МОТОГОНКИ.РУ, 12 мая 2022 - Сегодня утром Dorna Sports и Suzuki Motor Corporation опубликовали короткий анонс, имевший в своем тексте некоторую неоднозначность, которую можно было бы расценить как легкий намек на возможное положительное разрешение ситуации:
«Suzuki Motor Corporation is in discussions with Dorna regarding the possibility of ending its participation in MotoGP at the end of 2022. Unfortunately, the current economical situation and the need to concentrate its effort on the big changes that the Automotive world is facing in these years, are forcing Suzuki to shift costs and human resources to develop new technologies».
Других официальных заявлений от Team Suzuki Ecstar и ее сотрудников не поступало. Все ждали, что сегодня на пресс-конференции Гран-При Франции в Ле-Мане может быть сделано какое-то заявление директором Team Suzuki Ecstar Синити Сахарой. Однако, в команде намекают, что никакого иного заявления ждать не стоит.
Френки Карчеди, шеф команды Жоана Мира подтвердил, что проект закроется в любом случае, а речь о «дискуссии» - это лишь внутренние переговоры Dorna и Suzuki об урегулированиии условий разрыва подписанного в 2021 году нового 5-летнего контракта на участие в чемпионате.
Короткий анонс Suzuki - это просто официальный сигнал для всех вовлеченных сторон, в частности, для гонщиков и их менеджеров, что они могут начинать поиск новой работы
Suzuki Motor Corporation намерена переориентировать свою производственную деятельность с ДВС на электрические силовые установки. В середине марта корпорация запустила новый совместный проект со своей индийской дочкой Maruti, которая намерена построить в ближайшие пару лет огромный завод по производству электромобилей, чтобы насытить рынок Индии.
Также, Suzuki Europe предстоит тяжба с властями ЕС из-за обвинений в нарушении экологического законодательства: следователи европейской прокуратуры считают, что в ходе омологационных испытаний дизельных автомобилей Suzuki для соответствия евростандарту инженеры японской компании в сговоре с производителями моторов Stellantis и управляющей электроники Magneti-Marelli использовали специальные программные средства для занижения показателей вредных выбросов; соответственно, реальные прошивки, использующиеся в дизельных версиях автомобилей Suzuki, демонстрируют совершенно иные показатели, не вписывающиеся в регламент Евросоюза. Процесс по этому делу только начался, так что о каких-то серьезных последствиях для Suzuki Motor Corporation говорить рано. Но дело может стать таким же серьезным, как и "Дизельгейт" Volkswagen. Если так, то Suzuki придется пойти на огромные издержки, а также отзыв почти 22000 автомобилей...
Suzuki выходит из MotoGP второй раз за те 20 лет, которые существует Новый Королевский класс (в формате 4-тактных двигателей)
За брендом Suzuki в Больших Мотоциклетных призах огромная история. Компания из Хамамацу вступила в Мото Гран-При официально в 1974 году, хотя с 1971 года в Великобритании на мотоциклах Suzuki выступали многие британские гонщики и команды, в том числе, участвовавшие в гонках Гран-При - в UlsterGP и IOMTT.
Кевин Шванц, чемпион MotoGP 1993 года
Барри Шин, официальный гонщик Suzuki выиграл два чемпионата мира в 1976 и 1977 годах. В какие-то годы мотоциклы Suzuki буквально доминировали на стартовой решетке, где их было до половины от всего состава участников. Но взять титулы после 1977 года в Королевском классе удалось лишь дважды: в 1993 году победу заводу в GP500 принес Кевин Шванц, а в 2000 году другой американец, Кенни Робертс-младший.
Акира Рио, разработчик Suzuki GSV-R (2002)
Наступление эры MotoGP и переход на 4-тактные двигатели из всех японских участников чемпионата Suzuki дался труднее всего. Компания растеряла все частные команды и саттелиты из-за чрезмерной дороговизны технологий и прототипов. Достижения пилотов Suzuki тоже были не слишком явными: у Сета Жибернау и Кенни Робертса-младшему было слишком много сходов, тем не менее, удалось вывести Suzuki на 3-е место в Кубке производителей в 2002. Но на следующий год конкуренты совершили большой рывок вперед в плане надежности и результатов, и завод Suzuki откатился на 5-ю строчку в Кубке. Хуже выступили только частный проект Proton KR, а также заводской проект Kawasaki, замкнувший рейтинг заводов.
Серьезные перемены наметились в 2006, когда заводскую команду возглавил британский менеджер Пол Деннинг (владелец крупнейшего британского дилера и гоночного проекта Crescent Suzuki). Собственно, заводская команда Suzuki стала базироваться в Британии, Деннинг привел в нее нового титульного спонсора Rizla - так началась яркая пятилетка преображения.
Молодой аудитории MotoGP заводской проект Хамамацу лучше всего знаком именно по фирменным цветам производителя бумаги для сигарет и папирос Rizla: под брендом Rizla Suzuki заводская команда выступала в MotoGP в 2006 году и выступала до конца 2011. В паддоке команда была заметна, благодаря «полиции Rizla» - командам девушек gridgirls, одетых в форму, похожую на полицейскую, но в цветах Rizla. Их присутствие в паддоке создавало хорошую конкуренцию "табунчику" Monster Girls.
Наиболее яркими героями Suzuki в MotoGP стали испанец Альваро Баутиста, рожденный в Англии американец Джон Хопкинс и австралиец Крис Вермюлен.
Крис Вермюлен принес Suzuki первую победу в MotoGP в 2007 году
Вермюлен принес Suzuki первую победу в MotoGP, выиграв Гран-При Франции 2007 года. Но первый подиум на Suzuki GSV-R взял все-таки Кенни Робертс-мл. еще в 2002. Правда, тот GSV-R и прототип 2006-2007 годов - это была совсем иная история. Сезон-2007 стал расцветом кампании - ее пиком, самым успешным: Вермюлен и Хопкинс взяли 8 подиумов на двоих и заработали Suzuki 241 очко и вывели завод на 4-ю позицию в Кубке. Но затем начался резкий спад результативности.
Проблемы Suzuki были связаны с тремя факторами. Первый, стремительное развитие технологий после перехода на 800-кубовые двигатели: стремительный рост необходимости в управляющей электронике и активное внедрение пневматического привода ГРМ Honda и Yamaha подорвали конкурентоспособность GSV-R - Suzuki по традиции не спешили внедрять инновации, считая, что классические схемы продолжают работать «ОК!». Вторым фактором стали последствия мирового экономического кризиса 2008 года, из-за которых программу участия в MotoGP пришлось сократить. Наконец, сплошные неудачи гонщиков заводской команды. В 2008 место Хопкинса занял Лорис Капиросси. На зимних тестах Лорис с Вермюленом показали выдающиеся результаты и скорость, но на первом же этапе в Катаре они не подтвердились - оба оказались далеко за спиной у лидеров. К 2011 году программу в MotoGP сократили существенно, остался только один пилот - Крис Вермюлен. Джона Хопкинса позвали помочь австралийцу, но Джон получил только 3 wildcard на сезон, два из которых ему не удалось реализовать из-за падения на тренировке в Брно и травме руки. Стало ясно, что проект ждет, как минимум, заморозка.
Первый выход из чемпионата мира был осуществлен по окончании сезона 2011 года. Но завод Suzuki не закрывал свой проект MotoGP на 100%. Инженерный состав остался в Хамамацу и пытался анализировать ситуацию. В конечном счете, в 2013 году Suzuki обратились к Dorna с предложением о возвращении в чемпионат.
В реальности, с 2012 по 2013 год в гоночном департаменте Suzuki не прекращались работы по возрождению GSV-R. Но за год инженеры пришли к выводу, что проект с 4-цилиндровым V-образным мотором не может быть конкурентоспособным, ибо он не соответствует философии Suzuki.
Так родился совершенно новый проект - прототип GSX-RR, базирующийся на хорошо зарекомендовавших себя технологиях рядного моторостроения. Первые же трековые тесты нового мотоцикла подтвердили эту теорию, и в течение 2014 года на трек вышел готовый к бою Suzuki GSX-RR с рядным 4-цилиндровым двигателем, во многом напоминавшим супербайк GSX-R1000. Шасси и геометрия прототипа также претерпели ряд изменений: получился короткобазный, очень компактный и юркий байк. Дебют состоялся на Гран-При Валенсии 2014 года - GSX-RR на трек вывел Сильвейн Гуинтоли.
Возвращение Suzuki состоялось в полном объеме, в формате заводского проекта Team Suzuki Ecstar (с возвращением в качестве члена MSMA) в 2015. Первый 5-летний контракт завершился в конце 2021, и Синити Сахара подписал второй, который рассчитан на сезоны 2022-2026 годов.
Маверик Виньялес принес Team Suzuki Ecstar первую победу в MotoGP с момента возвращения завода
Настоящий прорыв в MotoGP новый GSX-RR совершил, благодаря Маверику Виньялесу и его победе в Гран-При Великобритании 4 сентября 2016 года. С того момента, пилоты Suzuki стали регулярно бороться за подиум. Виньялес покинул Team Suzuki Ecstar по окончании сезона-2016 ради работы в заводской Yamaha с Валентино Росси, а его место занял новобранец из Moto2 Жоан Мир. Вместе с Алексом Ринсом Мир продолжает работать по сей день.
Team Suzuki ECSTAR MotoGP: Suzuki GSX-RR 2019 - Жоан Мир (36) и Алекс Ринс (42)
перейти в фотогалерею
Звездным сезоном Suzuki стал 2019-й. Во-первых, GSX-RR достиг идеального баланса в соотношении мощности и управляемости; во-вторых, переход на покрышки Michelin нового поколения дали инженерам завода реализовать все сильные стороны прототипа. Единственное, чего не хватало мотоциклу, немного мощности и скорости, которые пилоты получили в 2020.
Сезон 2020 года начался для Team Suzuki Ecstar с катастрофы, но после визита на Red Bull Ring ситуация в корне перевернулась: Жоан Мир и Алекс Ринс стремительно взлетели в ТОП-3, показав прекрасную стабильность и ровную результативность. Миру удалось раскрыть потенциал GSX-RR, он взял 7 подиумов в том коротком чемпионате, завершив путь к титулу блестящей победой над напарником (Ринсом) в Валенсии. Ринс был готов составить компанию Миру, чтобы Suzuki завершили сезон 1-2 в личном зачете, 1-ми в командном чемпионате и боролись за Кубок производителей. Но статистику подпортили две последние гонки (уже после того, как Жоан Мир был объявлен чемпионом MotoGP): хотя Командный чемпионат также удалось выиграть, финал в Португалии, на Circuito do Algarve сложился отвратительно - и Кубок производителей уплыл к Ducati с разницей всего в несколько очков. Тройную корону взять не удалось...
Негативным фактором, существенно усложнившим жизнь Team Suzuki Ecstar в 2021 году стал неожиданный побег из заводской команды бессменного менеджера проекта Давиде Бривио.
Давиде стоял у основ возрожденной в 2015 году команды. Его пригласили к сотрудничеству еще в 2013, и он целый год инкогнито, сохраняя свой "официальный" пост в MotoGP, готовил к запуску новый проект. Давиде Бривио был объявлен менеджером Team Suzuki Ecstar только на презентации заводского коллектива в Валенсии, что стало новостью для многих. Но 1 января 2021 года Бривио также внезапно объявил о переходе на новую работу. Команда потеряла стержень, который скреплял ее 7 лет. Нарушилась коммуникация. И хотя Жоан Мир и Алекс Ринс по-прежнему приносили подиумы, бороться за титул они уже не могли.
В конце 2020 года технический директор Team Suzuki Ecstar Кен Каваюти заявил, что не видит смысла существенно менять GSX-RR, выигравший титул. В 2021 году, учитывая официальную «заморозку» программ по разработке моторов и аэродинамики, Suzuki прошли с тем же самым мотоциклом. Он изменился только к 2022 году. В комплектацию, наконец, вошли некоторые гаджеты, небольшое усовершенствование шасси, подвесок и аэродинамики. Как и в 2020, сегодня GSX-RR является одним из наиболее стабильных и хорошо сбалансированных прототипов, способных тягаться в максимальной скорости с Ducati, KTM и Honda.
Ясно, что закрытие этого проекта - катастрофа для заводской команды, которая и сегодня способна биться за подиум, победы и даже титулы. После 6-ти раундов MotoGP 2022 года, Team Suzuki Ecstar возглавляет Командный чемпионат мира...