МОТОГОНКИ.РУ, 18 июля 2024 - Календарь MotoGP 2024 года уже сотрясли три отмены. Что про них известно, и какие причины на самом деле стояли за отменой каждого.
В январе стало известно об отмене Гран-При Аргентины, Локальный промоутер был поставлен перед фактом, что ключевой спонсор события - региональное правительство Сантьяго-дель-Эстеро лишилось финансирования из федеральной казны после избрания президентом страны Хавьера Милея, заблокировавшего все региональные бюджетные программы. Контракт Dorna с промоутером, проводящим MotoGP на автодроме Termas de Rio Hondo, заключен до конца 2025 года. Однако, учитывая, что жесткая отмена события произошла всего за 2 месяца до события, будущее этого контракта поставлено под вопрос. Отмена не оставила шансов на замену или перенос события, что вынудит Dorna включить санкции против местного организатора.
Затем, в Индии началась большая избирательная кампания. При смене федерального правительства и органов власти в регионах по традиции полностью блокируются и все финансовые программы, одобренные предыдущим правительством страны. Под эту блокировку попала и программа субсидирования BharatGP на 100 млн рупий. Как сообщали местные СМИ, разблокировка программ должна была произойти после их "верификации" новым правительством, что в теории могло произойти, но в срок не ранее 5-7 июня. Dorna Sports ожидала от местного промоутера FairStreetSports четкого ответа по гарантиям оплаты прав за Гран-При Индии 2 месяца, в итоге, поставив жесткий дедлайн - 5 июня. Акционеры FairStreetSports не рискнули собственными деньгами, запросив у Dorna перенос контракта на 2025 год. И здесь Dorna заявила, что согласна с этим условием... но это не точно, поскольку Dorna пока не подтверждала свои планы. Платеж за права на BharatGP организатор MotoGP не получил, понеся репутационные потери перед акционерами и медийными партнерами (телекомпаниями), что будет вынужден компенсировать им из своей кассы.
Наконец, Гран-При Казахстана... многострадальный Sokol International Racetrack! Отмена дебютного события 2023 года произошла из-за неготовности трассы к проведению события - технический вопрос, который автодром обязался решить летом - и сделал это, если верить инсайдерам. Весной 2024 года члены омолагационной комиссии Dorna и FIM посетили Sokol с инспекцией и по некоторым отчетам были настроены позитивно. Сотрудникам Dorna даже разослали инструкции по логистике для поездки в Алма-Ату, а бывшему директору Sepang International Circuit Разлану Разали поручили собрать команду маршалов из Малайзии и Катара с тем, чтобы подкрепить "не обстрелянную" местную (по сути, речь шла об импорте 150 опытных маршалов для работы на событии). Всё могло бы состояться. Но нет.
Об истинных причинах когда-нибудь мы узнаем. Официальной была названа такая: последствия паводка, накрывшего северные регионы Казахстана этой весной. Перенос на сентябрь был своего рода отсрочкой отмены. В итоге, весьма ожидаемо пришло подтверждения замены KazakhstanGP. Почему именно на Гран-При Эмилии-Романьи, почему Misano World Circuit? Ответ слишком очевиден: средства, которые Dorna сэкономит на логистике из-за отказа лететь в Индию и Казахстан, она должна будет заплатить Мизано за организацию этого события, а не наоборот, получить их в качестве взноса за права. Заплатка это!
Соответственно, Кармело Эспелета не досчитается в 2024 году, как минимум, 12 млн чистой прибыли. Эспелета крайне недоволен, что и выразил в интервью Speedweek.
«Очевидно, что мы были вынуждены отменить Аргентину из-за политической ситуации. У Индии возникли сложности, которые нужно было разрулить, с чем они не справились в установленный срок. Но я могу их понять, поэтому мы приложим все силы, чтобы вернуться в Индию, поскольку это действительно важное событие для MotoGP. Однако у нас есть контракты на два этих события, и оба они не исполнены...» - с явной угрозой сказал Эспелета.
Ситуация с Гран-При Финляндии по мнению Эспелеты аналогична нынешней ситуацией с Казахстаном, и для Кармело это болезненная тема еще вот почему:
«Финляндия построила трассу. Почти. Я хорошо запомнил, что в день, когда мы прилетели с инспекцией [на Kymiring, прим. МОТОГОНКИ.РУ], я получил известие о гибели Анхеля Нието. Это произошло прямо в процессе инспекции. Тогда, трек был практически готов, но затем... ничего не произошло. Мы не можем оставлять подобные ситуации без внимания!»
Кармело Эспелета заявил однозначно: «С этого момента промоутеры, которые намерены организовать Гран-При, должны будут внести предоплату - депозит, который потеряют в случае отмены по любой причине. Это гарантировало бы серьезность намерений»
Вот почему финские промоутеры были подвергнуты судебному преследованию со стороны Dorna Sports, которая потратилась на рекламу события, которое не могло состояться априори! Dorna вложилась в каждое из несостоявшихся событий, как минимум, организовав промо-кампании для каждого, выделив сотрудников, потратив время и ресурсы, в конце концов, репутацию.
Эспелета снова ориентируется на Формулу-1: в прошлом году F1 пришлось пожертвовать двумя этапами, чтобы сохранить целостность инфраструктуры чемпионата и не потерять больше денег.
«Тут сложный вопрос, - говорит Кармело, - Если действовать слишком реактивно и говорить "нет" каждому потенциальному партнеру, ты никогда не вырастешь. Но бы должны себя как-то обезопасить на будущее. Опыт коллег [из Формулы-1] показывает, что некоторые решения [об отмене этапов] имеют под собой основания».
«Конечно, мы не любим отмены. Но еще больше мы не любим плохо подготовленные события» - добавил Кармело Эспелета
Кому адресована последняя фраза?
Аргентинский организатор уведомил Dorna незадолго до решения об отмене, что «не может гарантировать достаточный уровень сервиса» в связи с отменой финансирования со стороны региональных властей. К тому моменту, подавляющее большинство инсайдеров паддока MotoGP уже оплатили свои перелеты и отели, многие из которых были невозвратными. Средняя стоимость авиаперелетов и гостиниц на европейца в Аргентине превысила 2500 евро; в паддоке MotoGP порядка 1300 постоянных сотрудников, более 1000 из которых постоянно проживают в Европе/Великобритании. Персональные финансовые потери огромны, негодованию потерпевших нет предела... К счастью для большинства из них, сомнения насчет Индии были слишком очевидны, чтобы делать ранние бронирования. Но те, кто сделал их сразу после события 2023 года, просчитались.
Промо-кампания Гран-При Казахстана никогда не начиналась - ни в 2023, ни в 2024 году, что не может не вызывать опасений в серьезности намерений. Несколько тысяч потенциальных зрителей сидели на иголках 3 месяца в ожидании старта продаж, чтобы успеть забучить отели и вовремя купить немногие доступные на конкретные даты авиабилеты. Их разочарованию также нет предела!