МОТОГОНКИ.РУ, 16 ноября 2022 - Заводской проект Suzuki достиг цели в 2020 году, когда Жоан Мир стал чемпионом MotoGP, а Алекс Ринс боролся за 2-е место в чемпионате. Завод даже претендовал на Кубок производителей и командный титул, но Тройная Корона была упущена в последний момент из-за неудачного стечения обстоятельств.
Давиде Бривио, менеджер Team Suzuki ECSTAR - что-то чувствовал?
Самым неожиданным было то, что добившись вершины в карьере менеджера и фактического организатора проекта Suzuki, Давиде Бривио, руководивший Team Suzuki Ecstar с момента его реинкарнации в 2012 и до конца 2020 года, внезапно покинул команду. Как выяснилось, его позвали на работу в команду Alpine F1, и он незамедлительно согласился. Решение покинуть Suzuki - Бривио объяснил желанием «принять новый вызов». И хотя затем он в нескольких интервью заявлял, что новая работа по сравнению с руководством командой MotoGP - «скука смертная», намерений вернуться в мотогонки не выказывал.
Давиде Бривио покинул проект Suzuki вовремя? Так он что-то знал или догадывался? Он никогда не отвечал на этот вопрос, лишь загадочно улыбаясь...
Сезон 2021 года прошел для Team Suzuki Ecstar без менеджера. Это был странный год для заводского проекта, который не вел никаких глобальных разработок из-за заморозки девелопмента (следствие короновирусного кризиса 2020 года). Инженерная мысль развивалась в Suzuki по принципу «работает - не трогай»: прототип GSX-RR сохранил все сильные качества, оба пилота команды боролись за подиум и победы... Но уже тогда удержать уровень 2020 года было непросто. Сыграло роль и отсутствие Бривио - команда не успела адаптироваться после его ухода. Проблемы команды уже тогда могли подтолкнуть заводской генералитет к принятию кое-каких решений.
Прибывший на место Бривио в начале 2022 года Ливио Суппо подхватил падающее знамя. К сожалению, опытный управленец и Серый Кардинал паддока, успевший послужить домам Ducati и Honda, приведший Кейси Стоунера к титулу в 2007 и организовавший его "побег" в HRC, а затем сем возглавивший на 6 лет Repsol Honda... не успел раскрыться как руководитель: всего через 3 месяца после вступления в должность, как гром среди ясного неба прозвучала новость о закрытии гоночного департамента Suzuki. Это означало не только сворачивание программы в MotoGP, но также в Супербайке, World Endurance и точку в нескольких кроссовых и эндуро-проектах - всё, чем на протяжении 40 лет завод так гордился.
Suzuki просто выключили мотоспорт из своей программы, не оставив ничего, что было бы напрямую связано с заводом. В бюджете компании сохранилась только строчка о поддержке двух клиентских (дилерских) проектов в США
Почему это произошло и как все вовлеченные в проект отреагировали на известие, Ливио Суппо объяснил, спустя более полугода после первого шока: теперь он не просто понимает, что привело к решению, но и в целом одобряет его, как бизнесмен. Суппо после увольнения из HRC в 2018 занял пост генерального директора в компании-производителе электровелосипедов THOK, стал подрядчиком Ducati - именно он производит модельный ряд e-bike′ов MIG и TK. В эту же компанию он вернется после прощания с Team Suzuki Ecstar.
В двух словах, объяснение Суппо можно трактовать следующим образом: производителю мотоциклов сегодня уже не обязательно иметь такое обременение, как заводской проект в мотогонках - в этом нет ни смысла, ни необходимости
Объяснение Суппо можно рассматривать и как предупреждение промоутеру MotoGP Dorna Sports: чемпионат мира стал настолько сложным и дорогим, что это не коррелирует с тенденциями в индустрии, и это легко может привести к уходу из Гран-При еще, как минимум, одного японского производителя в ближайшее время, потому что все японские заводы оказались примерно в одном положении.
«В каждой компании есть люди, которые хотят идти своими путями, видя в них правильные. Одни считают, что надо двигаться так. Другие, этак. Для тех, кто считал, что традиционные ценности [Suzuki] - приверженность мотоспорту, развитие через спорт - сегодня грустный день. А вот насчет остальных я не уверен! Решение принято, его поддержало большинство в совете директоров».
Ливио Суппо, менеджер Team Suzuki Ecstar
«Я - парень из гонок. Но вот для парней с завода (и это не только Suzuki касается), знаю, что участие в гонках - это вещь уже давно не обязательная, даже весьма обременительная. Те, кто увлечен гонками, часто забывают об этом» - сказал Суппо в свой последний рабочий день в MotoGP в Валенсии.
«Гонка совершенно необязательный атрибут, - продолжает Суппо. - Есть вещи поважнее с точки зрения бизнеса: обязательно иметь хорошую коммерческую структуру, хорошую маркетинговую структуру, продуктовую и продажную - вот, что делает бизнес и приносит деньги. Гонки их только потребляют».
По статистике 2021-22 года Honda и Yamaha выиграли глобальную битву за мировые рынки, их производство и продажи во много раз превосходят и Suzuki, и Kawasaki, и всех европейских производителей вместе взятых. Речь идет о 15-17 миллионах произведенных и проданных Honda в сравнении с 4-5 млн Yamaha и 1.7 млн Suzuki, тогда как Kawasaki, KTM, BMW и Ducati вместе не дотягивают до итогов Suzuki.
Флагманские модели, которые призваны продвигать и промоутировать гонки типа MotoGP и World Superbike, составляют процент от общей статистики, не являясь главным драйвером на рынке!
Да и сами рынки уже давно сдвинулись: сегодня это Индия, Китай и АСЕАН, которые суммарно дают той же Honda Motor Co. более 80% годовых продаж, и где мотоциклы с большими двигателями составляют смехотворные 0.5% от всего парка техники. Если сложить всё мировое производство и продажи японских и европейских марок, оно составит порядка 25 млн единиц в год, из которых в целевой группе окажутся лишь 200-250 тыс мотоциклов, то есть около 1% [по данным за 2019-21].
Суппо продолжает: «Гонки - это плюс, особенно, если у компании есть такие традиционные ценности. Для Ferrari и Ducati, связанных с гонками на 100%, это ключевой элемент стратегии, бизнеса и маркетинга. Но для компаний, как Suzuki, Yamaha и Honda, даже если вы не участвуете в гонках, это не скажется на судьбе компании - потреблении продукта, продажах. Понимаете?»
«Гораздо важнее иметь правильный продукт, чем выигрывать гонки. Уж я-то это знаю и хорошо понимаю тех, кто в компании считает, что лучше перераспределить ресурсы на производство правильного продукта. И потому я принимаю, уважаю и поддерживаю это решение Suzuki. Горжусь, что я участвовал в этом проекте - это было здорово».
Лин Джарвис, босс Yamaha Racing MotoGP прощается с боссом Team Suzuki Ecstar Синити Сахарой
Suzuki меняет концепцию и бизнес-модель, переориентируя свое производство с техники с ДВС на 100% электротранспорт в ближайшие годы. Это - определенность, план. Следующей компанией, которая может последовать за Suzuki, а сейчас стоит на перепутье, будет Honda Motor Co, определившая переход на "электрические рельсы" с 2025 года: к тому сезону будут представлены первые 10 электрических моделей мотоциклов и скутеров, а за ними - еще порядка 10-15. Цель Honda перейти к углеродной нейтральности в 2040-2050. И пока рабочей альтернативы электросиловым установкам на рынке нет.
Kawasaki и Yamaha пока воздерживаются от радикального планирования, представляя на выставках "зеленые" концепты - у каждого своё видение. Но и Honda не планирует "отправлять на мясо" свою дойную корову - малокубатурные скутеры и мотоциклы с примитивными (и не очень) ДВС, которые столь популярны в странах Юго-восточной Азии, Китае, Индии, Южной Америке и России. Каждый раз, говоря о смене концепции на «зеленую», японцы подразумевают, что речь пойдет о топовом сегменте, где они могут занять нишу и стать флагманами рынка.
А для продаж миллионов дешевых мотиков космические технологии и участие в MotoGP не требуются - та техника сама себя продает и будет продавать еще много-много лет.