МОТОГОНКИ.РУ, 1 сентября 2022 - Заводской проект Ducati в MotoGP - это настоящая феерия, торжество инженерной мысли, инженерного искусства и на деле - истинная вершина мотоциклетных технологий, которая регулярно повышалась с внедрением всё новых и новых элементов. История Desmosedici началась с этого: прототип, разработанный командой Филиппо Прециози, был создан на базе карбонового шасси с двигателем в качестве несущего элемента конструкции и радикально отличался от всего, к чему за десятилетия пришли японские разработчики. Затем и в Ducati пришли к более традиционному стилю. Но с приходом в Ducati Corse Луиджи Даль′Иньи, вектор развития Desmosedici изменился. Видя, что японцев почти невозможно победить в прямом сражении, Джиджи стал искать пути обхода - и нашел их множество!
Ключевым принципом R&D Ducati при Даль′Инье стал пиратский принцип: никаких джентльменских соглашений; разрешено всё, что не запрещено дословно.
Глава Ducati Corse Луиджи ДальИнья
Благодаря этим принципам, в Ducati были внедрены такие технологии, как аэродинамические винглеты из мира автоспорта, системы помощи на старте (holeshot device) и даже механические системы занижения шасси для повышения устойчивости на прямых. Сегодня, без этих устройств мы уже не можем увидеть прототипы MotoGP.
Лин Джарвис: «Мотоциклы и их производство должны оставаться рентабельными, а езда на них хорошо контролироваться пилотом. Это основополагающие факторы индустрии»
Луиджи Даль′Инья, как инженер и разработчик, предельно логичен и готов обосновать свое стремление к постоянным инновациям: «Как инженер, я должен следовать логике вещей. А логика подсказывает, что есть масса неиспользованных идей для улучшения ездовых характеристик мотоциклов. Как инженер, чем больше таких идей мне удастся воплотить в жизнь, тем более полноценным я себя ощущаю. Конечно, я понимаю, что в промышленности мы вынуждены искать компромисс, потому что бюджет ограничен. Мы же работаем в гонках, и если мы вписываемся, всё бонусы - это наши достижения».
«Смотрите: мы ввели в Гран-При понятие о винглетах, и вскоре с нами все согласились - да, это работает! Это помогает делать мотоциклы стабильней на прямой. Мне очень приятно видеть, что наши идеи так быстро расходятся по гаражам наших конкурентов. Это лишь подчеркивает нашу правоту» - заявил Даль′Инья в интервью solomoto в начале сезона.
На счету Лина Джарвиса более 400 уикендов MotoGP
Но Лин Джарвис убежден, что принятие этих инноваций - неизбежное зло: к сожалению, MSMA не может запретить одному из членов Ассоциации изобретать нечто, реально помогающее улучшать результаты! Но следствие этого - необходимость остальным принимать на вооружение аналогичные или превосходящие по эффективности обновления, повышая накал борьбы в гонке моторов, делая R&D всё более дорогостоящим и требовательным.
Это можно назвать техническим прогрессом, конкуренцией.
А можно сказать, что есть и второе неизбежное зло - последствия, связанные с нарушением традиционных подходов к разработке в мотоциклетной индустрии: внедрение инноваций, которые очень важны в спорте, но совершенно не нужны в серийной продукции, вынуждают инженеров искать неактуальные, но очень дорогие решения. Важной негативной составляющей является и то, что не все компоненты прототипов заводы создают сами. Например, тормоза, подвески и электронику. И вот, когда тот или иной мотоциклетный завод создает мега-инновацию, оказывается, что остальные компоненты по своей производительности... просто не успевают за ней! Но производители подвесок и тормозов по своему масштабу в тысячи раз меньше, чем крупные производители мотоциклов и автомобилей, вроде Honda. Им просто не угнаться за ними в гонке моторов...
Лин Джарвис обосновывает плюсы и минусы всех инноваций MotoGP последних лет
Одним из предложений Даль′Иньи на недавних прениях в рамках MSMA было внедрение гибридных силовых установок в MotoGP взамен ДВС, как одно из решений о повышении экологичности прототипов. Его не поддержал ни один из коллег, ни японских, ни европейских: мотоциклетная индустрия пока не готова к этим технологиям.
Когда индустрия не готова к подобному технологическому переходу, то и MotoGP, как ее флагманская витрина, не примет его
«Определенно, Yamaha не планирует использовать гибридные силовые установки в серийных мотоциклах, поэтому мы никак не можем согласиться с коллегой и не поддерживаем эту инициативу, - говорит Джарвис. - Мы поддерживаем идею создания экологичного топлива. Это то, что скорее всего станет решением, а с 2027 года будет 100% обязательным для всех в MotoGP. Больше скажу, мы и раньше предлагали сделать синтетическое топливо основным в чемпионате. Это - решение, которое поддерживается и в Yamaha. Мы видим это, как вариант развития будущего мотоиндустрии. Почему? Потому что это не меняет генеральную концепцию индустрии, позволяет сохранять преемственность».
«Мощность и скорость - не главные цели. Мы можем смириться с потерей 20% производительности, если это коснется всех одновременно. То есть, если вместе мы окажемся у новой черты и затем начнем развиваться в новом направлении - это нормально»
В этом свете, многие инновации, которые предлагаются Ducati - это радикальный отход в сторону от традиционной промышленной идеи. Большинство их них неприменимы в повседневной жизни.
Три директора заводских гоночных департаментов - Yamaha, Honda и KTM в нерабочей обстановке
В то же время, Лин Джарвис не может не отдать дать уважения техническому гению своего главного конкурента: «У команды Даль′Иньи всегда есть масса новых идей. Я могу лишь поздравить их с этим, каждая инновация в техническом плане - гениальна, и мы должны признать ее достоинства».
«Но почему мы сами не внедрили многое из этого? Это вопрос, который обязательно нуждается в объяснении. С точки зрения технического прогресса многие идеи великолепны, но с точки зрения спорта - это уже совершенно другой вопрос».
«С точки зрения спорта, мы должны полагаться на умения наших райдеров. Сейчас MotoGP находится в балансе в этом плане, и нам предстоит непростой период, чтобы найти решение и обеспечить нашему спорту достойное будущее, как в техническом плане, так и в спортивном».