МОТОГОНКИ.РУ, 13 февраля 2023 - Перемен в новом сезоне - масса, часть из них стали известны уже в августе, когда контракты с пилотами и командами были оформлены, что привело к паре недоразумений. Но похоже, что все вопросы с участниками Dorna удалось решить кулуарно, не вынося сор из избы. В этой серии публикаций на МОТОГОНКИ.РУ мы рассмотрим все самые важные перемены, которые ждут нас в сезоне-2023.
Отсутствие унификации до сего момента вынуждает Техническую Дирекцию MotoGP и Michelin вводить ограничения постепенно. В первых трех Гран-При сезона 2023 года за нарушение разрешенных рамок давления штрафов не будет. Но затем, все будет по-жесткому - штрафовать будут автоматически, как за наезд на "зеленку".
В Michelin убеждены, что при снижении давления ниже 1.9 бар, деградация резины удваивается и есть риск расслоения компаунда, даже нарушения каркаса. Тем не менее, команды MotoGP регулярно пытаются выставить пограничные значения давления, чтобы избежать перегрева передней покрышки в ходе гонки (из-за постоянной езды в слипстриме).
По новому «шинному кодексу» диапазон рабочего давления должен быть в рамках от 1.9 до 2.2 бар. При более высоком давлении колесо "дубеет", пятно контакта существенно сокращается - удваивается риск срыва. Но в 2022 году были зафиксированы случаи, когда передние покрышки настолько перегревались, что давление в колесах повышалось до 2.5 бар и выше. У команд было только одно решение - поставить давление поменьше в начале гонки, чтобы оно пришло к 2.0-2.2 бар после полного прогрева.
В новом регламенте есть лазейка, которая позволяет использовать эту уловку и дальше, поскольку бороться с этим невозможно, и никакого нового решения Michelin не предлагает.
Данные с колес прототипов в ходе гонки будут поступать в тот же дата-центр Dorna, который собирает всю телеметрию. Автоматическая система будет в реальном времени анализировать давление в покрышках: спереди оно должно быть выше лимита в 1.9 бар на протяжении более 50% гонки, сзади - не ниже 1.7 бар.
В прошлом году команды-читеры устанавливали давление и в 1.5, и в 1.6 бар перед стартом, поскольку за это не было предусмотрено наказаний. Японские команды, традиционно чтащие устав, всегда действовали строго по регламенту, и в итоге их пилоты страдали от перегрева в жарких гонках. Хороший пример - Гран-При Испании в Хересе, где Фабио Куартараро не имел физической возможности атаковать Баньяю из-за того, что переднее колесо Yamaha раздуло до 2.5 бар после следования в слипстриме у Ducati на протяжении 12 кругов.
Проблема с перегревом колес стала ощущаться после активного развития аэродинамики прототипов MotoGP, побочным эффектом чего является образование завихрений и вакуума позади мотоциклов на дистанции от 0.5 до 1.5 метра. В слипстриме образуется не только избыточная тяга, которая существенно снижает производительность тормозов, но также повышается риск перегрева двигателя и переднего колеса. В итоге, есть только два пути - либо отпускать идущего впереди соперника на 1 секунду, либо рисковать падением.
Техническая Дирекция MotoGP провела тендер, который после ряда тестов выиграла французская компания LID TECHNOLOGIES, владелец бренда LDL. Основанная в 2004 году радиоинженером Филиппом Лефором, она вывела на рынок ряд беспроводных решений для контроля за различными процессами внутри и снаружи транспортных средств. Особое место в проектах LDL занимают продукты для мотоциклов. TPMS-системы для удаленного контроля за давлением в шинах один из их коньков. Но есть и другие, например, системы удаленного запуска и остановки двигателей, собственные системы телематики и контроля за положением мотоцикла в пространстве и так далее.
Новые единые датчики давления компании LDL выглядят так:
Еще одна особенность внедрения датчиков LDL в том, что до сего момента, производители колесных дисков для мотоциклов использовали каждый свою систему датчиков с Bluetooth подключением. Они различались не только по габаритам, но и по точности показаний. Соответственно, введение единого сенсора несколько нарушит принятый баланс, но командам придется к этому привыкнуть и адаптироваться.
Технический директор MotoGP Денни Олдридж после первых тестов в Сепанге заверил, что «они прошли неоднозначно».
Введение системы контроля давления не может произойти в одночасье, как и активирована система наказаний. Если команды будут испытывать из-за этого неудобства, "тестовый период" продлят еще на 3 этапа.