МОТОГОНКИ.РУ, 21 ноября 2024 - Хуан Льаянса в паддоке Больших Призов работает дольше, чем большинство из зрителей живет на свете! Несмотря на прозвище - «Хуанито» ("Малыш Хуан"), Лансе уже 64 года, он достиг пенсионного возраста и решил выйти в отставку.
Хуан Льянса (Juan Llansa)
«Хуанито?! Наверное, даже когда мне будет 70, меня так будут называть, а я - откликаться. По-моему, меня всегда так звали»
Большой "маленький" человек
Хуан Льаянса один из механиков, которые нечасто попадают в объективы телекамер и фотоаппаратов, поскольку у него действительно много дел в боксе команды. В Repsol Honda специализацией Хуана является отслеживание ситуации с покрышками и топливом в мотоцикле, а также сборкой тормозных систем. Ответственная и довольно напряженная работа, поскольку от действий механика зависит успех пилота на протяжении всего уикенда MotoGP.
«Не знаю почему, наверное, это у меня в крови - я люблю возиться с покрышками и бензином, обожаю их запах и, если честно, получаю удовлетворение от своей работы. И, конечно, от того, что это действительно важный элемент гоночного бытия, поскольку ни один гонщик не выйдет с пит-лейна на мотоцикле без покрышек и топлива в баке. Моя задача в том, чтобы гонщик не думал об этом вовсе. Для него я - человек-невидимка!»
Хуан Льянса с Хорхе Лоренцо, Fortuna Aprilia GP250, 2006
Хуанито не стал мотогонщиком, хотя планировал участвовать в Гран-При... и участвует уже 50 лет и прославился иным образом:
«В моей жизни была только одна гонка, году в 1972-м, наверное. Но когда я ее проехал, то понял, что недостаточно сумасшедший по сравнению с теми парнями, которые вышли со мной на стартовую решетку. Но к мотоциклам я всегда испытывал трепетные чувства, и от гонок тащился. Парни в паддоке предложили: "Почему бы тебе не попробовать себя в качестве механика? Кажется, рассудительности и точности тебе не занимать. Но для гонщика... ты слишком вдумчивый" - сказали мне».
«Я родился в Барселоне, это многое объясняет. Я с детства "заболел" мотоциклами, мой отец работал в мотосервисе, и большинство моих сверстников увлекались мотоциклами и гонками, поскольку у нас было много мест, где можно было газнуть. Поэтому со школой... особенно не задалось - мы всё время пропадали в мастерской. В 10 лет я уже копался в железках. Отец доверял мне только велики, но увидел, как я их разбираю-собираю и доверил какие-то мотоциклетные узлы тоже. Как мне кажется, я всегда знал, где и что должно быть, как это снять и установить обратно».
Хуан Льянса вместе с Хорхе Лоренцо на их совместном 100-м Гран-При
«Итак, гонщиком я не стал. Но получать удовольствие от гонок можно по-разному. Моя первая постоянная работа механиком [в Гран-При] была у Хулио Миралеса (1988), затем Чави Аруби и Мигеля Телля, наконец, у Алекса Граминьи и Себастьяна Порто. Я весь сезон проработал с Эмилио Альсаморой, когда он стал чемпионом GP125 [в 1999] и затем, когда он перешел в GP250. Еще было сотрудничество с Алексом Дебоном, Исмаэлем Бониллой, Лукой Оливером и, наконец, с Хорхе Лоренцо с 2000 года...»
Старший брат
Хуана Льянсу в Испании прозвали «Старшим Братом Лоренцо», несмотря на прозвище «Хуанито». Но для Хуана Хорхе чуть больше, чем братик...
Все 5 титулов Хуан Льянса выиграл вместе с Хорхе Лоренцо - в GP250 и MotoGP, бок о бок
С Хорхе Лоренцо Хуанито проработал 18 лет (!!!) подряд в разных командах и классах, включая, Yamaha Factory Racing с 2008 по 2016, затем, Ducati Team в 2017-18 и завершил совместный путь только в 2019 в Repsol Honda
О работе с Хорхе Лоренцо: «Для меня он был как сын. Я сделал татуировку со своими внуками на левой ноге, а на правой - Хорхе. Думаю, это многое объясняет, не так ли? Для меня это было очень важным - дать ему всё, чтобы он смог победить. Я начала с ним работать, когда ему было 11 лет! И я действительно очень переживал за него, как за сына. Татушка на ноге представляет все 5 титулов, которые мы взяли вместе - два в GP250 и три в MotoGP».
Хуан Льянса пережил и карьеру Хорхе Лоренцо, как до того многих других гонщиков MotoGP
После завершения Лоренцо карьеры, Льаянса вместе со всей командой перешел к работе с Алексом Маркесом, место которого затем занял Пол Эспаргаро, и вот, с 2023 года Жоан Мир.
«В Repsol Honda я занимаюсь тем, что обеспечиваю нашего гонщика всем необходимым для победы: покрышки, бензин, а также четкая информация - я показываю им пит-борд. Работа с пит-бордом очень важный аспект гонок, это целая наука - какую информацию, в какой момент и как показать».
Хуан Льянса (Juan Llansa)
Когда пилот падает, а его мотоцикл повреждается, у механиков нет отговорок. Есть только задача - собрать новый байк в кратчайшие сроки, да так, чтобы он был не хуже поврежденного. Лучше - вряд ли, поскольку речь идет о тонкой настройке конкретной сборки. Но, не хуже.
«Неправильное давление в шинах или нехватка бензина - это факап, серьезная проблема. Но когда гонщик едет на скорости 300 км/ч, и у него появляется проблема с тормозами, то это уже угроза для жизни. Поэтому, давление на механиков всегда зашкаливает - на них весь груз ответственности за готовность байка. Мы выдыхаем, только когда появляется клетчатый флаг - это момент расслабления».
Татуировка с титулами Хорхе Лоренцо на правой ноге у Хуанито - она пополнилась новой датой в 2015 году
Партнер Хуана по Repsol Honda Чави Ортис вспоминает, как Марк Маркес поймал большой хайсайд на разминке перед Гран-При Малайзии, и команды было полтора часа, чтобы собрать новый Honda RC213V для гонки. И вот, когда байк уже был собран в рекордные сроки, пришла информация, что Маркес не выйдет на старт: «Помню, что в тот момент я заплакал - таково было нервное напряжение» - отметил Ортис.
Как и многие другие инсайдеры MotoGP, Льянса мог бы остаться в команде и работать, отказавшись от выхода на пенсию по возрасту. Но есть причины...
«Почему я ухожу на покой? - спрашивает Хуанито, - Всё просто. Работа напряженная, требует много физических сил. У меня уже появился артроз в суставах, я не могу двигаться так быстро и четко, как прежде. И у меня появились проблемы со слухом из-за постоянного шума. Нам очень важно слышать четкие указания гоночного инженера и при общении с пилотом. Недопустима неверная интерпретация их слов! А у нас сейчас много защитной экипировки, которая усложняет общение - шлемы, наушники и прочее... Может, если бы мы использовали защиту слуха в прежние годы, удалось бы продлить карьеру. Но не думаю».
Последние два года Honda в MotoGP испытывает большое давление со стороны конкурентов.
Подобное Льянса видел много раз за свою карьеру, поэтому никогда не паниковал: «Honda справится. Не было еще ситуации, чтобы Honda не смогла разрешить какой-то вопрос, когда он касался технического момента. Сейчас главной проблемой является аэродинамика и геометрия, что требует достаточно много времени на поиск решения. В любом случае, с приходом новых, молодых пилотов, требуется и новое поколение механиков и инженеров, чтобы они говорили на одном языке. Мое время прошло!»
Что дальше?
«У меня есть внуки, их воспитанием я и займусь в ближайшие годы. Но, честно говоря, пока не знаю, как буду чувствовать себя... без гонок и вот этого вот всего!»