МОТОГОНКИ.РУ, 6 октября 2023 - Гонки 6-го этапа на Moscow Raceway запомнятся многим, потому что они были многогранными и разнообразными, во всех классах. Это была кульминация сезона-2023, а почему, объяснит Михаил Кузнецов.

Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Для Михаила этот сезон уже третий в «литровом» классе: выиграв SBK3 в 2021, он перешел в SBK2 в 2022, где лучшим результатом для него был ТОП-10, но в основном, Михаил финишировал за пределами десятки, набираясь опыта в реальной конкуренции более опытными соперниками. Благодаря полученному опыту, в 2023 году произошел первый реальный прорыв.
Почему объединенные гонки SBK2 с SBK – это хорошо
«Мне очень нравится именно SBK2. Почему? Здесь стартовая решетка заполнена плотно, много конкуренции и уровень достаточно близкий. Здесь интересно, и весь сезон я имел возможность бороться одновременно с 4-5 соперниками. Часто, это позиционная борьба. Но сейчас, видя ситуацию чуть глубже, мы уже подходим к гонкам стратегически – просчитываем, когда наступают «те самые» моменты, определяющие исход каждой схватки. Гонка у нас самая длинная, что дает простор для «творчества» и планирования. Это интересно не меньше, чем сама борьба – успех в решении разных задач приносит глубокое внутреннее удовлетворение».
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Прогресс приходит в борьбе, а когда много соперников – есть выбор уровня
«Когда едешь в плотной группе, всегда можно увидеть интересную технику, которую используют соперники – и попробовать ее тоже, понимая, работает она для тебя или нет. Такого не бывает, если гоняешься с тенью или с каким-то одним соперником. В прошлом году такие наблюдения принесли много открытий, которые привели меня к нахождению хороших, рабочих решений – и прогрессу».
Фраза, сказанная одним из российских пилотов, вышедших на мировой трек в 2012 году, – «я на своем уровне» – начинает обретать смысл по-настоящему только сегодня, и не там, а здесь, в Чемпионате России.
«Есть очень хорошая особенность объединенного заезда с Superbike: если ты ускоряешься на секунду, в твоем классе всегда будут ребята, которые так же ускорились; а если делаешь рывок на 3 секунды, попадаешь в новую группу, уже ребят из SBK, и снова – ты всегда с кем-то в борьбе! У меня нет желания ехать в гонку, где в случае схода пары быстрых парней гарантированно запрыгиваешь на подиум. Лучше, 30 человек на старте и прорыв в постоянной борьбе с ними».
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Схватка на 6-м этапе Чемпионата России на Moscow Raceway в гонке «Супербайка» шла одновременно на 4-5 эшелонах. Во главе пелетона – это были Макар Юрченко и Владимир Леонов, за ними ехали Артём Мараев и будущий новый чемпион России Антон Ерёмин, затем, большая многогранная схватка за место в ТОП-5, где Пётр Кожеуров спорил за позицию сразу с тремя соперниками, включая быстрейшего представителя SBK2 Егора Ратникова, который решил замахнуться на прямую схватку с топами Премьер-класса, но не выдержал навязанного темпа. Далее, была схватка уже за ТОП-10, в которой смешались представители обоих подклассов – там же шел спор за позиции на подиуме SBK2.
Наконец, большая битва, достойная отдельного анализа, шла за звание быстрейшего среди остальных – любителей из SBK2, участие в которой приняли сразу шестеро. Михаил Кузнецов выиграл эту грандиозную битву, проведя свою лучшую гонку сезона. Но она интересна еще и с точки зрения общего анализа трендов в литровом любительском классе.
«В Москве бороться пришлось буквально со всеми, кто сразу не поехал в ТОП-3 – и с Рудовым, и Андрющенко, и Коростелевым, Тимофеевым и Черновцом. Вот все, кто 1:43 ехал – все были конкурентами в этой гонке. Возможно, поэтому она и была такой «насыщенной», плотной. И на квалификации я оказался перед ними. Но первый поворот – всегда самое узкое место гонки, там многие прошли вперед. Вся группа – человек шесть, а кто-то, может, еще и сзади поджимал – все, кто был готов ехать 1:43-1:44 в гонке, поехали бороться. Пропустил я их вперед – нет проблем, пожалуйста, проходите. Ведь тут такой момент – физуха: посмотрим к середине заезда!»
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Главный козырь, который, наконец, сыграл
Физуха в Супербайке – одно из ключевых мест: мотоцикл тяжелый, разгоняется активней, замедляется еще активней, много веса, его необходимо контролировать. И длительность гонок больше, чем в младших классах. Мотоцикл требует очень много энергии для контроля над собой!
«Последние два сезона я чувствовал серьезную нехватку физухи, это для меня на литровом байке прямо проблема была. Раньше считал, что физуха должна догонять пилотаж. То есть, ты как бы делаешь шаг вперед и еще подшаг: на уровне пилотажа ускоряешься и ждешь, чтобы физуха его догнала. Но никогда она не догоняет! Когда, наконец, понял, что надо делать – начал заниматься с тренером по боевым искусствам, чтобы он меня «гонял». Заниматься так получается чаще, чем ездить на мотоцикле – 2-3 раза в неделю, регулярно, недалеко от дома, а когда от тренера еще тебе и «прилетает», это мотивирует. Как он начал меня «гонять», почувствовал прогресс. А появился прогресс в физухе, сразу появилось желание и на мотике прогрессировать. Почувствовал я, где раньше был пробел».
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Хорошая физическая форма – это, прежде всего, отсутствие стресса
Хорошая физподготовка дала Кузнецову почувствовать разницу между июльскими событиями на Moscow Raceway и концом августа:
«На предыдущем MRW ехал 1:42 высокие, а на этом уже поехал 42 низкие, но это не было для меня уже таким стрессом – просто комфортный темп на новых покрышках».
Ключевой момент стресса в гонке, это то, что рано или поздно, ты устаешь и теряешь концентрацию. А мы уже знаем, что гонки на треке, в отличие от езды по улицам города, это всегда 100% осознанная езда с абсолютно четким пониманием каждого маневра и движения, а не просто езда на инстинктах в потоке.
«Пропустил я ребят на старте спокойно со словами: проедем немного и посмотрим! И да, после 5-6 круга они «поплыли». Я стал подмечать, как стали терять контроль понемногу: кто-то перенаклоняет, кто-то уже промахивается, скользит. В итоге, из всей группы до финиша доехали те, кто должен был доехать. Очевидно, что Сухов и Александров – я им пока еще не конкурент. Сидоров, возможно, моя ближайшая цель, но сейчас он чуть быстрее меня в целом. С остальными – и команда со мной согласна – в этой гонке мне удалось справиться, и прогресс по физухе, конечно, здесь на первом месте. Меньше стресса – больше точности, меньше ошибок».
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Длинный сезон – это не только тяжело, но и круто
Одной из важных особенностей сезона 2023 года в Чемпионате России стал календарь 7 этапов – самый длинный, физически и технически напряженный в истории серии. Учитывая две разных конфигурации «Игоры», в ассортименте оказалось сразу 4 разных трека, к каждому из которых требовался свой подход.
По большому счету, сезон стартовал не в Грозном в конце апреля, а только в июле (из-за переноса Гран-При Москвы), и к августу все вошли в форму и даже успели подустать к 5-му этапу, но затем произошел общий подъем, как в плане формы, так и морали. И 6-й раунд, в итоге, вышел самым мощным.
«Если бы у нас было 4-5 событий в этом году, мы бы просто не успели вкатиться. Мы бы только «разогрелись», и тут – финал. Первый «Грозный» был своего рода тестами. Нам нужно было больше гонок между апрелем и Гран-при Москвы, чтобы набрать форму. Думаю, я подошел к пику только к 4-му раунду, но из-за техники пришлось пересидеть. И поэтому, 6-й этап стал пиком для меня. Такой длинный сезон себя оправдывает, нужно только более равномерное распределение событий, без перекосов, когда каждую неделю гонки, и ты просто не успеваешь восстанавливаться».
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport
Не всегда больше усилий приносит больше скорости
Интересное замечание Михаил сделал в Грозном, уже в сентябре, после квалификации финала Супербайка.
«Я был жутко недоволен своей квалификацией: нервничал, что медленный, пыжился, всё пытался проехать быстрее, но… 1:24.0, 24.0, 24.0… без шансов на улучшение – и я «сдался», вернулся в бокс, расслабился и наследующую сессию поехал «на чилле». А оказалось, что проехал существенно быстрее! Пытался понять, как так вышло, проанализировал ход событий и понял: очень долго пытался превзойти самого себя, потом просто … проехал так, как могу на самом деле, без экстрима. Благодаря этому, удалось поехать плавнее, и даже на «докатках» сделать 1:23. Думаю, что, если бы чуть внимательней отслеживали ситуацию и решились поставить новую резину, достал бы и 1:22. И потом ездить 1:23 на «докатках» вдруг стало нормой. Вывод сделали такой: иногда надо отпустить ситуацию и перестать самого себя пушить, поехать в комфортном режиме, без стресса, но зато чисто – и это вдруг дает ошеломительный эффект!..»
Михаил Кузнецов, Ratchet Motorsport в Грозном, финал Чемпионата России
Более тщательная работа с мотоциклом – план на следующий сезон
В гонках, даже на тренировках и квалификациях не бывает мелочей, и каждый нюанс имеет свой смысл, плюсы и минусы, и их необходимо анализировать.
«В Грозном, понимая, что это финал, и что за высокие позиции не боремся, проехали уикенд более-менее на расслабоне. Я купил дублер заднего тормоза на руль и с ним целый день катался, пробовал. Неправильно его поначалу настроили и из-за этого даже «зажарили» задний суппорт, даже до дыма дошло. К счастью, тормозной диск уцелел, и мы повторили всё сначала. Отметил, что стал пользоваться задним тормозом в поворотах. Дозированно пока, но уже с четким умыслом. В паре мест подметил, как это влияет – положительно – на торможение: начинаю тормозить, а затем дотормаживаю в апекс, чтобы "дотянуть" мотик».
«Грозный очень отличается от MRW и Игоры, потому что он кочковатый. И я пытаюсь найти баланс, чтобы [шасси] не вынимало душу и при этом мотик не превратился в диван. Это сложная и длительная работа, для которой требуется человек, четко понимающий физику и динамику процесса. Впервые пожалел, что в нашем боксе не сидел [Андрей] Иванов [один из ведущих специалистов по подвеске в России, в 2023 году работал эксклюзивно с SPB Racing Team, прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Нащупали некий баланс в итоге, но времени потребовалось много. На MRW у нас опыта гораздо больше, и это бы заняло меньше времени. В Грозном, из-за того, что бываем здесь пару раз за год, знаем меньше секретов – меньше понимания, меньше известных нюансов».

Михаил Кузнецов и Кирилл Битков на автограф-сессии, Ratchet Motorsport
Новые цели с учетом новых вводных
«Цель на следующий сезон - заехать на подиум, это уже определенно. Мне требуется подтвердить КМС, и для этого надо завершить сезон в ТОП-6. Но в этом году мы узнали очень много интересных нюансов, и сезон-2024 будет еще более осознанным и четким для нас, для команды, для меня конкретно, и новые цели - отличный челледж».

Михаил Кузнецов и Антон Федоров на старте Гран-При Москвы, Ratchet Motorsport
Менеджер команды: Любовь Федорова +7 (919) 1020370
Пресс-менеджер: Кирилл Чернышев + 7 (926) 7546050
По вопросам предоставления пресс-материалов обращайтесь по email: turtle@motogonki.ru