МОТОГОНКИ.РУ, 19 января 2021 - Смысл ее не в преобразовании World Supersport, а... в отказе от этого класса раз и навсегда. Почему? Меня навели на это кое-какие факты.
Aprilia определенно хочет вернуться в мир мотоспорта со среднекубатурной новинкой RS 660 - бюджетным спортбайком с 2-цилиндровым мотором, который в теории полностью вписывается в новую концепцию нового World Supersport, хотя выглядит недостаточно конкурентоспособным в плане абсолютных цифр: всего 100 л.с. при объеме в 659 куб.см. - это курам на смех по сравнению со 140-145 л.с., которые выдают подготовленные 600-кубовые «ямахи», «хонды» и «кавы».
Aprilia RS 660 (2020)
Несмотря на это, завод из Ноале уже организовал монокубок в рамках национальной серии CIV Superbike, заявил о подготовке аналогичной серии в США. То есть подготовка идет полным ходом. Но к чему? Трудно представить, что именно к World Supersport образца 2022 года!
Еще из Штатов пришли интересные слухи, что Yamaha тестирует новый спортбайк на базе шасси нейкеда MT-07. Мотоцикл оснащается 2-цилиндровым рядным двигателем объемом 689 куб.см., однако, имеет мощность всего 75 л.с., чего недостаточно для конкуренции с соперниками, которые почти вдвое мощнее. В плане форсировки моторов Yamaha серии CP2 и CP3 слишком много вопросов. Да и как ни смотри, с любой точки зрения классический YZF-R6 выглядит предпочтительней MT-07. Зачем менять шило на мыло?
Yamaha MT-07 из MotoAmerica Twins Cup (2020)
Есть два варианта развития событий.
Первый вариант для Yamaha таков. Еще осенью 2019 года ходил слух о разработке нового спорбайка на базе шасси YZF-R6, но с двигателем CP3, урезанным по объему до 750 куб.см., чтобы вписаться в новые нормы WSS (максимально 765 куб.см. для 3-цилиндровых рядных моторов). База для тюнинга моторов серии CP3 крайне ограничена. Адаптировать CP3 объемом 847 куб.см. для спорта и вкорячить его в YZF придворные тюнингеры не сумели, и после года неудачных испытаний завод заявил о перезагрузке программы YZR-R1. Совсем другое дело - урезать рабочий объем, сохранив остальные специфические особенности «Короля Крутящего Момента».
В этом случае, мотоцикл может стать неплохим конкурентом для того же Triumph 765R. Но такого мотора у Yamaha пока нет, и разработка его, омологация для дорог общего пользования (их нужно выпустить и реализовать не менее 1000 штук в год) будет слишком затратной. Кстати, и самого серийного Triumph 765R тоже не существует! Он в программе у британцев, но серийно еще не производится и, соответственно, никак не может быть омологирован в ближайшее время. Тем не менее, мотоцикл заявлен в British Supersport, на базе которого будет проходить обкатку новый регламент FIM - скоро британцы поймут, надо им это вообще или нет.
Triumph Daytona 765 Moto2 - ограниченная серия мотоциклов выпущена в 2020 году для тренировочных нужд и не имеет омологации для дорог общего пользования
Но вот второй вариант, почему-то вдруг показался мне более вероятным: Yamaha, Aprilia, BMW и другие крупные производители на самом деле и не стремятся вступать в World Supersport в том виде, в каком он существует сегодня - как экстремальный спортивный чемпионат, дорогой и малодоступный, к тому же, не имеющий перспектив и окончательно оторвавшийся от реальной жизни и индустрии.
Хотя Yamaha доминирует в WSS с YZR-R6, де-факто, проект уже закрыт. Подробнее об этом: Закат эры шестисоток: Yamaha YZF-R6 Race (2020). И R6 уйдет в историю следом за Suzuki GSX-R600 и Honda CBR600RR, туда же отправится и Kawasaki ZX-6R через год-два.
Производителям нужны доступные, массовые гоночные серии, и таким сериями являются любительские «Super Twin», где участвуют тюнингованные частным образом серийные уличные мотоциклы (нейкеды и не только), не спортбайки в чистом виде. В этих гонках участвуют сотни гонщиков по всему миру!
На британских и американских трек-днях и в MotoAmerica в классе Twins Cup или Light Twins уже полно Yamaha MT-07, облаченных в полный гоночный пластик, выпускаемый частным ателье Энди Пальмера. Но тут на тестах заметили необычный для частных трек-дней мотоцикл MT-07 в черном пластике без опознавательных знаков, увешанный инженерным оборудованием. Предположили, что Yamaha начала тесты некого нового прототипа спортбайка.
Гонки MotoAmerica Twins Cup
Международность и престижность гоночной серии, а также ее реальный уровень определяется не участниками, а промоутерами и теми, кто им платит. Как только в серию вступает поддерживаемая заводом (и спонсорами) команда, там появляются и прорайдеры. За одной командой приходит другая, третья - все! Новый соревновательный уровень готов. Если промоутер сознательно деклассирует конкретную категорию и дистанцирует ее от денег спонсоров, кто бы там ни ехал, она будет на низшем уровне. Речь идет о производителях мотоциклов (заводах) и их крупных партнерах - масляных компаниях, производителей топлива, расходных материалов и так далее. Речь о хорошо налаженном бизнесе, ориентированном на новых клиентов, а бизнес требует массовости. Сейчас все ориентированы на титульный Supersport, который умирает на глазах. Нет ничего проще - взять, и всем одновременно переориентироваться на более массовый и доступный класс.
Удивительно, что FIM объявила о запуске нового регламента World Supersport уже в 2022 году, хорошо зная, что из всех производителей, которые могут воспользоваться приглашением, готовых для омологации спортбайков в новый формат нет ни у кого, кроме Ducati и Aprilia. Да, я нарочно не упомянул Triumph, потому что его существование сегодня не факт! Успеют ли те, на кого рассчитывают Dorna и FIM, подготовить техническую базу? И собираются ли они вообще это делать?
Yamaha доминирует в World Supersport с YZF-R6: зачем что-то менять?
Вот и получается: Suzuki много лет никто не использует в гонках; новых Honda CBR600RR больше нет - модель 2021 года предназначена только для рынка Японии, как «четырехсотка»; Yamaha YZF-R6 больше не существует для дорого общего пользования, его жизненный цикл истек, а ценник ого-го. MV Agusta в очень тяжелой экономической ситуации после кризисного 2020 года, участие в дорогих гонках сегодня под большим вопросом.
Ducati Supersport кажется слишком слабым для конкуренции в WSS, тогда как Panigale V2 - это скорее дорогущая игрушка для трек-дней, нежели спортивный снаряд для гонок. Triumph 765R еще не появился в серийной версии. BMW ничего не планирует в плане запуска спортбайка на базе рядной 850-кубовой «двойки». Aprilia ничего не говорит о своих планах вступать в Supersport. У KTM есть готовая платформа, которую можно облачить в пластик и выпустить на трек - это 790-кубовый V-Twin LC8C, но никаких намеков даже об идее создания спортбайка для Supersport!
А для того же «Super Twins» все они подходят идеально! Вот и встает вопрос: а не задумали ли производители пойти наперекор FIM, предложив собственную концепцию чемпионата - вывести «Super Twins» на мировой уровень, заменив им World Supersport?
В истории уже есть прецедент, когда консорциум производителей - KTM, Yamaha, Honda, Suzuki и Kawasaki протолкнули через Федерацию создание принципиально нового класса World Supersport 300 для народившейся всего несколько лет категории «300+», которая пришла на смену 250 куб.см. Это было всего несколько лет назад, и эта серия фантастически успешна по обе стороны океана! Даже в России.