МОТОГОНКИ.РУ, 14 ноября 2023 - Главный правообладатель и организатор чемпионата мира по Мото Гран-При всерьез опасается, что после 2025 года еще, как минимум, один японский завод навсегда покинет MotoGP - будет это Yamaha или ее ключевой соперник Honda, не важно. После ухода Suzuki нет ничего невозможного, а компенсировать подобные потери просто некем. Нет на рынке других компаний, которые могут себе позволить спорт высших достижений на том уровне, который сегодня диктуют Ducati, Aprilia и остальные.
И даже самые богатые мотоциклетные производители, такие как Honda и Yamaha, чьи годовые обороты продаж в десятки раз превышают обороты Ducati и Aprilia, уже сомневаются, имеет ли смысл вкладывать десятки миллионов в MotoGP, если нельзя в краткосрочной перспективе добиться быстрых результатов. Если в середине 2000-ных реализация плана R&D на 2-3 года приводила к технической революции, то сегодня эта революция происходит каждый сезон... и кое-кто явно не поспевает.
Honda и Yamaha занимают последние позиции в Кубке производителей MotoGP, и это худшие сезоны в их истории. В Suzuki сумели предугадать ситуацию и выйти, иначе сегодня завод из Хамамацу занимал бы, вероятно, срединную позицию между HRC и Yamaha Racing в антирейтинге Королевского класса. Спасение имиджа и бюджета - это неплохой выход!
Так вот, чтобы спасти ситуацию с Yamaha и Honda, Dorna придется вернуть концессии, то есть дать этим двум заводам явные преференции. Но сам по себе промоутер не имеет такой абсолютной власти, он должен провести систему через общее одобрение членов Ассоциации производителей MotoGP (MSMA). Ранние предложения Dorna были встречены в штыки со стороны Ducati, но новая версия, представленная в минувшую пятницу в Сепанге, получила поддержку всех пяти заводов.
Новая система концессий - это система ограничений, а не преференций: она будет касаться персональных лимитов на покрышки, тестовые сессии и двигатели в рамках каждого производителя
Идея выдачи до 10 wildcard разработчикам и тест-пилотам заводов-аутсайдеров была, в итоге, похоронена успешными (европейскими), поскольку Ducati и KTM так же хотели бы воспользоваться этой привилегией, но Dorna решила, что им хватит того, что уже есть. В итоге, проект был полностью зарезан.
Новая система, предложенная Dorna, базируется на заработанных каждым заводом очках в Кубке производителей, что является объективным критерием оценки "производительности" каждого члена MSMA. Сейчас наблюдается явный перекос в сторону Ducati, благодаря 8-ми прототипам этой марки на старте. KTM и Aprilia проигрывают Борго-Панигале вдвое, а японцы - вчетверо больше очков!
Смысл новой системы: чем больше очков заработано в предыдущем сезоне (2023), тем серьезней будут ограничения в следующем (2024), но после расходования концессионных пунктов, ситуация должна выравниваться
Aprilia и KTM рассматриваются как середняки, и их позиции будут определяющими уровень. Dorna предлагает выделить на каждого гонщика этих заводов по 200 пунктов для дальнейшей оценки их производительности. Ducati доминирует, и их пилоты получат только 170 пунктов. Honda и Yamaha отстают, им выделят по 230 пунктов.
Ducati как доминирующий производитель не получит никаких преференций в 2024 году: у них будет то же количество тестовых дней, как в 2023.
Остальные могут получить прибавку по выделяемым на тесты покрышкам в зависимости от концессионного счета (этот пункт пока не прошел одобрения Ducati, поскольку может возникнуть неадекватный перевес в пользу ближайших соперников - Aprilia и KTM).
Второй момент, увеличение квоты на двигатели с 7-ми (единая квота для всех) до 9-ти моторов на пилота, как было с концессиями Aprilia и KTM в 2020 году. Впрочем, это спорный момент, поскольку все моторы будут в единой спецификации, зафиксированной на Гран-При Катара, и вести разработку японцы всё равно не смогут. А с надежностью у Honda и Yamaha традиционно всё в порядке, им с лихвой хватает 7-ми двигателей. Вот у Aprilia с этим проблемы, но Ноале не получит в 2024 году прибавки, поскольку не является отстающим. В общем, этот пункт обсуждается.
План находится в черновом варианте и будет прорабатываться в рамках MSMA в следующие две недели. Dorna должна представить его ДО ухода на зимние каникулы 1 декабря 2023 и внедрить до официальных тестов IRTA Sepang MotoGP в феврале 2024 года, где эти правила начнут работать в полной мере.