МОТОГОНКИ.РУ, 13 декабря 2022 - Пернат был среди тех, кто хорошо помнит 90-е - как всё было до прихода Dorna Sports к управлению Гран-При, и как стало после. Он уверен, что всё развивается логично: спорт отойдет далеко на второй план, чтобы инвесторы Dorna Sports смогли вернуть деньги и заработать в переходный период.
«На самом деле, мы многим обязаны Dorna: когда она пришла к власти в 1992 году, мы, честно говоря, были немного цыганами. У одних были красные штаны, у других желтые рубашки, у третьих зеленые… Мы были не слишком профессиональны. Новый промоутер пришел, проделал большую работу в области маркетинга и реорганизации и, на мой взгляд, до 2020 года их всегда можно было ставить в пример другим организаторам мировых спортивных событий» - сказал Пернат в интервью итальянскому Corsedeimoto.
Но после 2020 года Dorna Sports оказалась в тяжелой экономической ситуации. Судя по отчетам, промоутер MotoGP впервые за 20 лет оказался в минусе после «спасательной операции» из-за пандемии: в конце 2021 испанская компания вновь объявила о чистом убытке на 44.8 млн евро, который в сумме с почти 100-миллионным годом ранее приблизился к отметке в 140 млн. И показатели 2022 года явно не помогли Кармело Эспелете заработать больше.
Пернат, находясь постоянно внутри MotoGP, видит ситуацию так: «В 2020 всё испортила пандемия. У нас не было зрителей, и Dorna потеряла много денег. Они не принадлежат сами себе, поэтому [инвестор] фонд Bridgepoint Capital оказал на них давление. Пришлось что-то делать. Кармело действовал инстинктивно, нежели рассуждая и строя долгосрочные, хорошо продуманные планы».
«В такой ситуации у них было два пути: либо вы брали двух выдающихся менеджеров, таких как в F1, например, Давиде Бривио и нового коммерческого директора, либо вы шли привычным путем, где всё подчинено главе компании. Я имею ввиду назначение на пост Директора по безопасности, [племянника Кармело Эспелеты] Томе Альфонсо. Кармело имеет на это полное право. Но это первые очень неприятные знаки того, что на самом деле творится в MotoGP: вместо того, чтобы нанять профессионалов, он взял членов семьи».
Назначив на пост Директора по безопасности MotoGP подотчетного человека, Dorna обезопасила себя от вероятных эксцессов в плане омологации новых трасс и оказания давления на владельцев классических автодромов: теперь в их руках все рычаги - от сертификации трасс до инструментов для обоснования реконструкции.
Далее последовали решения по переформатированию календаря и уикендов MotoGP, чтобы попытаться вернуть на трибуны зрителей и создать предпосылки для активных продаж паддок-пассов (а не просто билетов на трибуны). Расширение календаря - это новые сверхдоходы Dorna (национальные права на трансляции, права на проведение Гран-При, новые спонсоры и рекламодатели). Компенсировать потери 2020-21 года придется еще несколько лет. А в 2025 году MotoGP ждет глобальное переформатирование из-за возможной перемены в самой концепции мотоциклетной индустрии, подобной революции 2002 года с полным отказом от 2-тактной техники.
«Думаю, что мы скоро увидим новые волюнтаристские решения [Кармело Эспелеты], - продолжает Пернат. - Как я к этому отношусь? Головой я понимаю, что - и повторю! - он имеет на это право, чтобы удержать ситуацию под контролем. Сердце же чует, что чемпионат круто изменится в самом скором времени. Как? Не знаю. То, что Dorna сделала в 90-х - это была настоящая культурная революция, все им благодарны за это. Мы научились зарабатывать и делать красиво. Но не получится ли, что теперь участникам шоу придется заплатить за это двойную цену».
Речь идет о полной потере свободы. Если раньше заводы и команды могли влиять на решения промоутера, то теперь Dorna принимает их без оглядки на мнение участников MotoGP.