МОТОГОНКИ.РУ, 3 августа 2022 - Огромные средства, которые Dorna удалось сэкономить на логистике из-за пандемии в 2020 году, не помогли компенсировать провал в сборах 2021 года. И сезон-2022 пока выглядит не лучше.
В 2020 году, когда весь мир закрылся на локдаун, Dorna удалось сымпровизировать - придумать новую схему ротации этапов с даблхидерами (по два этапа подряд на одной трассе), благодаря чему удалось провести достаточное количество гонок для соответствия статусу FIM World Championship. Промоутер выполнил свои обязательства и перед телезрителями, и перед партнерами, и перед Федерацией. Это обошлось Dorna очень дорого: все затраты на логистику в Европе легли на плечи промоутера, плюс, пришлось «похоронить» 45 млн евро, вернув их частично или целиком организаторам Гран-При.
Традиционно, Dorna вкладывает большую часть заработанных денег обратно в MotoGP, развивая команды и помогая им переживать сложные времена. По-настоящему тучные 2015-2019 годы позволяли компенсировать командам до 60% из расходов, и чемпионат MotoGP процветал. Появился новый Кубок мира по MotoE, инновационная серия-монокубок для электромотоциклов; введено много других новых идей. Dorna заработала рекордные средства на продаже телевизионных прав, готовилась прийти в Россию, Финляндию, Вьетнам и Мексику, расширить календарь на Ближний Восток, добавив гонки в Саудовской Аравии и/или Бахрейне. Появилось много желающих провести новые национальные Гран-При, и Dorna объявила о плане ротации трасс, чтобы состряпать календарь в 22-23 гонки при наличии 24-25 трасс в запасе... В общем, много планов.
Но все они были поставлены на паузу в 2020-21. Просто на паузу, хочет убедить нас Dorna! В многочисленных интервью Кармело Эспелета не видит никаких проблем с осуществлением своей стратегической линии 2022-2026 года.
Однако есть важный фактор, который может разочаровать: отсутствие зрителей на трибунах снизило заинтересованность спонсоров чемпионата - многие из них ушли из MotoGP, другие существенно сократили свои бюджеты. Спонсоры всегда составляли большую долю доходов Dorna, наряду с продажей телевизионных прав.
Заработок Dorna распределялся примерно так: до 85 млн приносила продажа прав на организацию Гран-При; более 100 млн поступали от прав на телевизионные трансляции и до 100 млн от прямой продажи контента через собственные каналы; еще до 65 млн евро ежегодно приносили спонсоры и прямые рекламодатели. Таким образом, нормальный оборот Dorna составлял до 350 млн евро в год. И вкладывая до 2/3 этой суммы обратно в чемпионат, компания демонстрировала чистую прибыль на уровне 110-120 млн евро. Так было до 2019 года. Но потом что-то пошло не так.
В 2019 Dorna через инвестиционную группу Bridgepoint, которой она принадлежит, просила о предоставлении многолетнего кредита в сумме 221 млн евро, который компании был одобрен. Кредит был нужен, чтобы перекрыть нехватку 8.3 млн евро в 2019 году и гарантировать операционную деятельность в следующем сезоне. То есть, в один из самых тучных сезонов у Dorna образовалась нехватка средств! Но на следующий год случилась пандемия, и заявленный убыток Dorna составил 94.5 млн евро.
И вот, Dorna выпустила отчетность за 2021 года, где снова заявила чистый убыток в размере 44.8 млн евро
Это уже третий сезон подряд с убытками, который переживает Dorna. Правильнее сказать - с безвозвратными потерями, которые не вернутся в чемпионат в виде инвестиций. При этом, заявлен годовой оборот на доковидном уровне в 310.9 млн евро, сообщило испанское агентство palco23.com
в 2020 году дала Кармело Эспелете зеленый свет на любые расходы, связанные со «спасательной операцией» для сохранения MotoGP на плаву в кризисный сезон. Это помогло избежать катастрофы.
Но похоже, что начинаются афтершоки - толчки после главной волны землетрясения, последствия пандемии, которые могут нанести более серьезный ущерб Dorna Sports. Проблема очевидна: попытка сравняться по уровню бюджета с Формулой-1, расширению календаря и географии MotoGP ведет к росту расходов, но источников дохода при этом становится всё меньше.
Среди основных факторов остается нарушение глобальных логистических цепочек, из-за которых драматически возросли транспортные расходы на межконтинентальных трансферах: эти расходы возросли не в разы, а в десятки раз.
Очевиден и факт, что выход из MotoGP заводского проекта Suzuki и сокращение стартовой решетки в 2023 году вряд ли помогут Dorna привлечь больше новых спонсоров.
Главная надежда на максимально прибыльную вторую половину сезона-2022 - на гладкость проведения «Тихоокеанского тура», который отсутствовал два года и теперь очень востребован, ну, и максимальную интригу в схватке за титул чемпиона.