МОТОГОНКИ.РУ, 6 октября 2023 - Марк Маркес вступил в MotoGP, благодаря уникальному уровню протекции со стороны Honda Racing. Аналогичным образом в Королевский класс за всю историю попал только один другой мотогонщик - юный чемпион GP250 Валентино Росси, для которого Honda создала квази-независимую команду, на самом деле, соорудив вокруг VR46 заводской коллектив и передав новобранцу 100% заводской прототип Honda NSR500.
В случае с Маркесом, Honda Racing пошла на невероятное давление на промоутера, Dorna Sports, а также IRTA и коллег по MSMA, чтобы ради вступления Марка в заводскую команду Repsol Honda похоронить действовавшее в тот момент «Правило новобранцев», по которому новичок Королевского класса обязан был начать карьеру в саттелите. Но Маркес с первой же попытки достиг космических высот, став El Fenomeno.
10. Марк Маркес стал самым юным победителем Гран-При в истории
Марк вступил в чемпионат вместе со всеми, прошел тесты в Валенсии, Сепанге и Катаре, чтобы впервые выйти на старт гонки MotoGP на Losail International Circuit, где с первой же попытки взошел на подиум, став 3-м и проиграв Валентино Росси всего 0.3 секунды. На этом, взлет ракетой для юного новобранца не остановился. Вторая же гонка сезона-2013 - Гран-При Америк на Circuit of the Americas принесла ему победу!
В тот день, Марку было всего 20 лет и 63 дня от роду. В этой попытке Маркес свергнул с пьедестала многолетнего рекордсмена Фредди Спенсера, одержавшего первую победу в Спа в 1982 году, тогда ему было 20 лет и 196 дней. Да, Фредди Спенсер - тот человек, который сейчас возглавляет Коллегию Стюардов MotoGP.
9. Возвращение из небытия: поул-позиция Гран-При Японии после 4-х операций
Пропустив полный сезон 2020 года из-за перелома правой руки и трех операций, Марк Маркес пытался вернуться в строй в 2021 году, взял несколько побед, но понимал, что его уровень далек от того, что был до травмы. Наконец, весной 2022 года он получил от врачей результаты обследования, которые подтвердили худшие опасения: несмотря на 3 операции, плечевая кость получает постоянную деформацию под нагрузкой из-за неправильного процесса сращивания. Маркес бросил чемпионат посреди сезона, сразу после Гран-При Италии и улетел в США, чтобы сделать 4-ю операцию.
Самая сложная операция из всех: хирурги Mayo Clinic вскрыли Марку руку, распилили кость пополам и собрали ее заново, исправив начавшееся скручивание тела кости. Маркес провел в реабилитации следующие 3 месяца и вернулся на трек только в сентябре 2022 года. Но на Гран-При Японии, домашнем этапе Honda он снова рискнул - и взял поул-позицию в достаточно трудных дождевых условиях, доказав, что вернул свою былую форму, как физическую, так и психологическую - форму победителя. Правда, этого было маловато для реального успеха...
8. Невероятная пробежка за поул-позицией Гран-При Америк 2015 года
Наверное, самый запоминающийся момент в истории квалификаций MotoGP! Мотоцикл Маркеса выдал ошибку двигателя в середине стартовой прямой Circuit of the Americas на квалификации Q2 в 2015 году. Но Марк не растерялся. Прислонив байк к пит-лейну, он перемахнул через пит-вол и бегом помчался к боксу Repsol Honda, где успел запрыгнуть на запасной байк и... у него было всего 2 минуты 30 секунд для установки быстрого круга на совершенно неготовом для этого RC213V. Но он взял поул-позицию со второго круга.
7. Маркес первым в истории заработал более 400 очков за сезон MotoGP
Сезон 2019 года стал для Марка Маркеса и Honda втройне удивительным и удачным: Маркес выиграл 8-й мировой титул (6-й в MotoGP) и принес Honda третью «Тройную корону» (личный, командный и конструкторский титулы). Заодно, Маркес побил рекорд всех времен по заработанным за сезон очкам, добив счет в Валенсии до 420.
В том году Маркес выиграл 12 гонок из 19-ти, и в 18-ти из них взошел на подиум.
6. Взятие поул-позиции Гран-При Чехии на сликах под дождем
Маркес выиграл квалификацию в Брно в 2019 году, выбрав очень рискованный набор резины: он вышел на Q2 на сликах, хотя перед квалификацией и в ходе нее поливал дождь, и на треке было не только полно опасных влажных пятен, но и пару "рек", когда вода переливалась с более высокого края трассы в низину. Но Марку удалось собрать идеальный круг под усиливающимся на глазах дождем, буквально за несколько секунд до того, как он превратился в реальный ливень - и решил судьбу этой поул-позиции.
5. Возвращение Короля Кольца: Маркес выиграл 10 Гран-При Германии подряд
Sachsenring (Саксонское Кольцо) часто сокращают просто до "Кольца" - и все знают, о чем речь. Ну, и всегда есть властелин Кольца. В данном случае, Король Кольца. В 2019 году Марк Маркес установил уникальный рекорд, который сделал его единственным в своем роде обладателем 10-ти побед подряд на одной трассе - на Sachsenring. Маркес не проиграл ни одной гонки здесь за всю свою карьеру, опередив Джакомо Агостини, который до того июля хранил за собой рекорд всех времен - 9 побед подряд в Гран-При Финляндии. Что характерно, в 2021 году Марк Маркес вернулся на Sachsenring и записал за собой 11-ю победу.
Обе победы - 2019 и 2021 годов - очень особенные: в 2019 Маркес страдал от рецидивного вывиха правого плеча; в 2020 году он сломал правую руку и пропустил весь сезон, но Гран-при Германии в том году не проводилось из-за пандемии; и в 2021 году Маркес вернулся после трех операций и длительной реабилитации, чтобы выиграл Германию снова! Правда, продлить победную линию в 2022 году ему не удалось из-за 4-й операции на правой руке. В 2023 году Маркес снялся с Гран-При Германии после 7 (семи!) падений по ходу уикенда (на FP1, FP2, Q1 и воскресном warm-up′е), в результате чего он получил несколько небольших переломов.
4. Сейв на все времена! Гран-При Валенсии 2017 года
Марк Маркес стал настоящей легендой MotoGP, благодаря своей суперспособности - в последний момент спасать падающий мотоцикл. Кроме обостренного чувства держака, он научился физически подимать мотоцикл после лоусайда (ухода с переднего колеса), для чего использовал внутреннее колено и локоть, отталкивался от асфальта в скольжении и ловил момент, когда переднее и заднее колеса приходили на долю секунды в зацеп с покрытием.
Спасение из лоусайда в 1-м повороте Ricardo Tormo Circuit на последней гонке сезона 2017 года, определенно, самое зрелищное из всех: Маркес проскользил на колене и локте более 30 метров, пока не нащупал опору. Он успел сделать это, пока не выкатился за пределы асфальтированной зоны безопасности. И хотя немного уехал в гравий, затем вернулся в гонку, чтобы завершить сезон триумфально - 6-кратным чемпионом мира, 4-кратным чемпионом MotoGP.
3. Жуткий хайсайд в Бурираме - и взятие 6-го титула MotoGP
У Маркеса на счету множество совершенно жутких аварий, и хайсайд на Chang International Circuit в ходе свободной практики Гран-При Таиланда 2019 года, вероятно, самая зрелищная из всех, поскольку основной мотоцикл Марка был уничтожен полностью...
И особенная одновременно, поскольку Маркес избежал травм, хотя получил небольшую контузию, которая, впрочем никак не помешала ему квалифицироваться на заглавной линии и выиграть схватку у Маверика Виньялеса и Фабио Куартараро, чтобы завершить уикенд 6-кратным чемпионом MotoGP - досрочно.
2. Самый результативный сезон: 13 побед в 18 гонках
В 2014 году Марк Маркес абсолютно доминировал в чемпионате MotoGP, оформив в Индианаполисе, куда чемпионат прилетел в середине сезона, 10-ю победу подряд с начала года. Всего же в том сезоне Маркес записал на свой счет 13 побед. Больше ему пока сделать не удалось.
1. Самый юный победитель Гран-При - самый юный чемпион MotoGP в истории
Начав сезон 2013 года с подиума в Катаре и дебютной победы в Техасе, Маркес завершил год в Валенсии, став самым юным чемпионом в истории MotoGP, причем, с первой попытки, чего не происходило в Королевском классе с 1978 года.
Между дебютной победой в MotoGP и взятием титула прошло всего 203 дня, и в воскресной Валенсии ему стукнуло лишь 20 лет и 266 дней. И в этом, Маркес превзошел «Быстрого» Фредди! Свой первый мировой титул в Королевском классе Спенсер взял в 1983, когда ему было уже 21 год и 258 дней. Кейси Стоунер третий в списке самых молодых чемпионов MotoGP: в 2007 году австралийцу был 21 год и 342 дня от роду.