МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
51307
17 марта 2015 в 16:24
 
МОТОГОНКИ.РУ, новостная редакция © MOTOGONKI.RU

MotoGP: Как работает Seamless transmission - Yamaha и Honda

Инженеры заводских проектов Yamaha Factory Racing и Honda Racing Corporation в MotoGP объяснили, что получили от использоваться "безрывковых" трансмиссий, также пытаемся выяснить, чем они отличаются.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 17 марта 2015 - Принцип действия seamless transmission достаточно сложен, но в двух словах отличие от традиционной КПП можно описать так.

Смысл коробки передач в том, чтобы сбалансировать скорости вращения вала на двигателе и колесе. Если двигатель будет вращаться быстрее, чем может прокручиваться колесо, начнется slide, если медленней, заблокироваться может уже двигатель.

Классическая трансмиссия связывает двигатель (коленчатый вал) и заднее колесо через пары шестерней различного диаметра (с разными отношениями). Сцепление размыкает эту цепочку ("отключает" КПП от коленвала - пары шестерней начинают вращаться свободно, без нагрузки), чтобы пилот мог переключить передачу механическим переводом селектора с одной пары шестерней на другую: перевести селектор можно только без нагрузки. Затем, сцепление подключается, выбранная пара блокируется и на нее с двигателя вновь начинает поступать энергия, затем - на финальный приводной вал, на котором закреплена ведущая звезда. В момент переключения передачи поток мощности прекращается, что снижает напряженность на колесе, но затем происходит подхват и колесо толкается с новым усилием - и чувствительным рывком. Чем мощнее двигатель, тем сильнее рывок. Плюс, в момент переключения происходит просадка мощности, теряется время - 0.3-0.6 секунды, но на 120 км гоночной дистанции они складываются в секунды и секунды отставания от идеала.

Система Quickshifter позволяет ускорить переключение до 0.048 секунды, чем и пользуются прорайдеры всего мира. Сенсор квик-шифтера, установленный на лапке переключения передач, ловит момент нажатия на лапку и передает сигнал в блок управления, который отключает зажигание (на сотую долю секунды), в этот момент происходит механическое переключение между парами: ведь без нагрузки поймать момент "синхронизации" в 10 раз быстрее!

Honda RC213V Seamless transmission
Honda RC213V Seamless transmission


Seamless transmission, подобно DCT (Dual Clutch Transmission, изобретенной и внедренной Honda в 2010), позволяет подключать ОДНОВРЕМЕННО две пары шестерней, расположенных рядом, передавая мощность с одной на другую с минимальным временным интервалом. Только схема DCT запрещена регламентом MotoGP, а Seamless нет: ее суть в минимизации задержки при переключении.

Honda Racing первой внедрила инновационную систему в 2011 году, еще в 800-кубовом Honda RC212V.

В Seamless transmission от Honda ("безрывковой", то есть обеспечивающей почти постоянный поток мощности на заднее колесо) пары шестерней вращаются свободно вместе с валом финального привода (и колесом), но имеют две пары селекторов для храповика: два активизируются в момент переключения, два уже после, таким образом система постоянно "тянет"; в нужный момент, когда задействуются две пары шестерней, происходит отключение зажигания, но на чрезвычайно короткий период - до 0.01 секунды, как в случае использования Quickshifter, - а затем отключение предыдущей пары. Переключение происходит механически, но контролируется электроникой. В системе не задействованы никакие сервоприводы или гидравлика, что, впрочем, и так запрещено Регламентом MotoGP. При переключении передач вниз, пары "собачек" блокируют обратное прокручивание вал, тогда в дело вступает проскальзывающее сцепление, которое предотвращает блокировку заднего колеса.

Схема передачи мощности с вала на пары
Схема передачи мощности с вала на пары


Обе трансмиссии приводятся в действие селекторным валом оригинальной формы.

Такео Йокохама, HRC: "При использовании Seamless transmission главным преимуществом является то, что нет разрыва в передаче мощности на заднее колесо, сцепление задействовано постоянно, даже при переключении передач. Это означает, что переключение КПП происходит плавнее, без рывков, сокращается время самого переключения - система работает более эффективно".

Говоря это, Йокохама имеет в виду, что за 0.01 секунды колесо не успевает сделать и трети оборота (на скорости 200 км/ч), а на меньших скоростях это означает просто ничтожные потери.

Он продолжает: "Второй важной особенностью является плавность. Часто, при переключении передач в сильном наклоне мотоцикл терял стабильность. Теперь можно переключаться без боязни, даже в самом низком наклоне".

Хорошо известно, что с момента внедрения первой версии Seamless в Yamaha YZR-M1 (после успешных испытаний в Брно 2013 года), три месяца Валентино Росси и Хорхе Лоренцо имели возможность мгновенно переключаться только вверх, тогда как вниз эта система работала "как обычная" трансмиссия с проскальзывающим сцеплением: пилотам требовалось выжимать рычаг при нормальном понижении передачи. Весной 2014 года КПП была проапгрейжена, так что Росси и Лоренцо уже не требовалось каждый раз пользоваться сцеплением. Но полноценное переключение вниз во всем диапазоне передач было внедрено лишь на тестах MotoGP в Сепанге, в этом феврале, теперь Росси и Лоренцо имеют возможность пользоваться всеми возможностями Seamless.

Отличием КПП Yamaha от Honda является необходимость выжима сцепления для перевода в нейтральное положение, при этом, КПП Yamaha может перейти на нейтраль с любой передачи, тогда как в Honda переключение секвентальное (если ты на 5-й передаче, нужно щелкнуть 4 раза вверх, чтобы дойти до нейтрали). Достаточно тонкий момент, ибо инженеры, конечно же, не рассказывают, каким образом здесь все устроено.

В конце января 2015 года Куити Тсудзи, главный разработчик Yamaha YZR-M1 подтвердил, их трансмиссия - 100% оригинальной конструкции, не имеет ничего общего с Honda: "Не задействовано ни одного патента [Honda]. Изначально, новая КПП была по габаритам больше стандартной и весила тоже больше, поэтому мы были вынуждены полностью изменить ее дизайн. Вписались в лимиты с большим трудом. Совершенствование продолжается по сей день - пробуем разные материалы, дизайн деталей... большая работа".

Возможно, подробности появятся по ходу сезона 2015 года.

Рамон Форсада, Yamaha Factory Racing: "Для нас главным обновлением является возможность переключения передач без сцепления - и без рывка - вниз, как и вверх. Раньше, мы могли переключаться только вверх, а теперь seamless помогает нам на торможении, которое стало значительно эффективней, особенно, в очень больших углах наклона".

Пилоты топовых команд MotoGP могут переключать передачи вверх и вниз, вообще не производя никаких дополнительных действий, даже не закрывая ручку газа: электронная система ride-by-wire добавить газ (сделает перегазовку) автоматически, если есть риск потерять момент, а seamless сгладит это полностью.

"При переходе на seamless transmission в 2013 году, мы получил большой прирост в жизнеспособности задней покрышки, - добавил Форсада. - Нагрузка на покрышке, возможно, осталась на прежнем уровне, но поскольку нет рывков в передаче мощности, износ стал ровным и предсказуемым по всей площади. Раньше, ну, или на обычном уличном мотоцикле, переключая передачу вниз, двигатель заставлял заднее колесо прыгать из-за скачков в моменте, колесо проскальзывало или блокировалось - пусть и на доли секунды, но резина от этого портилась больше, что естественно. Теперь у нас значительно больше свободы в прогнозах на гонку".

Важные новости
 
Марк Маркес не вернется на старт в сезоне MotoGP 2025 года
Марк Маркес не вернется на старт в сезоне MotoGP 2025 года

Выиграв свой 7-й титул в MotoGP на Гран-При Японии в Мотеги, Марк Маркес затем получил новую травму и был вынужден выйти из игры после гонки в Мандалике. Спустя неделю, лечащие врачи решили пойти на операцию, которая полностью перевернула представление Марка о сезоне 2025 года: он не хочет возвращаться на старт даже в Валенсии.
Шестикратный чемпион World Superbike Джонатан Рэй ушел, сохранив за собой 6 рекордов всех времен
Шестикратный чемпион World Superbike Джонатан Рэй ушел, сохранив за собой 6 рекордов всех времен

Джонатан Рэй покинул здание! Единственный в своем роде 6-кратный чемпион мира по Супербайку завершил карьеру профессионального гонщика на Circuito de Jerez, на финале World Superbike 2025 года. Северный ирландец завершил сезон неудачно, с новой травмой, которую получил в воскресном спринте, но сохранил за собой шесть рекордов всех времен, побить которые будет теперь непросто.
Валентино Росси - о наследии VR46 в MotoGP: три пилота Академии в заводских командах, а Баньяя - снова будет побеждать!
Валентино Росси - о наследии VR46 в MotoGP: три пилота Академии в заводских командах, а Баньяя - снова будет побеждать!

Валентино Росси держит путь в Сепанг, где в эти выходные состоится следующий этап MotoGP, классический осенний Гран-При Малайзии, где решилась судьба многих титулов, включая последний его - 9-й мировой, 7-й в MotoGP... Выиграв гонку в Индианаполисе, теперь уже за рулем гоночного болида BMW M4 GT3, Росси спокоен за свое наследие в Больших Мотоциклетных Призах: вероятно, он дал итальянскому мотоспорту больше, чем все его предшественники вместе взятые за последние 30-40 лет.
Расписание и трансляции 20 этапа MotoGP 2025 MalaysianGP - Гран-При Малайзии
Расписание и трансляции 20 этапа MotoGP 2025 MalaysianGP - Гран-При Малайзии

Финальный аккорд Тихоокеанского тура MotoGP - Гран-При Малайзии, 20 этап чемпионата мира по Мото Гран-При состоится в ближайшие выходные на Sepang International Circuit. Расписание трансляций и особенности #MalaysianGP 24-26 октября 2025
Легенда MotoGP Валентино Росси выиграл финал Intercontinental GT Challenge так же, как Гран-При Индианаполиса 17 лет назад
Легенда MotoGP Валентино Росси выиграл финал Intercontinental GT Challenge так же, как Гран-При Индианаполиса 17 лет назад

Валентино Росси вернулся за руль заводского BMW M4 GT3 в Индианаполисе, где одержал свою первую победу на американской земле на пути к шестому титулу в MotoGP 2008 года. На этот раз, победа за рулем спорткара стала особенной - принесла удовольствие легендарному итальянцу, а BMW Motorsport - Кубок производителей в серии Intercontinental GT Challenge 2025 года.
Король бэггеров: самый дорогой серийный харлей -  Harley-Davidson CVO Road Glide RR стал доступен клиентам
Король бэггеров: самый дорогой серийный харлей - Harley-Davidson CVO Road Glide RR стал доступен клиентам

Представленный еще в марте 2025 года уникальный Harley-Davidson CVO Road Glide RR, наконец, стал доступен клиентам в США. В названии мотоцикла «RR» означает буквально Race Replica и говорит о том, что это реплика гоночного харлея, который используется в MotoAmerica King of the Baggers... а теперь будет использоваться в новой мировой серии в рамках чемпионата по MotoGP. Сколько он стоит и из чего состоит: все подробности и детали.
Финал традиционного чемпионата по Супермото и минимотарду 2025
Финал традиционного чемпионата по Супермото и минимотарду 2025

Итоги одного из самых массовых чемпионатов в российском мотоспорте - традиционной серии по Супермото и Минимотарду 2025 года подведены: чемпионы определились на финале в Рязани, который принимал один из лучших картодромов страны, АСК «Атрон»
Для сохранения сборки мотоциклов KTM в Австрии детали придется делать в Китае
Для сохранения сборки мотоциклов KTM в Австрии детали придется делать в Китае

С мая 2025 года, когда ситуация вокруг едва не обанкротившегося австрийского производителя мотоциклов KTM, кстати, крупнейшего производителя Европы в численном выражении, было опубликовано много противоречивых соображений и высказываний боссов компании: новый генеральный директор KTM AG Готтфрид Ноймайстер дал очередное интервью, в котором поспешил заверить последователей, что производство в Маттигхофене удастся спасти, как и лейбл Made in Austria, но...
Сошлют в Сибирь убирать снег: новые подробности провала Ducati и Баньяи на ГП Австралии MotoGP 2025
Сошлют в Сибирь убирать снег: новые подробности провала Ducati и Баньяи на ГП Австралии MotoGP 2025

Siberia распахнула свои объятия и приняла в них Пекко Баньяю, который не завершил вторую длинную гонку MotoGP подряд после Индонезии - теперь, в Австралии. Phillip Island, где Ducati доминировали в 2024 году, в 2025 стал едва ли не худшей трассой. Что там произошло, в частности, с Алексом Маркесом, поначалу претендовавшим на подиум, но особенно, с Баньей?
Булега и Софуглу ставят точку в скандале: послание мотоциклетным «ультрас» - на финале WSBK в Хересе всё было по-честному!
Булега и Софуглу ставят точку в скандале: послание мотоциклетным «ультрас» - на финале WSBK в Хересе всё было по-честному!

Николо Булега после инцидента с Топраком Разгатлиоглу в Superpole Race почувствовал на себе крайне негативную реакцию собравшейся в Хересе публики: итальянца эскортировали в отель под охраной полиции, потому что в мотогонках появились свой «ультрас»... даже в 2015 году на финале MotoGP в Валенсии, когда паддок разделился на сторонников Росси и сторонников Маркеса, подобной реакции не наблюдалось! Каждая сторона сказал свои слова.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 17 марта 2015
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


7.25 МЛН
годовая
аудитория
657389
посетителей
в месяц
19224
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island