МОТОГОНКИ.РУ, 22 июня 2022 - На «пилотном» этапе ЧР, который состоялся 12 июня на Moscow Raceway, спортсмены столкнулись с необходимостью адаптироваться к новым условиям. Мы попросили прокомментировать ситуацию с изменением правил и тем, как это уже подействовало на результаты ведущего тренера Сборной Команды Москвы и Московской области, лидера команды VL65 Racing Дмитрия Седина.
Дмитрий Седин, ведущий инструктор мотошколы VL65 Racing School
Ключевые изменения в Техрегламенте
Так, новый Технический регламент 2022 года разделил классы Supersport и Superbike по правам комплектации мотоциклов спортивным оборудованием, в частности, блоками управления двигателем (ECU), что всегда отличало мотоциклы профессиональных спортсменов от мотоциклов любителей.
В Superbike по-прежнему разрешается использование нестандартных блоков ECU и дооснащение электронной схемы блоками контроля питания, вроде DynoJet Power Commander.
Управляющая электроника Magneti Marelli на Kawasaki ZX-10RR Владимира Леонова (2019)
Но в классе Supersport это уже запрещено. В 2022 году в Supersport запрещено использование нестандартных схем электропроводки и популярных блоков управления Mectronic и Motec, которые раньше были настоящим фетишем в 600-кубовом классе. ECU должен быть либо оригинальный (стоковый, установленный на заводе), либо произведенный заводом спортивный (HRC, GYTR, Kawasaki Racing Team). Во-вторых, запрещено использование нестандартных масляных насосов и ряда внутренних компонентов ЦПГ и ГРМ. Например, больше нельзя использовать механические натяжители цепи ГРМ, что позволяет повысить производительность и надежность мотора с сильно поджатой головой. Но манипуляции с головкой блока по-прежнему доступны командам. Также, в Supersport был расширен регламент допуска на старт мотоциклов с 2-цилиндровыми двигателями объемом до 850 куб.см. Правда, эта мера уже устарела, поскольку в FIM с этого года объем 2-цилиндровых раздвинули до 950 куб.см., чтобы дать возможность зайти в класс Ducati Panigale V2. В России это по-прежнему невозможно, хотя и актуально.
Дмитрий Седин положительно оценил изменения в регламенте: это позволит существенно снизить финансовую нагрузку на команды, и нивелировать преимущества "богатых" коллективов над остальными, дать возможность по-настоящему сильным пилотам проявить свои спортивные навыки.
«Самыми дорогими в плане подготовки техники являются именно подготовка головки, повышение степени сжатия, а также электроника, которая позволяет вытягивать максимум производительности. С точки зрения подготовки моторов, изменения незначительные - этот пункт затрат остается, потому что он ключевой. Что касается "мотеков" и прочей электроники, вот здесь уже существенное изменение: мы уже отметили, что наши расходы сократились, а шансы пилотов уравнялись. Даже по итогам квалификаций 1-го этапа это было видно: с профессиональными системами электроники можно здорово сэкономить время на треке».
Антон Ерёмин, один из фаворитов чемпионата России в классе Supersport
Запрет на эксплуатацию дополнительных устройств, как натяжитель цепи ГРМ или нестандартных масляных насосов, также играет роль:
«Сразу хочу сказать всем, кто считает, что это просто "аксессуар" - нет: механический натяжитель поддерживает цепь постоянно в натянутом состоянии, что позволяет двигателю с предельно задранной степенью сжатия работать без лагов, это также дает возможность устанавливать более "злые" фазы газораспределения. Установка тюнингового маслонасоса позволяет поддерживать более высокое давление масла, что особенно важно на низких оборотах, и использовать совсем жидкие масла. И то, и другое дает дополнительное преимущество в плане подъема мощности двигателя».
На первом этапе ЧР на Moscow Raceway техкому уже пришлось воздействовать, как минимум, на одного участника чемпионата России, у которого были обнаружены запрещенные новым регламентом компоненты. Нарушения команда быстро устранила, а пилот допущен к гонке и провел ее на достойном уровне, борясь за победу.
Дуэль Макара Юрченко и Владимира Леонова длиной в 4 сезона
Новая система начисления очков?
В связи с тем, что уже возникли вопросы, как победители гонок 1-го этапа Superbike и Supersport заработали более 25 очков - новая система? - имеет смысл обратить внимание, что с этого года Комиссия МФР по ШКМГ действительно обновила систему начисления очков. Но сама сетка для гонок не изменилась: 25 очков за победу, 20 за 2-е место, 16 за 3-е и так далее.
Новая система начисления очков для участников гонок Чемпионата России предусматривает дополнительные - «бонусные» баллы за участие в квалификациях. Так, при наличии в квалификационной сессии более 10 участников, пилоты, показавшие время круга в ТОП-3 получают, соответственно, дополнительные очки в плюс к заработанным на гонке по принципу: 3 очка за поул-позицию, 2 очка за 2-ю и 1 очко за 3-ю. Если в квалификации участвовали менее 10 человек, то окно выдачи бонусных баллов сокращается: при участии 7-10 человек - до 1-2 позиции (2 и 1 балл), при участии 5-7 человек - только за поул (1 балл); если менее 5 человек - очки не начисляются.
В итоге, официальный протокол 1 этапа гонок Superbike выглядит следующим образом:
где Владимир Леонов финишировал с поул-позиции, Макар Юрченко 2-м, а Артём Мараев 3-м. Но в квалификации Superbike участвовали всего 8 человек (менее 10), поэтому Леонов получил дополнительно к заработанным в гонке 20 очкам + 2 бонусных, а Юрченко - +1 очко; Мараев не получил дополнительных баллов.
Аналогично в классе Supersport:
Дмитрий Седин из команды VL65 Racing выиграл гонку, стартовав со 2-й позиции и заработал 25 + 1 = 26 очков, тогда как Антон Ерёмин стал 2-м, стартовав с поула, получив за это 20 + 2 = 22 очка. В квалификации Supersport участвовали 7 человек, поэтому квалифицировавшийся 3-м многократный чемпион России Алексей Иванов из DMC не заработал бонусов, а поскольку не доехал до финиша, вовсе не заработал ни одного очка на этом этапе.
с этого года Комиссия МФР по ШКМГ действительно обновила систему начисления очков
«Это нововведение действительно будет иметь значение, когда борьба на равных будет идти между несколькими пилотами. В нашем классе [Supersport] в этом году у нас складывается схватка с Антоном [Ерёминым], мы с ним и на квалификации, и в гонке конкурировали серьезно,» - комментирует Дмитрий Седин.
«Раньше не переживал из-за позиции на квалификации: я традиционно хорошо стартую - не было смысла выкладываться на квалификации, чтобы оказываться на первом ряду. Можно выиграть старт и со второй, и с третьей линии. Учитывая средний уровень решетки [в 2022 году], это меня и сейчас не сильно волновало бы, но так как есть возможность заработать дополнительные очки, обрело смысл хорошо подготовиться к квалификации и даже установить новый набор покрышек. На бюджете это, конечно же, сказывается (негативно). Но мы боремся за титул, поэтому имеет значение».
В классе Superbike конкуренцию Макару Юрченко по-прежнему может составить только Владимир Леонов. Но из-за пересечений календарей Чемпионата России и IDM Superbike, где Леонов претендует на высшие позиции по итогам каждой гонки, на ряде российских этапов Юрченко будет в эксклюзиве. Этап 26 июня на Moscow Raceway как раз один из таких, и Макару предоставится великолепный шанс - значительно увеличить свое преимущество в чемпионате, в том числе, благодаря хорошей квалификации.
В мировом тренде: границы трека
С 2022 года Дирекция гонки стала активно контролировать нарушение пилотами границ трека (track limits), как в World Superbike и MotoGP. Перед этапом на брифинге спортсменам объяснили, что это значит и за что будут предупреждать, а за что - наказывать.
Как считается выезд за границы трека
Выезд на поребрик - разрешен, но выезд за пределы поребрика уже является нарушением.
На Moscow Raceway с прошлого года появились четко определенные зоны границ трека - «зеленка» - полосы, расположенные за белыми линиями и поребриками в тех местах, где мотоциклы обычно выкатываются с асфальта по инерции. Выезд на «зеленку» теперь также отслеживается по камерам CCTV, расположенным на автодроме. Напомню, что на Moscow Raceway есть 32 камеры, которые позволяют следить за каждым поворотом и сектором с нескольких ракурсов. В MotoGP за нарушением границ трека уже следит автоматическая система, но к ее работе у гонщиков чемпионата появилось в этом году много вопросов: она автоматически аннулирует время круга и выписывает предупреждение даже за минимальное пересечение белой линии, даже если покрышка не коснулась зеленого слоя, например, в наклоне.
Дмитрий Седин считает, что это нововведение сможет повлиять на ход гонок
Дмитрий Седин считает, что это нововведение сможет повлиять на ход гонок - командам придется более тщательно готовить мотоциклы, а пилотам менять стиль пилотирования, чтобы ехать "чище":
«Это действительно совершенно новое правило, введение которого уже начало сказываться на гонках. Как и в случае с бонусами за квалификацию, оно будет иметь смысл, когда в гонках пойдет борьба между равными соперниками. Например, на 1-м этапе в нашей схватке с Ерёминым это едва не начало играть роль: из-за недостаточной поворачиваемости [моего мотоцикла], меня регулярно выносило за пределы трека, и пришлось прикладывать массу усилий, чтобы оставаться в рамках лимитов».
«В моей ситуации, если бы правила не было, я бы использовал более размашистые траектории за пределами белых линий, чтобы не терять скорость и действительно выиграть какие-то доли секунды на этом. Но мне пришлось "ужаться" и стараться не выкатываться за линии».
«То, как Дирекция отслеживает соблюдение границ сейчас, по-моему, адекватно на 100%. В моем случае, Дирекция зафиксировала три нарушения лимитов за гонку, они готовились показать предупреждение, но мы финишировали. Если бы после предупреждения я продолжил выкатываться за пределы, то меня ждала бы пенализация. Так же точно оценивается нарушение этого правила и в гонках MotoGP, и в World Superbike - это не жесткое наказание, а именно настоятельная просьба и указание - ехать "чище". Но на квалификации аннулирование лучшего времени из-за таких срезок логично. И мы все стараемся!»
Второй этап Чемпионата России пройдет на Moscow Raceway в это воскресенье, 26 июня.