вернуться обратно.
Энеа Бастианини принес Ducati 100 победу
По этой причине 100-ю победу Ducati в MotoGP принес не Пекко. В бешеной погоне за Хорхе Мартином в Мизано одержал верх Энеа Бастианини, который перехватил падающее из рук Баньяи вместе с мотоциклом "красное знамя". Выиграв Гран-При Эмилии-Романьи, Бастианини пополнил свой счет побед до 7-ми. Столько же у Мартина и Капиросси. Но до конца сезона еще много гонок...
P.S. В счет идут только победы в длинных гонках Гран-При, а не спринтовых заездах.
Победители Ducati с 2003 по 22.09.2024:
Франческо Баньяя - 25
Кейси Стоунер - 23
Андреа Довициозо - 14
Хорхе Мартин - 7
Лорис Капиросси - 7
Энеа Бастианини - 7
Джек Миллер - 3
Хорхе Лоренцо - 3
Марко Беццекки - 3
Marc Marquez - 2
Данило Петруччи - 2
Андреа Янноне - 1
Фабио Ди Джианантонио - 1
Жоан Зарко - 1
Трой Бейлисс - 1