МОТОГОНКИ.РУ, 10 ноября 2023 - Оказывается, даже самое волшебное предложение от суперкоманды MotoGP, коей является Repsol Honda, может оказаться совершенно неприемлемым для профессионального спортсмена, который действительно думает о своем будущем.
Ахтунг, токсично!
Четверо сильных пилотов MotoGP отказали Repsol Honda за последние два месяца, несмотря на достаточно щедрый гонорар, обещанный им в 2024 году HRC: Оливера, Виньялес, Зарко и Пол Эспаргаро объяснили, почему за 17 дней до завершения сезона у Honda нет ни одного даже предварительно подписанного договора с новым пилотом.
Кейси Стоунер: молодец, все правильно сделал, чувак!
В чем ключевая проблемность этого контракта, почему от него бегут, как от огня?
Мигель Оливера, будучи кандидатом №1 еще в октябре, в итоге, отверг идею - перейти в Repsol Honda на один сезон 2024 года, ради чего ему пришлось бы пожертвовать сотрудничеством с Aprilia Racing и командой RNF MotoGP team.
«Они хотят гонщика только на 1 год. Человек, который думает головой, понимает, что в конце 2024 года, скорее всего, не будет продления. Они найдут кого-то, кого объявят "новым Маркесом". Для любого, кто думает о своей карьере, это слишком рискованная авантюра» - заявил португалец в Сепанге.
«Будучи крупнейшим производителем в мире с самым большим бюджетом и громадном штатом разработчиков, им не удалось построить вторую команду, которая могла бы справиться со всеми сверхзадачами. Один пилот, уйдя от них, способен разрушить всю систему - это же нонсенс! И при этом, они совершенно не хотят понимать психологию гонщика: не гарантируя ему будущее, найти замену [Маркесу] будет затруднительно».
Да идите вы, но... спасибо за предложение!
Жоан Зарко, подписавший контракт с LCR Honda на следующий год, получил предложение - изменить LCR и перейти в Repsol, но отказался, мотивировав это тем же самым моментом: «Это большой риск - завершить карьеру в конце 2024, пусть и в цветах Repsol. Это - заводская команда, и работая с ней, ты вовлечен в разработку байка. Это значит, что придется работать с тем, что есть. Я бы предпочел 2-летний контракт, который мне дал Лучио из-за совершенно иного статуса и атмосферы».
Иными словами, топовые райдеры MotoGP понимают, что Honda действительно ищет «заплатку» для огромной дыры, образовавшейся в проекте из-за ухода Марка Маркеса. Даже то, что его «золотая команда» во главе с Эрнандесом остается в гараже Repsol Honda, не может гарантировать решение проблемы.
Фишку с "заплаткой" просекли давно
Подобная ситуация уже возникала, и совсем недавно - в 2019 году, когда буквально перед стартом финала в Валенсии Хорхе Лоренцо объявил о завершении карьеры (и досрочном разрыве контракта с Repsol Honda). Искать замену для Хорхе Альберто Пучу пришлось прямо на ходу, у него было всего 3 дня, и в итоге, предложение было сделано по принципу "наименьшего зла" - Алексу Маркесу, который с радостью занял место в Repsol Honda рядом с братом. Правда, ничем хорошим для него и его карьеры это не закончилось. Алекс расцвел, только когда сбежал в частный саттелит Ducati - Gresini Racing. Но подписывая контракт в 2019 году, он об этом не думал... три года карьеры были потеряны!
Маверик Виньялес даже не стал обсуждать с Альберто Пучем условия, заявив, то не намерен жертвовать хорошими отношениями с Aprilia Racing ради потенциально токсичного предложения Honda. До переговоров даже не дошло - и точка.
Пол Эспаргаро, потерявший работу в GASGAS Factory Racing, но пока еще не потерявший контракт с KTM Factory Racing (по новому раскладу он должен перейти в штат "запасных" пилотов MotoGP) - следующий, кому сделано предложение о вступлении в Repsol на место Маркеса. Но Пол только что сбежал оттуда, проработав бок о бок с Марком в 2021-22 годах. Подобно Алексу Маркесу, для Пола это было скорее унижением, нежели честью.
Пол Эспаргаро: я бы предпочел остаться с KTM...
«Главная проблема Honda - это 1-летний формат контракта, который они предлагают. Это очевидно. Марк покинул команду, планы были расписаны до конца 2024 года, и теперь им нужно залатать эту дыру - это большая проблема для крупной компании! - сказал Эспаргаро. - Им нужен парень, который умеет ездить на прототипе, который готов к этой работе, но который не дорожит своим будущим. В MotoGP таких сегодня нет. Но им нужен человек с опытом... вот почему они не спешат приглашать кого-то из Moto2».
«Наверное, я бы стал неплохим кандидатом на это место. Но я сразу заявил, что меня интересует многолетний контракт. Возможно, даже более чем на 2 года. В этом случае, перейдя в Honda, я мог бы быть уверен в своем будущем. Сейчас у меня на руках контракт, который мне гарантирует кое-какое будущее после 2024 года. Honda есть Honda, и если бы они дали мне контракт на 2024, но с гарантией, что я могу остаться в 2025 и 2026, я бы решил. В противном случае, я предпочту остаться с KTM».
Последняя зацепка
Единственным из всех призовых пилотов MotoGP, кому нечего терять здесь и сейчас, является Фабио Ди Джианантонио, чье место в Gresini Racing занял Марк Маркес. Проблема ДиДжии, что он не успел раскрыть свой потенциал за те сезоны, что провел в Королевском классе, и сегодня он среди явных аутсайдеров, а аутсайдеры не интересуют HRC. И Фабио некуда бежать: у него нет альтернативного предложения в MotoGP, есть только предварительная договоренность в World Superbike с Puccetti Kawasaki, срок действия которой скоро истечет.
Фабио Ди Джианантонио, Gresini Racing
ДиДжианантонио может подписаться под 1-летним контрактом с Honda, не слишком переживая насчет своего будущего. Возможно, у него нет светлого будущего в MotoGP, и переход в Repsol станет точкой. А может, наоборот, на борту Honda RC213V Ди Джианантонио вдруг воскреснет, кто знает?
Какие у Альберто Пуча еще варианты? Никаких!
Пуч поспешил развеять слухи о том, что Repsol Honda поспешила оформить отношения с пилотом Moto2 Фермином Альдегером, который, впрочем, и не пытался запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда - у него на руках продление контракта со SpeedUp в Moto2 на 2024, и сам он хотел бы продолжить в этом чемпионате... потому что его карьера еще на взлете, она развивается неплохо, и рискованный переход в MotoGP ему не нужен.
Альберто Пуч поспешил опровергнуть договоренности с Фермином Альдегером
MotoGP знает примеры «заката на взлете»
Их было несколько. История чемпиона World Supersport 2013 года Сэма Лоуса - в самый раз! Выиграв титул, британец перешел в Moto2, но затем, на общем подъеме - и по неопытности принял приглашение только что сформированной заводской команды Aprilia в MotoGP. Не сумев справиться с сырым и своенравным прототипом RS-GP, Лоус набил кучу шишек и показал себя не с лучшей стороны, так что больше никто не захотел с ним работать - пришлось вернуться в Moto2...
Хорошим примером «заката на восходе» можно считать подписание контракта с Honda Штефаном Брадлем в ноябре 2012 года. Став чемпионом Moto2, Брадль получил немедленное приглашение от HRC и принял его, не думая о возможных последствиях. Однако, это место должен был получить Марк Маркес, а не Брадль! Но Марк получил травму, выбыл из схватки за титул, которую явно выигрывал - и титул достался Штефану. Сухей Накамото был уверен, что заберет в Honda нового чемпиона, и он рассчитывал заключить договор с Маркесом. Но у него просто не осталось выбора... Маркес через год все же пришел в заводскую команду Honda, и план Накамото полностью «сросся». К тому же, ставка на Штефана не сыграла, Дани Педроса продолжал ковать результат для, и к Брадлю окончательно пропал интерес. Не получив должной поддержки, Штефан ничего не добился и перешел на роль тест-пилота. А так хорошо всё начиналось!..
Иными словами, предложение Repsol Honda сегодня несколько токсично.