МОТОГОНКИ.РУ, 8 января 2025 - Система «суперконцессий» была внедрена в Мировом Супербайке в 2022 году, чтобы сбалансировать шансы явно преуспевающих заводов и тех, кто числился догоняющим. Система 2022-23 годов давала разработчикам неограниченные права по внедрению обновлений, касающихся шасси и аэродинамики.
Для "догоняющих" единственным фактическим ограничением было количество двигателей на сезон, но если у завода, пользовавшегося суперконцессиями, выходило обновление двигателя, он мог заменить опечатанные (еще нетронутые) моторы на обновленные. Ducati, Kawasaki и Yamaha были лишены этой возможности, поскольку регулярно боролись за места в ТОП-5 между собой. BMW и Honda - нет.
Представители 4 из 5 заводов-участников World Superbike - на первых двух линиях стартовой решетки!
И хотя баварцы с японцами пользовались суперконцессиями в равной степени, именно BMW Motorrad преуспела в быстром внедрении точечных обновлений, что привело Топрака Разгатлиоглу к доминированию в World Superbike к июню 2024 года.
Ситуация неоднозначная, поскольку прогресс BMW лишь подтверждает, что система суперконцессий действительно сработала так, как и планировали ее создатели!
Как представитель завода-участника WSBK, Луиджи Даль′Инья в праве потребовать от организатора чемпионата, Dorna Sports, а также от FIM пересмотра своего подхода к «суперконцессиям». Добиться этого в отношении BMW будет несложно после столь уверенной победы Турка. В чемпионате останется единственный производитель, еще не выигрывавший гонок за последние 3 года - это Honda. Но появится и новый - Bimota!
BMW Motorrad Motorsport внедрила три больших апгрейда M 1000 RR, каждый из которых открывал перед Разгатлиоглу новый уровень возможностей: аэродинамика, тормоза, шасси и двигатель - всё менялось регулярно. Последнее внедрение произошло прямо на финале WorldSBK в Хересе, о чем было известно еще за две недели до гонки!
Никто и не скрывал: на Circuito de Jerez Турок выкатил на пит-лейн супербайк в спецификации 2025 года как своеобразную рекламу BMW Motorrad.
Финальную версию M 1000 RR завод представил незадолго до Миланского Мотосалона EICMA-2024, тогда же был показан супербайк в уникальной BMW M 1000 RR WSBK Champion Edition - мотоцикл ровно в такой же комплектации, в какой Разгатлиоглу проехал в World Superbike с мая по октябрь, - теперь эту версию могут купить состоятельные фанаты.
Даль′Инья глядел на все это шоу с грустной улыбкой: «Мы не создавали суперконцессии для поощрения доминирования одного отдельно взятого производителя, который использовал их по-своему» - считает босс Ducati Corse
«Когда мы вместе разрабатывали систему, в нее закладывалась философия помощи, но не доминирования. Вы приходите в чемпионат, развиваетесь, достигаете уровня, а затем продолжаете игру на этом уровне. По-моему, Техническая дирекция WSBK допустила, чтобы отдельно взятый производитель получил преимущество. В какой-то момент контроль был упущен и серийный мотоцикл превратился в постоянно меняющийся прототип. Мы обязательно поднимем вопрос об адаптации системы концессий, чтобы она вернула свой первоначальный дух».
Топрак Разгатлиоглу принес BMW Motorrad первый чемпионский титул в WorldSBK
Системы концессий в World Superbike работает так: каждый финиш представителей завода дает ему некие "баллы", которые зачисляются в таблицу; производители, зарабатывающие стабильно больше, лишаются преференций; те, кто внизу, получают их. Пересмотр рангов должен происходить каждые 3 этапа, но для BMW Motorrad весна прошла в некотором поиске решений, так что до июня никакого пересчета не последовало... А после, когда Разгатлиолгу стал рвать соперников, было уже поздно менять ситуацию.
Даль′Инья считает, что Николо Булега и Альваро Баутиста выступили в 2024 году превосходно: «Булега стал настоящей сенсацией. Его битва за титул до последней гонки покорила нас всех, а результаты для дебютанта - выше всяких похвал!»
Ducati Panigale V4, впервые появившийся в 2018 году, был обновлен лишь однажды за все это время, в 2023. Следующее поколение с новой рамой, маятником и двигателем должно выйти в середине года и будет омологировано для WSBK 2026.
В то же время, с 2019 года BMW каждый год омологировала новый мотоцикл: в 2019 обновился BMW S 1000 RR, в 2021 появился первый M1000RR, который затем перестраивался в 2022 и 2023. В 2024 M 1000 RR обновлялся несколько раз, перед тем, как осенью была официально омологирована версия 2025 года.
Kawasaki Ninja ZX-10RR обновлялся каждые 2 года - в 2019, 2021 и 2023. По идее, в 2025 году следует ждать новую версию. Но Kawasaki Motors решила сделать ход конем, переведя свою заводскую команду на технику марки Bimota, которая также принадлежит японскому заводу. Таким образом, у бывшей заводской команды Kawasaki появится статус "новичка", и они получат все имеющиеся суперконцессии в 2025 году. Фактически же, Bimota имеет уникальное шасси, но двигатель и управляющая электроника у него от Kawasaki ZX-10RR.
Так что у Даль′Иньи будет много новых поводов, чтобы недовольно поворчать.