МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама
61370
12 марта 2021 в 10:13
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP: Тема дня - граунд-эффект - как его применяют в Формуле-1 и в Ducati

Тема сегодняшнего дня - новые горизонты Ducati Desmosedici GP21 в MotoGP, которые открылись перед пилотами с заводскими контрактами на тестах IRTA в Катаре: что же такого открыл Луиджи Даль′Инья, где он честно спер идею и что все это вообще значит? И главное, что такое - этот магический «ground effect»?

МОТОГОНКИ.РУ, 12 марта 2021 - В двух словах, граунд-эффект - это влияние близко расположенной поверхности (полотна гоночного трека) на аэродинамические характеристики движущегося над ней болида. То есть, если в самолетостроении всеми силами пытаются оторваться от земли, то в автоспорте уже многие десятилетия, напротив, пытаются «прилипнуть» к асфальту, чтобы улучшить характеристики машины на высоких скоростях.

Физическая суть использования граунд-эффекта лучше всего видна на примере Формулы-1, где клиренс между днищем болида и треком предельно мал, и инженеры посредством дополнительных направленных закрылков создают предпосылки для создания области сверхнизкого давления под днищем. На примере схемы болида Lotus видно, как при помощи этого на высокой скорости можно обеспечить дополнительное прижимное усилие:

Схема применения граунд-эффекта на примере болида Формулы-1 Lotus


Если в авиации крыло направляет воздушный поток вниз, чтобы создать подъемное усилие, то в Lotus просто перевернули крыло, чтобы перенаправить поток вверх, на задний спойлер. Таким образом, под днищем образуется зона низкого давления, которая сама по себе способствует притяжению болида к треку, а затем, воздушный поток под напором и с огромной скоростью направляется на заднее антикрыло, что дополнительно увеличивает прижимное усилие на задних колесах.

И что с этим делать в случае с мотоциклом, где нет никакого днища и вообще никакой плоскости между ним и асфальтом? Но Луиджи Даль′Инья, не будь он реальным гением, предложил новое решение, которое, кстати, выходит за рамки действующего Аэродинамического кодекса MotoGP, поскольку никак не касается основных винглетов и ранее омологированных дополнительных аэродинамических устройств, вроде «лопаты» под маятником заднего колеса.

Ducati Desmosedici Джека Миллера: форма портала направляет поток воздуха под мотоцикл
Ducati Desmosedici Джека Миллера: форма портала направляет поток воздуха под мотоцикл

В нижней части новой версии обтекателей Ducati, которую активно тестировали с 5 марта, как тест-пилоты, так и заводские гонщики Борго-Панигале, появились дополнительные, симметрично расположенные порталы, которые перенаправляют воздушные потоки прямо под мотоцикл. Учитывая особенности дизайна обтекателей и его форму, поток направляется клином (с двух сторон) и концентрируется в одной точке, прямо перед «лопатой». «Лопата» действует, как плуг - подхватывает этот поток и направляет его на колесо.

Предполагаемая схема движения воздушного потока при новой аэродинамике Ducati 2021 года
Предполагаемая схема движения воздушного потока при новой аэродинамике Ducati 2021 года

Наиболее очевидно, как все это работает, можно понять, глядя на снимки Джека Миллера с Losail International Circuit. Джек, как известно, в среду побил абсолютный рекорд круга катарского автодрома в одном из тестовых прогонов, а Жоан Зарко побил абсолютный рекорд скорости MotoGP. Раньше, самым быстрым был Mugello Circuit в Италии с его бесконечной стартовой прямой, а в Losail International, несмотря на длину главной прямой в 1 км, в ее конце скорости никогда не были близки к по-настоящему рекордным. Но теперь Ducati может, там, где хочет!

Предполагаемая схема движения воздушного потока при новой аэродинамике Ducati 2021 года
Предполагаемая схема движения воздушного потока при новой аэродинамике Ducati 2021 года

Идея применения «лопаты» была именно в том, чтобы создать дополнительное прижимное усилие на заднем колесе. Но в 2019 году, когда это устройство добавили в конфигурацию, в Ducati не применяли дополнительных винглетов или порталов в нижней части обтекателя. Основной целью работ было прижать мотоцикл сверху и спереди, чтобы сбалансировать его поведение на динамичных разгонах и улучшить торможение в конце прямых - т.е. прижать front-end. С появлением спойлера-«лопаты» перед задним колесом гонка аэродинамических пакетов вышла на новый уровень. Вот почему на Ducati посыпался град проклятий и протестов: первым, кто заметил подвох, был Массимо Ривола, новый директор Aprilia Racing, ранее работавший в Scuderia Ferrari F1. Ривола-то сразу понял, чего хочет добиться его визави из Ducati! И он был первым, кто подал протест в Техническую дирекцию MotoGP, и Луиджи Даль′Инья под большим давлением был вынужден раскрыть карты - выложить техническую документацию на «лопату». Только в этой документации (с целью обхода действующих правил) целевым эффектом было не создание прижимного усилия, а охлаждение покрышки в условиях сухих гонок, а также «рассеивание водяных брызг» в случае дождевых.

И действительно, без показанных в прошлую субботу порталов в нижней части обтекателя «лопата» практически не влияет на прижимное усилие на заднем колесе. Но с порталами, да, она просто обязана это делать!

Посмотрим, как на этот раз отреагируют соперники, а также Техническая дирекция MotoGP. Хитрость состоит в том, что «лопата» была безусловно разрешена, как рабочий элемент. Но главную составляющую этой схемы в Ducati приберегли на потом, то есть, вот на сейчас.

Похоже, что все это действительно работает! Миллер, Баньяя, Зарко - все трое резко ускорились, как только стали использовать экспериментальный комплект с нижним порталом. Миллер, впрочем, в своих комментариях намекнул, что «такие уж шикарные условия сложились в Лосаиле, что грех было не установить рекорд круга», но Зарко ускорился дважды за два дня на одной и той же прямой. Наконец, Пекко привез 4-е время дня во время симуляции, на которую специально установил новый пластик. В общем, эффект налицо.

Важные новости
 
Очередная победа Юрченко, очередной сход Мараева - итоги 2 этапа A5Motors Motoring
Очередная победа Юрченко, очередной сход Мараева - итоги 2 этапа A5Motors Motoring

Макар Юрченко провел еще одну гонку с безальтернативным финалом, хотя началась она очень интересно, с большой интригой, потому что старт выиграл и возглавил заезд Артём Мараев...
Блестящая победа Седина в Москве дает ему преимущество в чемпионате России 2025 года
Блестящая победа Седина в Москве дает ему преимущество в чемпионате России 2025 года

Гонка 2 этапа чемпионата России в классе Supersport прервалась красными флагами после самого старта из-за большой аварии с участием Анатолия Ушакова, что резко изменило ритм гонки и полностью нарушило планы ряда топовых пилотов... кроме Дмитрия Седина, который использовал рестарт с максимальной пользой.
A5Motors Motoring, SSP3: вторая победа Османова - теперь в сухой гонке на Moscow Raceway
A5Motors Motoring, SSP3: вторая победа Османова - теперь в сухой гонке на Moscow Raceway

Первая гонка 2-го этапа чемпионата A5Motors Motoring в классе SSP3 прошла в борьбе - от старта до финиша: обладатель поул-позиции Артем Сивачев и пилот DC Motosport by Petrukovich Тельман Османов спорили за победу буквально до финишной линии на Moscow Raceway.
Потеря потерь: KTM Factory Racing рассталась с ключевым разработчиком MotoGP и Moto3
Потеря потерь: KTM Factory Racing рассталась с ключевым разработчиком MotoGP и Moto3

Очень многие факты говорят о том, что Bajaj не планирует сохранять гоночную программу KTM в MotoGP после 2026 года. Стало известно об уходе из KTM Factory Racing одного из ключевых разработчиков проекта RC16, который получил щедрое предложение от Honda Racing.
ШКМГ: Стали известны победители 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway
ШКМГ: Стали известны победители 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway

1-й этап Чемпионата Москвы по шоссейно-кольцевым мотогонкам, прошедший 5 июля на Moscow Raceway, принес победы Екатерине Колпаковой, Макару Юрченко и Алексею Иванову, возглавившим подиумы в классах SSP300, SBK/STK1000 и SSP/STK600 соответственно. Результаты гонок.
Выше, еще выше! Новый вызов для чемпиона России в Supersport Антона Федорова
Выше, еще выше! Новый вызов для чемпиона России в Supersport Антона Федорова

Ощущения после старта сезона Российского Супербайка на «Игора Драйв» в начале июня можно описать как "фальстарт". Хотя это мнение разделяют далеко не все, для команды Motorrika и действующего чемпиона России в классе Supersport Антона Федорова поездка в Игору была сравни дежа-вю. Ducati V2 будет играть ключевую роль в битве за корону. Весь вопрос, чей. Потому что их теперь... много и весьма продвинутых!
iMed QTM и «Роллинг Мото» представят публике Zontes на чемпионате России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway
iMed QTM и «Роллинг Мото» представят публике Zontes на чемпионате России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway

Компания «Роллинг Мото» стала эксклюзивным техническим партнером чемпионата России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring и представит новинки Zontes в рамках масштабного фестиваля, который пройдет 4-6 июля 2025 года на Moscow Raceway. iMed QTM выступит одной из ключевых площадок как партнер и амбассадор Zontes.
Стартовые решетки 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway и комментарии лидеров
Стартовые решетки 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway и комментарии лидеров

Прошедшие в пятницу на Moscow Raceway квалификации определили расстановку пилотов на стартовой решетке гонок 1 этапа Чемпионата Москвы по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Этап станет боевой подготовкой ко второму этапу Чемпионата России A5 Motors Motoring, гонки которого состоятся днем позже на этом же треке.
Liberty Media купила MotoGP: сделка завершена, объявлен состав руководства Dorna Sports
Liberty Media купила MotoGP: сделка завершена, объявлен состав руководства Dorna Sports

Американская медийная корпорация Liberty Media, владелец Формулы-1, вступила в права владения контрольным пакетом в 84% акций Dorna Sports, промоутера чемпионата мира по MotoGP, World Superbike, MotoE, WorldWCR и других серий кольцевых мотогонок. Сделка, одобренная Еврокомиссией после полугодового расследования, успешно завершена 3 июля 2025 года.
Сергей Петрукович получил звание мастера спорта международного класса (МСМК)
Сергей Петрукович получил звание мастера спорта международного класса (МСМК)

Домашний этап чемпионата России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring начался для команды DC Motorsport сразу на высокой ноте: Министерство Спорта РФ опубликовало приказ о присвоении звания Мастера спорта международного класса (МСМК) основателю команды Сергею Петруковичу.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 12 марта 2021
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


5.27 МЛН
годовая
аудитория
755859
посетителей
в месяц
118871
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island